Актуальность темы. Социально-экономические преобразования в России, продолжающиеся более двадцати лет, вызвали радикальные перемены в жизни общества, изменения в различных его сферах. Период, переживаемый современной Россией, остро поставил вопросы анализа пройденного страной пути, осмысления процессов, определяющих ее настоящее и будущее страны.
Несмотря на то, что в последние годы внутреннее социально-экономическое положение страны несколько стабилизируется, Россия, все еще находится в состоянии социального кризиса. Это выражается в том, что с каждым годом увеличивается численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Негативные последствия социально-экономической трансформации общества, в первую очередь и более всего затронули более 38 миллионов россиян, получателей государственных пенсий. Среди них особенно выделяется социально-уязвимые пенсионеры-инвалиды, одинокие пенсионеры, ветераны труда.
Конституция РФ 1993 года провозгласила принцип «государство для человека», но этот принцип для большинства населения, в том числе и пожилого, пока не реализуется. Сложившаяся система нормативно-правовой базы социальной защиты ветеранов труда гарантирует достойную жизнь каждому, предоставляя им определенные права и льготы. Тем не менее, в своем большинстве пенсии и социальные пособия, ниже величины прожиточного минимума не трудоспособных граждан, а предоставляемые государством льготы не всегда находят адресата.
Такая ситуация, характерна как в целом для Российской Федерации, так и для ее субъектов, в том числе и для Сосновского района Челябинской области.
В последние годы в качестве самостоятельного и чрезвычайно важного направления реализации социально-правовых гарантий ветеранов труда отчетливо выделяется система социальной защиты населения, имеющая свою идеологию, четко выраженную вертикальную структуру и систему управления, формы и технологии реализации, правовую, финансовую, кадровую, научно- методическую, материально-техническую и информационно- аналитическую основы. Система социальной защиты населения, как самостоятельная отрасль, находятся в постоянном совершенствовании и развитии.
Социальная защита населения - это социальный институт, реализующий государственные меры в области уровня жизни, гарантии поддержания социального статуса, защиты от социальных рисков в обществе. Основным направлением социальной защиты населения является реализация гарантий конституционных прав и задач социальной политики государства, структурным элементом которой она является. Социальная защита населения является важным элементом государственной политики, так как любые недостатки, связанные с обеспечением ее функциональной деятельности, ощутимо влияют на социальное самочувствие всего социума. На наш взгляд, составление социальных кадастров регионов, включающих объективные показатели социального развития, перечень "болевых точек" помогут в ликвидации социальных проблем, выявляя приоритетные направления во взаимодействии центра и регионов. Социальная политику мы рассматриваем как, стратегию и тактику государства, деятельность государственной власти по регулированию системы жизнеобеспечения.
Социальная защита ветеранов труда - направление в деятельности института социальной защиты населения, реализующее комплекс мер (экономических, социально-психологических, медицинских, материальных) и правовых гарантий, обеспечивающих данной категории населения всю полноту законодательных прав, высокий профессиональный статус их труда, личное достоинство ветеранов труда;
Социальная защищенность ветеранов труда - степень действенности механизма социальной защиты, обеспечивающий определенный уровень реализации их духовных и материальных потребностей.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
во-первых, необходимостью теоретико-методологического изучения особенностей функционирования института социальной защиты населения в новых социально-экономических условиях;
во-вторых, потребностью разрешения противоречия между реальным состоянием защищенности социальной группы ветеранов труда и системой социальной защиты в конкретном регионе страны (Челябинской области);
в-третьих, социальной востребованностью разработки рекомендаций по оптимизации механизма социальной защиты ветеранов труда.
Объект дипломного проекта: социальная защита.
Предмет дипломного проекта: социальная защита ветеранов труда в Российской Федерации.
Цель дипломного проекта: комплексный правовой анализ социальной защиты ветеранов труда в Российской Федерации на примере Управления социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.
Задачи дипломного проекта:
- дать характеристику социальной защиты ветеранов труда в Российской Федерации;
- обобщить основные формы и виды социальной защиты ветеранов труда в Российской Федерации;
- провести анализ социальной защиты ветеранов труда в Российской Федерации на примере Управления социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области;
- предложить рекомендации по решению выявленных проблем.
Гипотеза исследования: социальная защита ветеранов труда в Российской Федерации нуждается в совершенствовании в части организационно-методического обеспечения органов социальной защиты населения по вопросам поддержки данной категории населения.
Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого мы широко использовали метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных мы применяли интервьюирование граждан и муниципальных служащих, анализ документов, сравнительный анализ и др.
Теоретической основной исследования послужили работы таких авторов как М.Л.. Захаров, А.Ю. Истомина, Е.Е. Мачульская, В.Б. Савостьянова, Э.Г. Тучкова и др.
Информационной базой исследования послужили данные Росстата, нормативно-правовые акты федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, ресурсы глобальной сети Интернет.
Изучены нормативно-правовые источники, комментарии законодательства, судебная практика, а также монографическая, учебная и периодическая литература по данной теме.
Научная новизна дипломной работы заключается в анализе деятельности УСЗН Администрации Сосновского района Челябинской области по социальной защите ветеранов труда.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по социальной защите ветеранов труда в УСЗН Администрации Сосновского района Челябинской области.
Структура работы представляет собой две главы, содержащие 5 параграфов. В первой главе изучена общая характеристика социальной защиты населения в Российской Федерации, проанализировано законодательное регулирования социальной поддержки ветеранов труда в Российской Федерации. Во второй главе дана характеристика базы и методов исследования, проведен анализ динамики деятельности УСЗН Администрации Сосновского района Челябинской области по вопросам социальной защиты ветеранов труда, выявлены проблемы деятельности УСЗН Администрации Сосновского района Челябинской области по вопросам социальной защиты ветеранов труда и сформулированы направления их решения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОЙ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Критический взгляд на современное российское законодательство, с точки зрения практического применения, приводит к мысли, что его пробельность, является одной из основных причин ущемления прав и свобод граждан, а также интересов всего общества. В связи с этим возникает убеждение о необходимости пристального внимания к этой проблеме со стороны российской науки.
Сегодня, теоретическое осмысление пробелов в законодательстве носит многоаспектный характер. Общая теория права определяет сущность и причины возникновения пробелов в законодательстве, их классификацию по различным основаниям, возможности преодоления и устранения. Представляется, что в рамках современной российской действительности становится важным все эти направления исследования пробелов перенести на конкретные отрасли законодательства. Такого рода работа позволит «теорию приблизить к практике» и добиться положительных результатов в усовершенствовании российского законодательства.
В обоснование своих доводов, хотелось бы остановиться на некоторых моментах теоретического и практического исследования пробелов законодательства в сфере социальной защиты населения. Сегодня законодательство в сфере социальной защиты далеко от совершенства, и одной из причин этого является его пробельность. Поэтому проблема пробелов законодательства в этой сфере нуждается в серьезном теоретическом осмыслении [17, c.23].
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплотить в жизнь данный конституционный принцип невозможно без обеспечения социальной защиты, как отдельно взятой личности, так и всего населения в целом.
Современное российское законодательство не содержит определения социальной защиты населения, однако законодатель достаточно часто использует категорию «социальная защита» применительно к различным категориям граждан (военнослужащим, инвалидам, детям-сиротам, ветеранам и др.) [17, c.25].
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что социальная защита это совокупность экономических, социальных и правовых мер направленных на создание приемлемых, в рамках современного развития общества, условий жизни для лиц, попавших в трудную жизненную ситуация и на обеспечение материальной и иной поддержки в установленных законом случаях, с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан.
Сегодня многие ученые исследуют социальную защиту в качестве самостоятельного правового института. Так, Т.П. Стасюк утверждает, что «социальную защиту можно представить, как относительно самостоятельный институт права России, включающий в себя соответствующие общественные отношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защиты на основе статьи 7 Конституции Российской Федерации» [37, c.405].
Предметом правового регулирования социальной защиты населения является:
- защита трудовых прав граждан, медицинское обслуживание, бесплатное образование, социальное обслуживание, социальное обеспечение, обязательного социального страхования, обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение;
- социальная защита отдельных категорий граждан (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите [28, c.56].
Соответственно можно сделать вывод, что социальная защита населения осуществляется на основании норм, относящихся к различным отраслям права, однако, их объединяет специфика общественных отношений по социальной защите населения, на регулирование которых они направлены. Исходя из того, что законодательство в сфере социальной защиты носит комплексный характер и включает нормы различных отраслей права, пробелы законодательства о социальной защите населения соответственно будут иметь разноотраслевой (комплексный) характер.
Представляется, что под законодательством в данном случае следует понимать всю совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу социальной защиты населения, включая и подзаконные акты. Это объясняется тем, что нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах, зачастую способны восполнить пробелы в законах. Таким образом, в определении «пробелы законодательства в сфере социальной защиты» «законодательство» следует понимать в широком смысле.
В современной теории права пробелы в законодательстве понимаются, в основном, исходя из наличия полного или частичного отсутствия норм правовых актов, необходимость которых обусловлена развитием уже сложившихся общественных отношений [28, c.58].
Таким образом, пробелы законодательства в сфере социальной защиты - это полное или частичное отсутствие норм правового акта в отношении фактических обстоятельств, нуждающихся в правовом регулировании в рамках осуществления мер по социальной защите населения, необходимость которых обусловлена объективным развитием общественной жизни и потребностями правоприменения. Следует добавить, что неконкретизированность и противоречивость норм права также можно рассматривать как определенную разновидность пробелов, как законодательства в сфере социальной защиты, так и любого другого законодательства регулирующего конкретную сферу общественных отношений.
Отметим, что фактически все известные, в рамках общей теории права, критерии классификации пробелов в законодательстве можно применить к пробелам законодательства в сфере социальной защиты. Все они являются универсальными для пробелов в любой отрасли законодательства, и не отражают специфику пробелов именно законодательства в сфере социальной защиты населения. Между тем природа пробелов законодательства в этой сфере может быть раскрыта наиболее полно, если в качестве основного классификационного признака будет использован тот, который поможет выявить специфические черты пробелов, характерные именно для данной для данной сферы правового регулирования [35, c.71].
Анализ действующего законодательства в сфере социальной защиты позволил авторам разделить пробелы в законодательстве о социальной защите населения на три группы:
- исходя из объектов социальной защиты - пробелы законодательства в сфере социальной защиты отдельных социальных категорий, к которым относятся инвалиды, лица пострадавшие в радиационных и техногенных катастрофах, ветераны, дети и т.д.;
- исходя из организационно-правовых форм социальной защиты населения - пробелы законодательства регулирующего социальное обслуживание, социальную помощь, пенсионное обеспечение и т.д.
- исходя из реализации гарантий социальной защиты в рамках отдельных отраслей законодательства - пробелы законодательства о социальной защите населения в сфере труда и обеспечения занятости, в сфере здравоохранения, в сфере образования, в сфере культуры и спорта и т.д. [42, c.56].
Остановимся на каждой из этих групп отдельно.
Одним из объектов социальной защиты являются граждане, имеющие детей. Отсутствие на федеральном уровне специального федерального закона, устанавливающего минимальный уровень мер социальной защиты семьи с детьми и многодетной семьи в частности, гарантируемый государством, и отнесение этого вопроса к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, создает ситуацию, при которой право гражданина на социальную защиту поставлено в зависимость от его места жительства, что противоречит конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства [42, c.57].