Сегодня каждый регион и субъект Российской Федерации представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики, которая аккумулирует все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших центру. Одна из главных задач региональной власти — управление экономикой «региона. Отношения центра и регионов реализуются через систему межбюджетных отношений; Субъекты России неоднородны по составу, структуре и обеспеченности финансовыми ресурсами соответственно, - по уровню экономического развития.
В настоящее время использование показателя налогового потенциала на региональном уровне управления может рассматриваться только как перспективная задача. В качестве первого этапа её решения выступает необходимость выработки единого методологического подхода к объективному измерению величины налогового потенциала на- региональном уровне, что обусловливает актуальность исследования процессов формирования и измерения налогового потенциала субъекта Федерации, а также уровня его использования.
Состояние изученности проблемы в научной литературе. Базой для формирования теоретической основы настоящего исследования послужили концепции и исследования таких учёных в области региональной экономики, как Богачёва О.В., Бутов В.И., Гранберг А.Г., Гутман Г.В., Игнатов В.Г., Колесникова H.A., Лексин В.Н., Ломовцева O.A., Мацкуляк И.Д., Мироедов A.A., Морозова Т.Г., Пикулькин A.B., Поляк Г.Б., Федин С.И., Шабунина И.М., Швецов А.Н. и другие. В области межбюджетных и налоговых отношений методологическую основу данного исследования составили теоретические и методологические разработки Ананьевой Г.И., Баскина А.И., Боробова В.Н., Брызгалина A.B., Владимировой М.П., Горского И.В., Дворецкой А.Е., Золотарёва В.П., Игудина А.Г., Кадочникова П.А., Коломийца А.Л., Куликова А.Г., Лаврова A.M., Любимцева Ю.И., Лугового О.В., Мельника А.Д., Новиковой А.И., Осиповой Е.€., Паскачё-ва А.Б., Лаврова A.M., Пенкина А.Ф., Пепеляева С.Г., Подпориной И.В., Саакяна P.A., Синельникова-Мурылева С.Г., Трунина И.В., Чванова P.A., Черника Д.Г., Юткиной Т.Ф., Ярлыкапова А.Б. и других.
Актуальность избранной проблемы и новизна исследования определяется необходимостью дополнительной разработки конкретных аспектов налогового потенциала регионов применительно к сложившимся российским условиям. В объективной оценке налогового потенциала заинтересованы главным образом региональные органы власти, так как это позволяет строить справедливые отношения с федеральным центром на реальной экономической основе.
Недостаточная степень научной разработанности этой проблемы и значительная востребованность практикой результатов исследований в данной области определили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Цель исследования состоит в оценке теоретико-методологических методов измерения, формирования и использования регионального налогового потенциала и разработке основных направлений его реализации в системе регулирования социально-экономического развития региона.
Для реализации данной цели сформулированы следующие задачи:
- исследовать сущность налогового потенциала региона;
- Проанализировать факторы влияющие на налоговый потенциал региона;
- Рассмотрение методик анализа налогового потенциала региона;
- Исследование налогового потенциала Волгоградской области
Объектом исследования, является налоговый потенциал субъекта Российской Федерации.
Предмет исследования — совокупность организационно-экономических отношений; возникающих в процессе формирования; измерения и использования налогового потенциала региона, их анализ и оценка.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения теории- фундаментальной концепции и прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных учёных в области региональной экономики, межбюджетных и финансово-экономических отношений, налогообложения, материалы международных, региональных научно-практических конференций. При реализации цели и задач исследования автор использовал методы системного, структурного, сравнительного, экономико-статистического анализа и др. Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования сформирована на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации, Президента России, Правительства РФ, Госсовета Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан и других субъектов РФ, официальных данных Росстата РФ, данных Министерства финансов РФ, Федеральной* налоговой службы РФ, Управления Федеральной налоговой службы по Южному Федеральному округу, собственных исследований автора, публикаций в научной литературе, периодической печати и сети Интернет.
Результаты исследования представляют также научно-практическую ценность для государственных и региональных органов власти, научно-исследовательских организаций.
Структура курсовой работы определяется общей концепцией, целью, задачами, логикой исследования и содержит введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы анализа Налогового потенциала региона
- Сущность налогового потенциала региона
В настоящее время, в условиях становления и развития новой системы управления рыночной экономикой возрастает значение применения рычагов и стимулов влияния на повышение эффективности функционирования бюджетов на различных уровнях (федеральном, региональном, местном).
Значительные сложности при составлении бюджета связаны с неточностью прогнозов его доходной части. В современных условиях при формировании территориальных бюджетов, применяются методы и подходы, которые в связи с высоким уровнем неопределенности не гарантируют в достаточной мере получение объективных прогнозных данных о предстоящих поступлениях в бюджеты субъектов федерации, что способствует разработке и реализации управленческих решений, характеризующихся неэффективностью и имеющих неоднозначные финансовые последствия.
Налоги являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством членам общества общественных благ и услуг, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, а также их количество и качество в значительной степени зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы. Для того чтобы государство смогло выполнять возложенные на него функции в обществе, оно должно стремиться повысить налоговый потенциал страны, который, в свою очередь, определяется совокупностью налоговых потенциалов субъектов РФ [7, стр.120].
Главным источником формирования финансовых ресурсов государства являются налоговые поступления, которые аккумулируются и централизуются в бюджетной системе для обеспечения потребностей, общественно необходимых и законодательно установленных.
Общественные блага и услуги, которые предоставляет государство обществу, связанные с устранением безработицы и созданием рабочих мест, защитой общества и его обеспечением, здравоохранением и безопасностью, образованием, охраной окружающей среды, а также их качество и количество зависят от размера налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы.
Налоговый потенциал оказывает непосредственное влияние на уровень социально-экономического развития региона, на усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности региона, а также на создание сбалансированной и стабильной налоговой системы.
В связи с этим вопросы, связанные с оценкой налогового потенциала, являются весьма актуальными, и им должно уделяться большое внимание при обсуждении основных направлений налоговой политики на среднесрочную перспективу. Достоверная оценка позволит выявить резервы и перспективы увеличения доходной части бюджета и направлений контрольной работы налоговых органов, обеспечить равномерность налогообложения хозяйствующих субъектов, отраслей и регионов [8,стр.12].
Следует определиться, что, же такое вообще налоговый потенциал.
В издании Всемирного банка «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» дано следующее определение: «Налоговый потенциал - это способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых)».
Горский И.В. по этому поводу пишет: «В широком смысле «налоговый потенциал» - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства» [9, стр.105].
На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов -- как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др. [21, стр.34]
Серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала оказывает значительный объем «теневого» оборота, который по данным разных источников достигает от 10 % до 40% легального оборота. Проблема легализации «теневых» средств требует отдельного обсуждения и решения. Пока же «теневой» сектор может рассматриваться только как перспективный для налогообложения по мере совершенствования законодательства и усиления контроля за его соблюдением.
Боровикова Е.В. однозначно определяет налоговый потенциал как потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения (т.е. путем стандартизации налоговых баз и ставок) [17,стр.15] .
Данное определение Боровиковой Е.В., нам представляется более совершенным, так как здесь учтен такой аспект как «потенциальный доход на душу населения», что не маловажно, на наш взгляд.
Таким образом, как мы выяснили, налоговый потенциал является важнейшей основой проведения какой бы то ни было политики, в том числе и финансовой, одной из составляющих которой является налоговая политика [17, стр.19]. Существует множество доктринальных определений налогового потенциала, каждое из которых достойно внимания и имеет свои особенности, раскрывает те или иные особенности данной категории.