Введение
1 Теоретические аспекты насилия
1.1 Природа насилия
1.2 Цели, причины и мотивы насилия
2 Виды насилия в конфликте
2.1 Психологическое насилие
2.2 Физическое насилие
3 Предупреждение насилия в конфликте
Заключение
Список литературы
Курсовая работа|Уголовное право
Авторство: bugalter
Год: 2014 | Страниц: 28
Введение
1 Теоретические аспекты насилия
1.1 Природа насилия
1.2 Цели, причины и мотивы насилия
2 Виды насилия в конфликте
2.1 Психологическое насилие
2.2 Физическое насилие
3 Предупреждение насилия в конфликте
Заключение
Список литературы
Цель работы – проанализировать проблему насилия в конфликте и определить направления по его предупреждению.
Задачи работы:
Предмет исследования – насилие в межличностных и групповых конфликтах.
Объект исследования – виды и формы насилия в конфликте.
Методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как Андреева Л., Афанасьева О., Бахтин М., Гарин И., Денисов С., Капустин Б., Мешкова А. Петин А., Сердюк Л. и др.
1 Теоретические аспекты насилия
1.1 Природа насилия
В изученной литературе[1] насилие определяется, как внешнее воздействие на человека, по преимуществу его физическое принуждение. Оно связано со специфическими средствами, представляющими собой прямую или косвенную угрозу жизни, предназначенными для ее разрушения и уничтожения.
Также известно, что наши великие демиурги нашли источник человеческого насилия в классовой борьбе[2]. Как некогда мольеровский герой считал, что опиум усыпляет благодаря содержащейся в нем усыпляющей способности, так и великие герои нашего времени, своими дьявольскими идеями развязавшие неслыханное насилие, исходили из того, что только в классовой борьбе проявляется насильственность, но она не страшна, а полезна, так как рано или поздно выведет человека к «светлым вершинам».
Насильственность заключена не в человеке, учат нас наши Святые Отцы, ее порождают социальные условия нашего существования. И то, что Катон все свои выступления в сенате завершал призывом разрушить Карфаген, и то, что Калигулы и Атиллы все свои начинания кончали резней, и то, что фанатики всех мастей и во все времена безжалостно уничтожали своих противников, и то, что, коммунисты устроили самую кровавую бойню в истории во имя Великого Блага - всё это не люди, не человеки, а... классовая борьба.
Никто не утверждает, что человек по природе своей кровожаден. Если на то пошло, то на одного убийцу или садиста приходятся сотни панически боящихся крови. Но вот то, что один кровожадный или сатана мысли способен повести за собой тысячи и тысячи на бойню, - факт. И не только повести, но и должным образом «завести».
Война была бы невозможной без злобы, драчливости, соперничества, стремления показать себя и тому подобных прирожденных тенденций. Вообразить, что они могут быть искоренены, равносильно предположению, что общество может существовать без пищи или без соединения мужчины с женщиной. Но вообразить, что они должны разрешаться только войной, равносильно тому, как если бы дикарь вообразил, что, поскольку он использует для плетения корзин ветки с определенными свойствами, постольку древние обычаи его племени также естественно необходимы и имеют неизменные формы.
Сама жизнь - результат насилия, писал Ницше. Насилие плодотворно. Война - мать морали. В основе человеческого лежит агрессивный и оборонительный эгоизм. Наряду с низшими инстинктами существуют высшие - стремление к возвышению, воля к господству, жажда экспансии. Человек по природе своей эксплуататор и экспансионист. Каждое живое существо хочет проявить свою силу - сама жизнь есть воля к мощи, присвоение, повреждение, насилование чужого и слабейшего, угнетение, навязывание собственных форм...[3]
Абсолютизируя человеческий экспансионизм, как З. Фрейд - либидо, Ф. Ницше не столько воспевал волю к могуществу устами Заратустры, сколько требовал признать, что человеку лучше принять то, что он есть, и познать самого себя, нежели лицемерно осуждать других[4].
Конечно, было бы удобно списать человеческую насильственность на болезнь, безумие, но это - способ ухода от проблемы. Конечно, параноик или шизофреник способен стать маниакальным убийцей или организовать банду фанатиков, но не это определяет масштабы насилия. У шизофреников каналы общения с внешним миром ограниченны или в значительной мере перекрыты. Массовое же насилие, организуемое тоталитарными режимами с помощью фюреров и вождей, нуждается в «обратных связях», ответных реакциях, необходимом «имидже», промышленном производстве насилия, которое уже нельзя списать на болезнь как в силу его массовости, так и - продуманности его оправданий.
[1] Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. – 207 с.; Денисов С.В. Социология насилия. - М.: Юридическая литература, 2010. - 216 с.; Ефимова М.П. Криминологическая характеристика насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений. - М.: Омега-Л, 2010. - 276 с.; Давыдов А.А. Системная социология. – М.: КомКнига, 2006. - 192 с. и др.
[2] Новая философская энциклопедия /Под ред. В. С. Стёпина и др. - М.: Мысль, 2010. - 2806 с.
[3] Капустин Б.Г. Критика политической философии: Избранные эссе. - М.: Территория будущего, 2010. - С. 340.
[4] Бахтин М.М. Фрейдизм. - М.: Издательство: Лабиринт, 2000. - С. 301.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!