Введение
Глава 1 Общие положения о штрафе как виде уголовного наказания
1.1Понятие и место штрафа в системе уголовных наказаний по действующему Уголовному кодексу РФ
1.2Соотношение штрафа как уголовного наказания с иными имущественными последствиями преступления и административным штрафом
Глава 2 Назначение и исполнение наказания в виде штрафа
2.1 Порядок назначения наказания в виде штрафа
2.2. Порядок исполнения наказания в виде штрафа и последствия уклонения от уплаты штрафа
Заключение
Библиографический список
Наиболее актуальными и приоритетными направлениями в политике российского государства являются дифференциация уголовной ответственности, гуманизация правовых норм, либерализация мер уголовно-правового воздействия, максимальное восстановление прав потерпевшего, акцентирование на превенции, направленной на предупреждение совершения новых противоправных деяний и стремление к достижению благоприятных последствий для всех участников уголовно-правового конфликта.
Ярким воплощением указанных направлений уголовной политики является введение Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ в Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) института судебного штрафа. Данный уголовно-правовой институт позволяет освобождать лицо от уголовной ответственности в том случае, если преступление небольшой и (или) средней тяжести совершено им впервые, а лицо, его совершившее, возместило ущерб либо загладило причиненный преступлением вред. После факта освобождения от уголовной ответственности лицо обязано по постановлению суда в установленный срок добровольно уплатить в бюджет государства назначенное ему денежное взыскание.
Судебный штраф, являясь альтернативной мерой уголовно-правового характера, безусловно, имеет ценность и большое значение для уголовного права, прежде всего, с позиций удовлетворения интересов всех участников уголовно-правовых отношений: 1) для потерпевшего - быстрое и полное возмещение ему ущерба, 2) для лица, совершившего преступление, - освобождение его от уголовной ответственности и не наступление негативных последствий в виде судимости, 3) для государства - привлечение в бюджет дополнительных денежных средств, экономия уголовной репрессии, улучшение качественной характеристики населения в результате уменьшения числа граждан, имеющих судимость, предупреждение совершения новых преступлений.
Статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ свидетельствуют о востребованности нового уголовно-правового института. Так, в 2020 г. такая мера применена к 33 329 лицам, что составило 17,5% от всего числа указанных лиц (190 186)[1]. Приведенные сведения позволяют сделать вывод о состоятельности и жизнеспособности нового уголовно-правового института.
Вместе с тем анализ научных источников, судебной и следственной практики позволяет выявить ряд теоретических и практических вопросов, связанных с правовой природой судебного штрафа, его юридико-техническим наименованием, не соответствующим этимологическому и смысловому значениям, трактовкой оснований и условий освобождения от уголовной ответственности в связи с назначением данной меры, отсутствием законодательного закрепления нижнего предела размера судебного штрафа, срока исполнения, порядка определения размера по совокупности преступлений, отсутствием разъяснений при разграничении конкурирующих оснований освобождения от уголовной ответственности и других проблем, требующих доктринального осмысления и законодательного урегулирования.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности и целесообразности проведения всестороннего исследования института судебного штрафа с целью разработки предложений по его совершенствованию и эффективному применению.
Степень научной разработанности темы. К настоящему времени некоторые вопросы правового регулирования освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа освещались в трудах: Н.Н. Апостоловой, И.В. Головинской, В. Н. Доштановой, М.Ю. Дудченко, М.А. Сутурина, М.Ю. Юсупова и ряда других ученых.
Признавая безусловную ценность данных исследований, отметим, что комплексного освещения нового уголовно-правового института судебного штрафа в «двухаспектном» его закреплении не проводилось. Представляется необходимым комплексно осветить правовую природу судебного штрафа не только в контексте рассмотрения его как вида освобождения от уголовной ответственности, но и в аспекте иной меры уголовно-правового характера, что позволит выявить его характерные черты, особенности и цели, а также определить соотношение со штрафом как наказанием; предложить авторские понятийные категории; изложить свое видение разрешения ряда уголовно-правовых проблем, связанных с назначением судебного штрафа.
Объектом исследования данной работы являются уголовно-правовые отношения, складывающиеся по поводу назначения штрафа в качестве уголовного наказания.
Предметом исследования данной работы являются правовые нормы, регулирующие вышеназванные отношения, и практику применения такого вида наказания как штраф.
Целью данной работы является всесторонний правовой анализ штрафа как вида уголовного наказания.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления такого уголовного наказания, как штраф;
- охарактеризовать место штрафа в системе уголовных наказаний Российской Федерации;
- соотнести штраф с иными имущественными последствиями совершения преступлений и административным штрафом;
- исследовать порядок назначения и исполнения штрафа как вида уголовного наказания;
- проанализировать правоприменительную практику по теме дипломной работы;
- разработать план занятия по теме исследования;
- выявить проблемы, связанные с применением штрафа, и сформулировать предложения по их разрешению.
Методологическую основу исследования, в соответствии с поставленными задачами составляют, как общие методы научного познания, включая диалектический, исторический, системный, так и частно-научные: сравнительно- правовой, формально- логический и другие.
Глава 1 Общие положения о штрафе как виде уголовного наказания
1.1Понятие и место штрафа в системе уголовных наказаний по действующему Уголовному кодексу РФ
В современной науке уголовного права одной их актуальных проблем является выбор средств и методов уголовно-правового воздействия. Тенденция к гуманизации отечественной уголовной политики привела к тому что появились новейшие взгляды на наказание как на средство реагирования за совершение преступления. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» в УК РФ введен новый уголовно-правовой институт судебного штрафа, получивший закрепление статье 76.2.
Такое нестандартное двустороннее законодательное закрепление нового института в уголовном законе свидетельствует о его неоднозначной правовой природе. С одной стороны, судебный штраф выступает как иная мера уголовно-правового характера, с другой как вид освобождения от уголовной ответственности.
Согласно ст. 104.4 УК РФ судебный штраф представляет собой денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, если лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, возместило ущерб, или иным образом загладило причиненный преступлением вред. По нашему мнению, нормам, регламентирующим судебный штраф, законодателем вполне грамотно отведено место в разделе уголовного закона «Иные меры уголовно-правового характера».
Несмотря на особую схожесть судебного штрафа с уголовным наказанием в виде штрафа, он таковым не является, что представляет особый научный и практический интерес. Основные отличия штрафа, как вида наказания от судебного штрафа, на наш взгляд, заключаются в следующем.
Во-первых, одним из существенных черт судебного штрафа является отсутствие судимости в отличие от штрафа как наказания, при котором судимость как правовое последствие автоматически возникает при осуждении подсудимого и назначении ему наказания.
Во-вторых, судебный штраф, как было рассмотрено ранее, представляет собой в настоящее время единственную уголовно-правовую меру, не являющуюся государственным принуждением, так как при применении к виновному лицу положений о судебном штрафе учитывается его желание и возникает необходимость в получении согласия данного лица на применение указанных норм. Штраф же как наказание заключается в принудительном изъятии денежных средств у осужденного.
В-третьих, судебный штраф назначается на основании постановления суда. Штраф как вид наказания определяется только в обвинительном приговоре суда, который выражает официальную отрицательную оценку преступления и лица, его совершившего, со стороны государства.
В-четвертых, судебный штраф хоть и является мерой, которая носит имущественный характер, для него не характерно существенное лишение или ограничение прав и свобод виновного. Принудительный же характер штрафа как наказания неизбежно способствует существенному ущемлению имущественных интересов лица и заключается в лишении осужденного материальных благ, принадлежащих ему на праве собственности[2].
В-пятых, судебный штраф, являясь не принудительной мерой уголовно-правового характера, не имеет карательной функции, а, наоборот, выступает своеобразной финансовой поощрительной возможностью «откупиться» от реального наказания и правовых последствий судимости. Соответственно, судебный штраф, в отличие от штрафа-наказания, не преследует цель восстановления социальной справедливости через возложение тягот и лишений, соразмерных тяжести совершенного преступления.
В-шестых, в соответствии с уголовным законом судебный штраф исчисляется одним способом - в виде определенной денежной суммы. Штраф же как наказание определяется тремя способами: 1) в виде денежной суммы, 2) в виде части заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период, 3) «исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов».