ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И СТРАТЕГИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность стратегического планирования
1.2 Основные этапы стратегического планирования организации, разработка стратегии
2 ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
2.1 Цель, задачи и предпосылки проекта
2.2 Анализ отраслевых показателей г. Хабаровска и детерминанты стратегия выхода организации на рынок общественного питания
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ СТРАТЕГИИ
3.1 Производственный и финансовый планы
3.2 Оценка эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время российские предприятия сами определяют и прогнозируют параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а, в особенности, свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. В связи с этим, построение эффективной системы стратегического планирования на предприятии очень важно. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних оперативных мер высшего менеджмента по адаптации предприятия недостаточно. Поэтому чтобы выжить и усилить свои конкурентные позиции на рынке, предприятиям необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.
Актуальность данной темы исследования связана с тем, что на сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в стратегическом планировании задействованы специалисты подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек. А стратегический план – это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному трафарету с соответствующей степенью детализации. Проецируя все сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Целью работы является разработка стратегии выхода на рынок общественного питания г. Хабаровска.
В соответствии с целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегического планирования организации;
- провести анализ стратегического положения организации;
- разработать стратегию выхода на рынок общественного питания г. Хабаровска.
Объектом исследования является стратегия. Предметом исследования являются механизмы, правила разработки и обоснования стратегии выхода на рынок общественного питания г. Хабаровска.
Научно-теоретическую базу исследования составили работы в области стратегического планирования, рынка медицинских услуг, научные труды таких авторов, как А. Н. Алимов, М. В. Бгашев, А. О. Блинов, Е. П. Голубков, Е. В. Гражданкина, Г. М. Гукасьян, И. И. Давлетов, Т. М. Свечникова, В. П. Черданцев, С. А. Черникова, Н. А. Иорданская, Т. В. Поздеева, В. А. Носкова, Д. И. Кича, А. В. Фомина, А. А. Лысоченко, О. Ю. Свиридов, Е. В. Омельченко, Е. Е. Румянцева, Г. П. Фомин, О. В. Хлыстова, Е. В. Неяскина и прочих.
Практическая значимость проекта заключается в предложенных автором рекомендациях по разработке стратегии выхода на рынок общественного питания г. Хабаровска.
Теоретическая значимость исследования определяется, тем, что обобщения и выводы исследования могут быть использованы при стратегическом планировании деятельности предприятий.
Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И СТРАТЕГИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность стратегического планирования
Главным понятием в стратегическом планировании является понятие стратегии. Понятие «стратегия» входило в число часто употребляемых управленческих и маркетинговых бизнес-терминов в 50 – 60-е гг. XX, когда проблемы «перспективного планирования и задачи адекватного реагирования на изменения внешней среды организации приобрели особенно важное значение для ее успешной деятельности».
Процесс стратегического менеджмента представлен на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Процесс стратегического менеджмента
Так, с развитием системы менеджмента организации на основе теории стратегического управления предприятием происходила эволюция определения понятия «стратегия предприятия», отражающая усложняющийся характер методов и подходов к разработке и реализации стратегии в соответствии с постоянно растущими требованиями внешней деловой среды для поддержания конкурентоспособности бизнеса компании.
В современной литературе под стратегическим планированием подразумевается важнейшая функция стратегического управления при достаточно равновесном состоянии во внешней среде.
Как видно на рисунке 1.1, процесс стратегического менеджмента состоит из шести основных этапов. В рамках данной темы исследования опишем первые три этапа, которые входят в состав стратегического планирования.
Так, постановка стратегических целей и стратегический анализ является самым трудным этапом стратегического менеджмента. Постановка целей требует вовлечения сотрудников всех уровней. Цель должна быть конкретной и реальной, устанавливать сроки достижения результата, а также распределять ответственность персонала. На данном этапе проводится стратегический анализ, который заключается в исследовании и оценке деятельности предприятия и рынка в целом. Благодаря результатам стратегического анализа, организация может получить необходимую информацию для разработки долгосрочной конкурентоспособной стратегии. Правильно подготовленный стратегический анализ предприятия помогает принять взвешенные управленческие решения и снизить риски, существующие в отрасли.
Этап выбора стратегии предприятия – центральное звено стратегического планирования.
Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы.
На данном этапе формулируются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Главной задачей данного этапа является разработка как можно большего числа альтернативных стратегий, что позволяет расширить выбор стратегии и не пропустить потенциально лучший вариант. Поэтому к работе привлекаются не только высшие руководители, но и менеджеры среднего звена организации.
Далее происходит оценка сформулированных стратегий и выбирается основная стратегия, которая обеспечивает максимальную эффективность деятельности организации для достижения ее главных целей. Происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием. Таким образом, стратегический выбор должен быть основан на четкой концепции развития организации, а сама формулировка стратегии – однозначной и ясной.
А. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:
– «процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы;
– сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией;
– необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие;
– в ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах;
– при появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии;
– при появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии».
В стратегическом планировании заключительный этап связан с разработкой стратегического плана. Отметим, что под стратегическим планом понимается «программа, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом того, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными».
Основная задача разработки стратегического плана – это определение: мероприятий, необходимых для достижения поставленной стратегической цели; последовательности их выполнения; ресурсов, которые необходимы для их выполнения. Важнейшей характеристикой стратегического плана является его адаптивные характеристики, маневренность и приспосабливаемость.
Таким образом, описанные выше три этапа стратегического менеджмента являются взаимосвязанными и последовательными элементами стратегического планирования организации.
Отметим, что дефиниция стратегического планирования дается различными авторами в разных трактовках.
Так, с точки зрения Ильина А. И. под стратегическим планированием понимается «инструмент, формирующий систему целей, сопровождающих функционирование предприятия, и коллективные усилия персонала по их достижению».
Владимирова Л. П. видит стратегическое планирование в виде «набора действий и решений руководства фирмы, направленных на постановку функциональной стратегии в процессе функционирования предприятия».
Басовской Л. Е стратегическое планирование определяется в виде «комплекса решений в области разработки стратегии для достижения целей предприятия».
Вачугов Д. Д. и Веснин В. Р. под стратегическим планированием понимают «совокупность целей предприятия на определенный период времени». Их работы затрагивают более обобщенные вопросы развития производственных процессов и процессов распределения ресурсов на определенную перспективу в будущем, разрабатываемые отдельно, но с общей иерархической структурой.
По мнению Грузинова В. П. планирование определяется как «представление предприятия в определенном будущем, какое место и роль в экономике, в сфере общественно-политического устройстве страны оно занимает с сопутствующим обозначением путей достижения своих целей». Грузинов В. П. также говорит об исключительной прерогативе стратегического планирования высшим руководством предприятия.
Уткин Э. А. характеризует стратегическое планирование в виде «особого вида работников предприятия в процессе разработки стратегических решений (прогнозы, проекты, программы, планы), направленных на достижение целей организации и адаптации рабочих процессов при изменении конъюнктуры рынка».
Отметим, что данное определение стратегического планирования является наиболее точным. Однако, для более детального определения стратегического планирования целесообразно рассмотреть взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления. В экономической литературе различают два подхода взаимосвязи стратегического менеджмента и стратегического управления.
Один из подходов рассматривает менеджмент как совокупность управленческих функций, таких как целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль, анализ, регулирование и прочие. В данном контексте планирование выступает в виде основной части управления. В настоящее время остаются актуальными вопросами о необходимости полнокомплектных планов в процессе реализации стратегии, о критериях отнесения планов к классу стратегических.