1 Основные барьеры, препятствующие широкому применению стратегического планирования в малом бизнесе
2 Информационное обеспечение планирования
3 Основные этапы разработки бизнес-плана
4 Структура ключевых факторов успеха в описании компании
5 Основные составляющие маркетингового плана
6 Виды ресурсов, учитываемые при оценке прямых производственных затрат
7 Календарный план по реализации проекта в организационном плане
8 Технология и структура прогнозного баланса
10 Расчет дисконтированного срока окупаемости
Список использованных источников
1 Основные барьеры, препятствующие широкому применению стратегического планирования в малом бизнесе
Несмотря на то, что в настоящий момент все большее количество руководителей применяют в своей управленческой деятельности стратегические инструменты, в хозяйственной практике России механизм стратегического управления находится на этапе становления. Это связано с тем, что не проработаны механизмы превращения стратегических планов в реальные результаты деятельности, и большинство стратегий развития остаются нереализованными.
Стратегическое планирование малого бизнеса по-прежнему является одной из самых болевых точек российского менеджмента. Это вызвано целым рядом причин.
Во-первых, планирование в условиях рынка, ориентированное на удовлетворение потребностей клиента, само по себе является достаточно сложной интеллектуальной работой. В ходе разработки планов требуется системное видение, а также создание и использование информационной базы, аналитическая обработка данных, проектирование будущего, активность и вовлеченность в процесс планирования всех участников планирования, их творческий подход к оценке рыночной ситуации и возможностей потребителей.
Во-вторых, сама организация процесса планирования и его осуществление являются непростой задачей, поскольку требуют гибкого сочетания централизации и децентрализации в планировании, создания условий для участия в нем специалистов различных подразделений. Все это сопровождается организационными проблемами и свидетельствует о наличии коммуникационных трудностей, связанных с процессами планирования.
В-третьих, имеют место проблемы социально-культурного характера. В России еще достаточно сильны позиции сторонников директивного управления и приказов сверху, нежели руководителей, склонных к использованию демократических методов управления. Директивное планирование затрудняет процесс бизнес-планирования, поскольку ряд ограничений (сроки, стоимость) «спускается» сверху без обоснований.
В-четвертых, в отличие от развитых стран Запада, условия становления планирования бизнеса в России имеют свою специфику. Это затрудняет использование зарубежных разработок, поскольку данные методики зачастую не соответствуют хозяйственным, экономическим, правовым и другим условиям российского бизнеса [10, с. 16].
Таким образом, развитие новых организационных форм и методов планирования бизнеса на российских предприятиях становится жизненно необходимым. Предприниматели должны научиться заглядывать в будущее и целенаправленно его готовить, предвидя опасности и используя возможности, открывающиеся во внешней среде.
2 Информационное обеспечение планирования
Информационное обеспечение бизнес-плана включает сбор, систематизацию и анализ исходных данных, служащих основой для выработки основных положений бизнес-плана. Состав и содержание исходной информации, источники ее получения определяются заданием на разработку бизнес-плана. Полученная информация позволяет уточнить концепцию проектного предложения, подготовить альтернативные варианты.
Сбор исходной информации рекомендуется проводить на основе специально подготовленной рабочей программы, учитывающей специфику проектного предложения данного бизнеса, внешней ситуации, требования заказчика, лимит времени и средств на эти цели. По своему назначению информация отражает:
- характеристику объекта (концепцию проектного предложения бизнеса);
- конъюнктуру рынка;
- макроэкономические процессы, налоговую политику;
- формирование нормативной базы бизнес-плана;
- методику определения показателей эффективности проектного решения.
Важнейшими этапами при организации комплекса работ по сбору исходной информации являются расчеты натуральных показателей, характеризующих объем, мощность и т. п. различных объектов аналогичного бизнеса, расположенных на территории, доступной данному бизнесу, размеры бизнеса конкурентов, определение структуры бизнеса по формам собственности, льготным условиям и др.
Информация, необходимая для разработки планов предпринимательской деятельности, бывает внутренней и внешней. Проще всего собрать внутреннюю информацию о производственной и хозяйственной деятельности предпринимательской структуры. Для этого предприниматель должен проанализировать общие и удельные экономические показатели, применяемые и рекомендуемые нормы и нормативы, привести их в систему.
Внешняя информация может быть первичной и вторичной.
Первичная внешняя информация - данные, которые собирает предприниматель для решения конкретной проблемы или отдельных вопросов плана. Виды и объемы первичной внешней информации зависят от поставленных целей и задач, а также от имеющихся финансовых ресурсов и времени.
Вторичная внешняя информация - данные, которые собраны и опубликованы другими исполнителями, а не предпринимателем. Такая информация должна отвечать следующим требованиям: она должна быть свежей, точной, достоверной и надежной, касаться области применения соответствующего направления предпринимательства [1, с. 29].