Введение
Глава 1. Теоретические основы этнической журналистики и толерантности в печатных СМИ
1.1. Этническая журналистика и понятие толерантности
1.2. Теоретические предпосылки исследования толерантности в печатных СМИ
1.3. Проблемы этнической журналистики и толерантность
Глава 2. Анализ сегмента этнической журналистики в прессе на примере газеты
2.1. Актуальные направления освещения этнической толерантности в прессе
2.2. Роль СМИ в медийном освещении проблем этнической толерантности периодическим изданием «-»
2.3. Пути решения проблем этнической толерантности печатных СМИ
Заключение
Библиография
Приложения
История последних десятилетий наглядно показывает, что взаимосвязь этих двух общественных явлений – этничности и СМИ, определенная их взаимозависимость в разных социально-политических ситуациях, в разные исторические периоды и в разных национальных регионах, порой создает острые проблемы в обществе, усиливая или смягчая социальную и
межэтническую (или религиозную) напряженность.
Распространяя этнически окрашенную информацию, СМИ не просто способствуют «этнизации» общественного пространства, но могут сделать это пространство толерантным или конфликтным. Поэтому особенно актуальным представляется изучение взаимосвязи этих двух явлений в полиэтничных регионах и странах, какой, в частности, и является огромная современная Россия, населенная множеством народов-этносов и административно поделенная не только на края и области, но и на так называемые национальные регионы.
Степень разработанности темы. Исследования в области толерантности в СМИ начались еще в ХХ в. и в основном были связаны с просвещенческой деятельностью СМИ для «распространения этнографических знаний».
Интересными в этом плане были работы О. Р. Будины, описывавшей быт рабочих начала XX века по материалам газеты «Правда», работы Ю. А. Мишанина об «этнокультуре» мордвы в журналистике, статьи Н. С. Полищук, работы C. А. Токарева, еще на студенческой скамье знавшего этнографов с этим источником и т.д. В последние годы появился ряд работ этнологов, уже близко связанных с проблематикой толерантности в СМИ, например, работа Н. Лопуленко о жизни народов северных областей России, описанной в местной прессе, исследование JI. C. Христолюбовой о национальных проблемах в прессе, наблюдения Н. Деметер о тенденциях освещения жизни цыган в современных СМИ, исследование И. Ю. Заринова о чеченской войне, известные работы В. А. Тишкова и другие, написанные в рамках этнологии и специально посвященные изучению роли СМИ в современных межэтнических отношениях, конфликтах и войнах. В некоторых других исследованиях современные этнологи, такие как С. А. Арутюнов, Т. С. Гузенкова], Л. М. Дробижева, В. И. Козлов и другие, иногда обращаются к материалам прессы как к одному из дополнительных источников информации.
Предмет исследования: этническая журналистика.
Объект исследования: вопросы толерантности в печатной этнической журналистике.
Цель работы: заключается в исследовании роли СМИ в формировании
этничности и толерантности в прессе (на примере газеты «-»)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- Изучить теоретические основы этнической журналистики и понятие толерантности;
- Выявить теоретические предпосылки исследования толерантности в печатных СМИ;
- Изучить проблемы этнической журналистики и толерантность;
- Исследовать актуальные направления освещения этнической толерантности в прессе на примере газеты «-»;
- Проанализировать роль СМИ в медийном освещении проблем этнической толерантности периодическим изданием «-» ;
- Выявить пути решения проблем этнической толерантности печатных СМИ.
Глава I. Теоретические основы этнической журналистики и толерантности в печатных СМИ
1.1. Этническая журналистика и понятие толерантности
Спектр методологических подходов к проблемам освещения межэтнического взаимодействия в российских масс-медиа широк. При этом все исследователи фиксируют, что ситуация отражения межэтнического взаимодействия в российских масс-медиа неотделима от общей стратегии национальной политики РФ, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан, поскольку в едином социально-культурном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности гармонично сочетаются с общественными и государственными интересами в соответствие с Конституцией РФ.
По мнению М. И. Рожковой и Л. В. Байбородовой, освещение межэтнического взаимодействия в российских масс-медиа – это «процесс ответственного взаимодействия СМИ и общества с целью приобщения к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, выработки дружелюбных установок, позитивной общения между народами, выражения дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним».
Определение «толерантность» имеет давнюю историю в процессе историко-культурного развития и становления отечественной научной мысли. К тому же претерпевала значительные изменения в связи с развитием философских идей и формированием новых понятий.
На основе историко-генетического анализа проблемы толерантности советский украинский педагог и доктор педагогических наук – Л. Г. Федоренко выделяет пять основных этапов в её развитии. В целом, анализируя историю развития толерантности, исследователи сходятся во мнении, что её возникновение связано с вопросом о духовной свободе личности в условиях раскола общества на классы, национальные и религиозные группы, интересы и представления которых постоянно сталкиваются между собой в конфликтах, требующих разрешения.
Существует довольно широкий диапазон в трактовке и объяснении всего комплекса явлений, связанных с терминами «толерантность».
В широком смысле под толерантностью понимают разные виды терпимости к различиям, которые включают:
- равнодушие в признании прав другого;
- пассивное безразличие, невмешательство;
- смирение в отношении к чему-либо, не соответствующему нормам определённого сообщества, пассивное принятие другого с целью сохранения мира;
- моральный стоицизм, который признаёт права других независимо от неприязни, которую может вызывать их образ жизни.
Однако толерантность означает не только терпимость, но и открытость другому, уважение к нему, любопытство, стремление узнать ближе и одобрение различия.
В узком смысле под толерантностью понимают терпимость к другому, если говорится о морально значимом отклонении от должного по мнению индивида или общества. «Субъект толерантного отношения может воздействовать на то, что, по его мнению, является различием, которое отклоняется от нормы. Благодаря имеющемуся влиянию на данное отклонение, которое для него неприемлемо, субъект толерантного отношения не использует эту власть». Такую моральную трактовку толерантности обосновал британский исследователь П. Николсон. Толерантность в качестве ценности имеет место в различных значимых российских и международных документах. В первую очередь, стоит отметить «Декларацию принципов толерантности», утверждённую в 1995 г. генеральной конференцией ЮНЕСКО. В данном документе сказано, что «толерантность подразумевает принятие, уважение и правильное понимание огромного разнообразия культур нашего мира, форм и способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Она неотделима от гласности, знаний, свободы мысли, общения, убеждений и совести. Толерантность является не только и не столько моральным долгом, сколько политической и правовой потребностью. Благодаря толерантности возможно установление мира и замена культуры войны культурой мира.
В Российской Федерации планомерные усилия по созданию культуры толерантности были официально одобрены в связи с принятием федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г.
Стоит заметить, что толерантность и распространение её принципов не может быть безграничным: в каждой концепции существует обозначение – чего нельзя терпеть. Ввиду этого, стоит обратить внимание на моральные и правовые границы – то есть толерантное отношение невозможно в том случае, если нарушаются правовые нормы. Так любой, кто совершил правонарушение или преступление, обязан взять на себя ответственность соответственно с действующими нормами законодательства. Проявление толерантности ни в коей мере не может включать в себя терпимое отношение к социальной несправедливости, отказ от собственных убеждений или уступки чужим нормам.
Есть несколько разных аспектов проявления толерантности.
- В ментальном плане толерантность подразумевает под собой понятие, включённое в сознание каждого носителя конкретного языка.
- В виде психологической установки толерантность формирует отношение человека к окружающим и влияет на его поступки.
- Принято выделять поведенческий, деятельностный аспект толерантности.
- Коммуникативный аспект толерантности.
Все данные аспекты могут быть рассмотрены относительно применительно разных сфер социальной жизни, в зависимости от аспекта можно говорить о правовой, политической, этнической и другой толерантности.
Особое значение имеет проявление толерантности в средствах массовой информации, когда она является не психологической установкой или принципом действия, а набором дискурсивных практик. То есть включает в себя различные способы обсуждения разных событий и персонажей – являет собой толерантность в сфере коммуникации.
Толерантное отношение выражается в текстах средств массовой информации с помощью разных языковых средств и различных способов оформления и построения текста. Степень толерантности зависит от различных факторов:
- личной позиции автора;
- редакционной политики и позиции учредителей органа СМИ;
- политики государства, закреплённой в соответствующих законодательных актах.