Введение
1Сущность понятия «логистика» и его эволюция в системе МЭО
1.1Сущность, структура и теоретические аспекты логистическойдеятельности
1.2Основные концепции и этапы развития логистики
1.3Особенности функционирования международной логистики
2Факторы, влияющие на оптимизацию логистических процессовво внешнеэкономической деятельности
2.1Сущность таможенной стоимости и механизмы ее расчета при осуществлении внешнеэкономической деятельности
2.2ПравилаИнкотермсиихвлияниена расчет таможенной стоимости товара
2.3Адаптация цепей поставок к торговой политике государства
3Оценка результативности логистического решения во внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список литературы
Приложение А
В современном мире интеграция отечественных предприятий и экономики России в целом в систему мирохозяйственных связей не представляется возможным без использования полного комплекса логистического инструментария, включая таможенно-логистические системы. За последние годы значительные изменения претерпели взаимоотношения таможенных органов с участниками ВЭД: ускоренный режим прохождения таможенных формальностей, снижение сроков таможенного оформления, введение системы электронного декларирования. Однако при этом остается еще много нерешенных проблем, которые связаны, в первую очередь, с выполнением более дорогих и сложных операций при организации международной торговли. Именно поэтому вопросы сокращения временных и финансовых затрат в процессе перемещения товаропотока через таможенные границы играют большое значение в организации ВЭД. Логистизация данной системы является одним из важнейших механизмов достижения данной задачи, результатом чего должна стать упрощенная система таможенного администрирования, а также отвечающая современным требованиям логистическая инфраструктура.
Особое значение в данной сфере занимает вопрос правильного исчисления величины таможенной стоимости товара. Данная проблема заслуживает пристального внимания в силу того факта, что от величины таможенной стоимости товара зависит величина подлежащих уплате таможенных пошлин, платежей и налогов. Выбирая тот или иной способ поставки, участники ВЭД заинтересованы в сокращении своих расходов. Кроме этого, величина таможенной стоимости товара служит исходной величиной для формирования статистических данных о стоимостном объеме внешней торговли.
На организацию логистики большое влияние оказывают торговая политика государства, интеграция в систему мирохозяйственных связей и либерализация всех форм внешнеэкономической деятельности. Улучшению торговой политики стран также помогает образование интеграционных объединений, что несет как положительные, так и отрицательные эффекты для всех участников интеграции. В соответствии с условиями торговой политики участники внешнеэкономической деятельности разрабатывают для себя наиболее выгодные цепи поставок товаров, поэтому требуется постоянная их адаптация к изменению торговой политики.
Актуальность данной работы определяется возрастающей ролью логистики, которая выступает фактором, формирующим компетенции и конкурентные преимущества при внешнеэкономической деятельности. Формирование и дальнейшее развитие транспортно-логистических систем и логистической инфраструктуры является залогом успеха внешнеэкономической деятельности и интеграции российских предприятий в современную структуру мировой экономики.
Таким образом, объектом исследования выступает внешнеэкономическая деятельность на современном этапе. Предмет исследования –логистическое решение при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Цель работы - исследовать инструменты, позволяющие повысить эффективность логистического решения при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- дать определение понятию «логистика» и проследить его эволюцию в системе МЭО;
- исследовать основные концепции логистики;
- проанализировать особенности функционирования международной логистики;
- рассмотреть сущность таможенной стоимости и механизмы ее расчета;
- рассмотреть правила Incoterms и их влияние на расчет таможенной стоимости товара;
- проанализировать адаптацию цепей поставок к торговой политике государств;
- оценить результативность логистического решения во внешнеэкономической деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что повышение эффективности логистического решения при осуществлении внешнеэкономической деятельности возможно только при комплексном анализе всех факторов, влияющих на оптимизацию логистических процессов.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методологических подходов к оценке эффективности логистического решения путем анализа критических факторов.
Практическая значимость исследования заключается ввозможности внедрения участниками внешнеэкономической деятельности рекомендаций, полученных автором в результате данной работы.
Теоретико-методической базой исследования послужили работы учебного, научно-публицистического характера и монографические труды известных отечественных и зарубежных ученых, аналитические публикации в российских и зарубежных средствах массовой информации (периодические и справочные издания, информационные агентства, электронные СМИ) по проблематике данной работы. Информационной базой исследования послужили законодательные и другие официальные документы РФ и ЕАЭС, статистические материалы по вопросам развития различных стран (TradeMap, WorldBank), а также ресурсы сети Интернет (FAOSTAT, WorldTradeOrganization).
Методологическойосновой исследованиядляполучения,обработкиианализаисходныхматериаловявились общенаучныеичастныеметодынаучногопознания.Вкачествеэмпирическихметодовиспользовались наблюдение,экспертныеоценки,мониторинг,изучение иобобщениеопыта.Вкачестве исследовательскогоинструментарияпривыполненииработывыступили общенаучныеметоды, такиекак:анализ и синтез, индукция и дедукция, выборочное наблюдение, сравнение, детализация и обобщение, моделирование, формализация, исторический, логический и системный подходы, аналогия. Кроме того, в исследовании использовались такие методы, каксистемный, функционально-структурный, экономический, статистический и стоимостной анализы; методы социально-экономического анализа (сравнение, группировки, др.); экономико-математические методы и модели.
Основные положения и результаты исследования стали основой для опубликования научных статей в таких сборниках, как «Конкурентоспособность территории», «Экономика и парадигма нового времени», «Интернаука». Полученные результаты исследования могут быть использованы как теоретический базис дальнейшей оптимизации логистических процессов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЛОГИСТИКА» И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ В СИСТЕМЕ МЭО
1.1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Логистика выступаетдовольно молодой, но в тоже время и быстроразвивающейся наукой. Ускоренными темпами растет количество фирм и предприятий, имеющих выделенные департаменты управления логистикой, где все более востребованными становятся специалисты в данной области. Между тем, много вопросов к понятийному аппарату постоянно изменяются и уточняются, наполняясь новым современным содержанием. В данном параграфе речь пойдет, главным образом, о значении понятия «логистика», ее структуре, видах и функциях.
В первую очередь, необходимо рассмотретьразличные варианты понятия. Интерпретация понятия «логистика» неоднозначна и зависит от времени, страныи конкретного исследователя.Втаблице 1 представлено несколько значений данного термина из разных источников, каждое из которых было актуальным в свое время.
Таблица 1-Понятийный аппарат термина "логистика" из разныхисточников[1]
Определение
|
Источник
|
«Искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения».
|
Военный энциклопедический лексикон.- СПб., 1850
|
«Математическая логика».
|
Словарь современного русского литературного языка, 1948-1965
|
«Символическая логика, новейшая разновидность формалистической логики».
|
Словарь иностранных слов., 1954
|
«Техника штабной службы, расчеты тылов; техника перевозок и снабжения».
|
Мюллер В.К., Англо-русский словарь.-М.: Русский язык, 1963
|
«Тыл и снабжение, материально- техническое обеспечение тыла; организация тыла и снабжения».
|
Ганшина К.А. Французско-русский словать.-М.: Русский язык, 1977
|
Продолжение таблицы 1
|
Определение
|
Источник
|
«Наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складирование и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».
|
Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. -М.: Экономика, 1995
|
«Организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок, через производство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетворения требований рынка с минимальными операционными и капитальными затратами».
|
EuropeanLogisticsAssosiation – ELA
|
«Инструмент интегрированного управления материальными, информационными, финансовыми потоками от мест их возникновения до конечного потребителя, в соответствии с требованиями последнего и с оптимальными затратами ресурсов».
|
В.И.СергееваКорпоративная логистика:Инфра-М, 2008. – 976 с.
|
Рассмотрев несколько вариантов понятий логистика, можно сделать вывод, что в настоящее время, а так же в рамках данной работы более подходящим и актуальным будет являться следующее определение логистики: «управление и оптимизация материальных, финансовых и информационных потоков, потоков услуг на основе применения современных технологий и экономических решений, направленных на достижение конечных результатов и минимальных затрат ресурсов» [78,c.72].
Как и любая научная дисциплина, логистика имеет свои объект и предмет исследования. Объект исследования логистики – материальный поток, а также сопутствующие ему потоки информации и финансов. Предмет исследования логистики – оптимизация ресурсов в определенной системе при управлении материальным потоком, а также сопутствующими потоками информации и финансов[34,с.10].Методология логистики базируется на следующих принципах, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2-Принципы функционирования логистики[2]
Принцип логистики
|
Пояснение
|
1.Принцип системности
|
Комплексный системный подход в принятии логистического решения. Все элементы логистического процесса расцениваютсякак координированные и взаимодействующие для достижения единой цели.
|
2.Принцип общих затрат
|
Общие издержки логистического процесса являются основой для оптимальных решений в логистике.
|
3.Принцип логистической интеграции и координации
|
Для достижения и реализации целей логистической системы необходимы согласованное и интегральное участие всех элементов логистического процесса в управлении всеми видами потоков.
|
4.Принцип моделирования логистических систем
|
Моделирование является основой функционирования всех логистических решений, так как проведение экспериментов в логистической системе чрезвычайно рискованно.
|
5.Принцип информационно-компьютерной поддержки
|
В настоящее время информационно-компьютерная поддержка играет существенную роль в функционировании логистического менеджмента.
|
6. Принцип устойчивости и адаптивности
|
Логистическая система должна иметь возможности быстро меняться (изменяя параметры, принципы или критерии оптимизации), чтобы адаптироваться к новым условиям и продолжать устойчивое развитие.
|
Также следует выделить главные категории логистики, которыми являются поток и запас.Термин «поток» может быть определен, как «совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени»[34, с.9]. Параметры потока — это «параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах»[34, с.9]. Запас же отражает результат изменения и накопления потока. Основными характеристиками потока являются начальный и конечный пункты, геометрия пути, его длина, скорость движения и интенсивность, промежуточные пункты. В таблице 3 представлены основные виды потоков, где также дано их краткое описание.
Таблица 3-Виды потоков и их характеристика[3]
Потоки
|
Описание
|
Материальные
|
Предполагают транспортировку груза (в том числе перегрузку, размещение и хранение, отбор, упаковку, складирование) и дальнейшее распределение продукции до клиентов.
|
Информационные
|
Предполагают сообщения в устной, документарной и иных формах, сопровождающие все остальные логистические потоки. Предназначены для реализации логистических функций.
|
Финансовые
|
Предполагают направленное движение финансовых ресурсов, которые предназначены для сопровождения других потоков логистической системы. Целью обслуживания финансовыми потоками является обеспечение их движения в необходимых объемах, сроках и с использованием наибольшей эффективности.
|
Сервисные
|
Предполагают комплекс услуг, направленный на удовлетворение внешних и внутренних потребностей потребителей организации бизнеса. Могут оказываться разными фирмами друг другу в процессе движения материального потока от производителей к потребителям.
|