Введение
- Теоретические основы антикризисного управления в сфере общественного питания
1.1 Сущность кризиса и антикризисного управления. литературный обзор
1.2. Содержание антикризисного управления
1.3 Особенности антикризисного управления в сфере общественного питания
- Анализ антикризисного управления в организации общестенного питания ( на примере ресторана «Eat Meet»)
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ресторана «Eat Meet»
2.2 Оценка эффективности антикризисного управления в ресторане «Eat Meet»
- Мероприятия, направленные на улучшение антикризисного управления в ресторане «Eat Meet»
3.1. Разработка стратегической программы по выводу ресторана «Eat Meet» из кризиса
3.2 Оценка эффективности антикризисной программы
Заключение
Список литературы
Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределил необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.
Рыночная реформа, кризисное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.
Мировой опыт развития менеджмента свидетельствует о том, что в целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении и требует серьезнейшей проработки в методическом плане. В период системной трансформации в России эта проблема стала практически ключевой, определяющей реальное выживание производственного сектора нашей экономики. В связи с этим изучение особенностей антикризисного управления в России в современных условиях не только актуально, но и жизненно важно для выживания и функционирования предприятий и организаций.
Существуют большая разновидность самого кризиса и соответственно разный подход к управлению в разном виде кризиса. В этом и есть основная проблема научного исследования.
Состояние изученности. Исследованию проблемы антикризисного управления предприятием посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых. Значительный вклад в аспекты теории кризиса и антикризисного управления организацией Э.М. Коротков, А.Н. Азрилиян, Е.П. Жарсковская, Б.Е. Бродский, Е.А. Файншмидт, Г.Ю. Шатский, А.А. Шкилева, З.А. Авдошина.
Вместе с тем, проблемы, связанные с эффективностью антикризисного управления в сфере общественного питания остаются недостаточно изученными.
Ресторанный бизнес развивается стремительными темпами. При этом большое количество заведений закрывается в первые пол-года работы, а в условиях кризиса еще быстрее. Причины закрытия могут быть разные, ведь рынок общественного питания это живой организм, в котором необходимо постоянно следить за изменениями и новинками, а так же удивлять потребителя и быть конкурентоспособным.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию антикризисного управления в сфере общественного питания.
В соответствии с целью исследования в работе необходимо решение следующих задач:
- изучить теоритические подходы антикризисного управления, сложившиеся в зарубежной и отечественной науке;
- систематизировать существующие в отечественной и зарубежной теории и практике методические подходы к антикризисному управлению;
- определить содержание основных инструментов и методов антикризисного управления;
- проанализировать существующую практику антикризисного управления в сфере общественного питания;
- обосновать варианты антикризисного управления;
- дать оценку антикризисного управления в сфере общественного питания;
- разработать практические рекомендации по осуществлению антикризисного управления в сфере общественного питания;
Объектом исследования выступает предприятие сферы общественного питания.
Предметом исследования выступают условия и факторы, влияющие на эффективность функционирования ресторанного бизнеса.
Научная новизна исследования заключается в следующих основных положениях:
- уточнены теоретические и нормативно-правовые положения в области антикризисного управления, позволяющие предприятию обеспечить экономическую безопасность и избежать кризисных ситуаций, введены новые функции антикризисного управления: предвидения и инновационная;
- разработаны меры по предупреждению и недопущению появления кризисных ситуаций, применение которых существенно повысит эффективность работы предприятий, сферы общественного питания;
- разработаны направления совершенствования системы антикризисного управления предприятием сферы общественного питания;
- осуществлена комплексная диагностика состояния внутренней и внешней среды исследуемого предприятия, предполагающая проведение организационно-управленческого, финансового и ситуационного анализа, а также оценку соответствия их внутренних возможностей потребностям рынка, что позволило определить сильные и слабые стороны данного предприятия, а также приоритеты его развития;
- выявлены «проблемные поля» и обоснованы альтернативные варианты развития исследуемого предприятия на основе проведения экспертной количественной оценки парных сочетаний «сильная сторона - угроза», «слабая сторона-угроза», «сильная сторона - возможность», «слабая сторона-возможность»;
Практическое значение антикризисного управления состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для предотвращения возникновения банкротства предприятия общественного питания и снижения риска его банкротства и ликвидации; координации деятельности предприятия в целом; будут способствовать мобилизации, рациональному распределению и использованию ресурсов предприятия; помогут преодолеть неопределенность рыночной среды и перейти на новый виток своего развития.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Потребность в пище - это физиологическая потребность человека, и находится она в основании пирамиды потребностей по Маслоу, но в условиях кризиса люди стараются сократить свои расходы, а это значит, рестораны сильно страдают в такое время.
Что же такое кризис? Само понятие еще известно с давнего времени: с древнегреческого «кризис» переводится как поворотный пункт, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации, а с латинского - разделение, перелом.
В современной и классической литературе в понятие «кризис» авторы вкладывают общую основу.
В таблице 1 приведены определения понятия «кризис», данные различными авторами.
Таблица 1- Определение понятия «кризис» различными авторами.
№ п/п
|
Автор
|
Краткое содержание точки зрения автора
|
1
|
В. Даль, М. Вебстер
|
Кризис, как поворотная точка, очень опасная, полная угроз ситуация, требующая немедленного решения.[60]
|
2
|
Г. П. Иванов
|
Процесс неравномерного развития экономики, и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновение значительных спадов производства. [27, c 87]
|
3
|
Э.М. Коротков, А.Е. Татарников
|
Кризис как крайнее обострение противоречий, угроза жизнедеятельности организации. [33, c 17]
|
4
|
Н. Алексеев
|
Ситуация, в которой предприятие не успевает подготовиться к внешним изменениям и потеря рентабельности остается неизбежной [92]
|
5
|
А.А. Богданов
|
Кризис как нарушение равновесие и в то же время переход к новому равновесию.
|
6
|
Р. Браун
|
Неожиданно возникшая проблема, которая требует немедленного реагирования; в противном случае эта проблема угрожает чрезвычайными последствиями [54, c 325]
|
Окончание таблицы 1- Определение понятия «кризис» различными авторами.
7
|
Д. Фон Флутэн
|
Нестабильное или критическое положение дел, угрожающее радикальными негативными изменениями. [54, c 325]
|
8
|
Е.П. Жировска
Б.Е. Бродский
|
Крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а так же отношений организации с внешнеэкономической средой.[25, c 34]
|
9
|
Словарь Мерриэм-Вебстер
|
Поворотная точка к лучшему или к худшему; момент, требующий принятия решения; критический период [74]
|
10
|
Большой бухгалтерский словарь под ред. А.Н. Азрилияна
|
Одна из фаз цикла производства, проявляющаяся в резком спаде объемов производства в результате перепроизводства товаров по сравнению с платежеспособностью [59]
|
11
|
Экономическая энциклопедия под ред. Л.И. Абалкина
|
Глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности. [67, c 346]
|
Как видно из литературного обзора однозначного определения слову «кризис» нет. Авторы акцентируют внимание на разных характеристиках кризиса (масштабы проявления, причины и последствия возникновения, место в структуре экономического цикла). Многие определения носят описательный характер.
Понятие «кризис» должно быть практичным, и должно содержать такие характеристики и атрибуты, по которым можно было бы легко определить и вовремя заметить данное явление, а самое главное правильно на него воздействовать. То есть, если основная черта кризиса - это угроза жизнестойкости, а жизнестойкость для каждой сферы, предприятия, времени разная, то распознать кризис становится достаточно сложно.
Для того чтобы правильно и максимально полно дать определению слову «кризис», необходимо чтобы каждое слово в определении несло функциональную нагрузку. Есть толковать кризис как ситуацию, то он предполагает статичность, тогда цель антикризисного управления это недопущение кризисной ситуации. А если толковать кризис как процесс, и предполагать возможность его управления, то антикризисное управление меняет свою цель.
Подытожим все вышесказанное, становится возможным дать теоретическое обоснование и уточнить определение «кризиса». Кризис - это естественный и временный процесс движения социально-экономических систем, который выступает переломной ситуацией в определенной смене действий и событий угрожающий их жизнеспособности. Он вынуждает к принятию быстрых и кардинальных решений.
Существует большое количество разновидностей кризиса, и для того чтобы провести наиболее эффективное антикризисное управление и как следствие максимально сократить, а лучше вовсе предотвратить потери, необходимо наиболее точно определить с каким именно видом кризиса столкнулось данное предприятие.
Возможные факторы проявления кризиса: наиболее значимые показатели и параметры функционирования системы, которые указывают о присутствии разбалансированности и острых противоречий. В отличие от фактора симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.
Типология кризисов включает в себя отдельные группы кризисов, такие как:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- организационные;
- психологические;
- демографические.
Распределяются данные виды по структуре отношений в социально-экономической системе и по проблематике ее развития. Стоит отметить, что разные типы кризисов, возможно, представить как цепочку, разрыв которой ведет к появлению новых кризисов в организации.
Определение разных видов кризисов и выявление их факторов представлены в таблице 2.
Таблица 2- Виды кризисов и их факторы. [19]
Вид кризиса
|
Зоны возникновения
|
Факторы
|
Экономический кризис
|
Экономика страны, экономическое состояние определенной организации.
|
Сокращение общего объема производства, производственных мощностей, снижение ВВП, рост уровня инфляции, снижение инновационной активности предприятий, банкротство компании.
|
Политический кризис
|
Политическое устройство общества или организации, затрагивающие интересы различных социальных групп.
|
Отношения неравенства, идентификация граждан (сотрудников), расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах.
|
Социальный кризис
|
Обострение противоречий и столкновение интересов различных социальных групп.
|
Чаще всего является следствием экономических кризисов, за счет падения уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни.
|
Психологический кризис
|
Общество
|
Так же следствие экономического и социального кризисов: условия нестабильности и падения уровня жизни.
|
Организационный кризис
|
Социально-экономическая система общества или предприятия.
|
Застойность и бюрократизация структур, участившиеся конфликты между подразделениями, менеджерами разных уровней управления, неразбериха, безответственность, хаос и потеря контроля над рядом структурных единиц.
|
Демографический кризис
|
Общество
|
Резкое изменение численности населения.
|
Причины кризиса могут быть: объективными — связанными с циклическим развитием системы, потребностями модернизации, реструктуризации, воздействием внешних факторов, и субъективными отражающими ошибки менеджеров в управлении, недостатки в организации производства, несовершенство инновационной и инвестиционной политики.
Правильное реагирование и применение приемов, методов, которые позволяют распознать кризисы, предотвратить их негативные последствия и сглаживание течения кризиса - называется антикризисным управлением.
Как говорилось ранее, кризис имеет свойство перетекать из одного вида в другой, образовывая цепочку. Поэтому очень важно менеджеру по антикризисному управлению иметь полное видение системы, уметь целиком охватить ряд взаимосвязанных проблем и провести ряд последовательных шагов по реализации механизма антикризисного управления для смягчения и преодоления кризисов всех типов.