ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Конституционно-правовое регулирование регистрации актов гражданского состояния
- Обеспечение прав человека в деятельности органов ЗАГС при регистрации актов гражданского состояния
ГЛАВА 2. Внесудебная и судебная формы защиты прав граждан при регистрации актов гражданского состояния
- Контрольно-надзорная деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и иных органов о внесудебной защите прав человека при регистрации актов гражданского состояния
- Взаимодействие органов ЗАГС с судебными органами при регистрации актов гражданского состояния
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие законодательных гарантий беспрепятственного осуществления прав и возможности их защиты. Применительно к законодательству об актах гражданского состояния актуальным представляется вопрос совершенствования процедуры государственной регистрации, поскольку анализ правовых норм позволяет выявить ряд пробелов и противоречий.
Современные условия развития государства и трансформации общества, провозглашение конституционных прав и свобод человека и гражданина привели к необходимости расширения роли семьи.
Несмотря на опыт, накопленный с момента зарождения института записи актов гражданского состояния (1917 г.), в сфере организации и деятельности соответствующих органов для Российской Федерации вопросы деятельности органов записи актов гражданского состояния (далее – органов ЗАГС) являются полностью не исследованными и, в силу этого, требуют специального рассмотрения. В настоящее время происходит совершенствование системы государственной регистрации актов гражданского состояния, итогом чего должен стать Единый регистр населения Российской Федерации.
Развитие и деятельность органов записи актов гражданского состояния в России происходит в специфических условиях, когда государство в своем развитии переходит от тоталитарного к демократическому устройству.
На сегодняшний день обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина в области регистрации актов гражданского состояния являются конституционными обязательствами, провозглашенными в основном законе государства – Конституции РФ. Данные нормы являются отправной точкой в развитии законодательства в сфере актов гражданского состояния, так как провозглашают основные права и свободы человека и гражданина, являясь основой всей правовой системы, на которой базируется законодательство об актах гражданского состояния.
Особое место среди федеральных законов, регламентирующих регистрацию актов гражданского состояния, занимает Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон № 143-ФЗ), которые обеспечивают защиту имущественных и личных неимущественных прав граждан в сфере регистрации актов гражданского состояния. ГК РФ содержит перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации, и закрепляет форму регистрации актов, наделяя этими полномочиями органы записи актов гражданского состояния. В то время как Федеральный закон № 143-ФЗ в развитие норм гражданского законодательства регулирует порядок государственной регистрации таких актов гражданского состояния как рождение, заключение и расторжение брака, установление отцовства, усыновление (удочерение), перемена имени (фамилии, имени, отчества гражданина), смерть, а также порядок и условия внесения в записи актов гражданского состояния изменений и исправлений, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.
Государственная регистрация актов гражданского состояния выполняет важную функцию охраны частных интересов, то есть лиц, которые являются непосредственными участниками рассматриваемых правоотношений, так и публичных. Другими словами, государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Данная функция реализуется через деятельность специально уполномоченных на то государственных органов посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
При регистрации рождения происходит защита прав ребенка и родителя. Данный акт влечет за собой возникновение гражданского состояния, так как рождение ребенка, порождает его семейную правоспособность и возможность приобретения семейно-правового статуса в конкретных видах семейных правовых отношений. Кроме того, его происходит изменение гражданского статуса родителей по отношению к ребенку, так как только при регистрации рождения ребенка субъекты могут полноценно реализовать свои права.
Другими актами, влекущими изменение гражданского состояния, являются – заключение брака, расторжение брака, перемена имени, установление отцовства, усыновление (удочерение), смерть гражданина – для его наследников. Смерть кроме того, прекращает все семейно-правовые отношения ввиду неразрывной связи с личностью их участников, то есть она влечет прекращение гражданского состояния.
Следует отметить, что, являясь органом исполнительной власти, органы записи актов гражданского состояния ориентированы на соблюдение прав и законных интересов личности на укрепление правовых институтов государства.
Характерной чертой развития органов ЗАГС на современном этапе является крайняя необходимость широкого внедрения цифровых систем в практику деятельности органов ЗАГС, которая должна стать залогом дальнейшего повышения эффективности их функционирования.
В связи с этим как никогда актуальным является вопрос соблюдения всех конституционных прав и свобод человека при оформлении актов гражданского состояния.
В системе органов исполнительной власти органы ЗАГС непосредственно обеспечивают соблюдение конституционных прав личности и законности. Деятельность органов ЗАГС по регистрации актов гражданского состояния обеспечивается судами и применением соответствующей юридической базы.
В настоящее время совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов ЗАГС, является насущной задачей и, требует дальнейшего научного совершенствования.
Комплексный анализ особенностей деятельности органов ЗАГС и защита прав человека в сфере регистрации актов гражданского состояния позволяет обобщить знания, а также выработать практические рекомендации.
Объектом исследования выступает защита прав человека при регистрации актов гражданского состояния.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие регистрацию актов гражданского состояния, а также правоприменительная практика в деятельности органов ЗАГС.
Цель исследования – исследование форм и методов защиты прав человека при регистрации актов гражданского состояния.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- изучить регистрацию актов гражданского состояния как форму обеспечения и защиты человека в российской федерации;
- исследовать конституционно-правовое регулирование регистрации актов гражданского состояния;
- проанализировать обеспечение прав человека в деятельности органов ЗАГС при регистрации актов гражданского состояния;
- определить формы внесудебной и судебной защиты прав граждан при регистрации актов гражданского состояния;
- обозначить контрольно-надзорную деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и иных органов о внесудебной защите прав человека при регистрации актов гражданского состояния;
- рассмотреть порядок взаимодействия органов ЗАГС с судебными органами при регистрации актов гражданского состояния.
Нормативной базой исследования послужили Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, регламентирующие регистрацию актов гражданского состояния.
Методологической основой исследования являются диалектический общенаучный метод познания, а также частно-научные методы: логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, исторический, и другие.
Теоретическая основа представлена классическими и современными работами выдающихся ученых в области конституционного права, гражданского, семейного права и других гуманитарных наук. Речь идет о трудах Е. А. Абаевой, Д. Б. Алексеева, О. Ю. Ильиной, Р.К. Калоевой, Г. Н. Комковой, В.А. Крецу, О.А. Красавчикова, А.В. Мартынова, И.Б. Морейна, М.М. Рассолова, Д.М. Чечот и др.
Эмпирическую основу исследования составили правовые позиции; сведения, содержащиеся на официальных сайтах органов государственной власти, а также соответствующие материалы периодической печати и информация, размещенная в сети «Интернет».
Структура работы определена задачами исследования и логикой раскрытия темы. Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Конституционно-правовое регулирование регистрации актов гражданского состояния
Конституционно-правовое регулирование регистрации актов гражданского состояния, имеет под собой многолетнюю историю развития. Для того чтобы иметь представление о том, как возникли современные нормы в указанной сфере, необходимо обратится к историческим предпосылкам. Все преобразования законов о регистрации актов гражданского состояния связаны с особенностями конкретной исторической эпохи, правовым положением граждан в стране, объемом их прав и обязанностей, а также правосознанием. Порядок регистрации актов гражданского состояния в разные периоды времени был обусловлен спецификой нормативно-правового регулирования этой деятельности, а также организационной структурой органов власти и учреждений, уполномоченных осуществлять их регистрацию.
В научной литературе[1] выделяют три этапа развития законодательства о регистрации актов гражданского состояния: досоветский (до 1917 г.), советский (до 1994 г.), постсоветский (с 1994 г.), которые характеризуются своими специфическими политическими, социальными, культурными и другими чертами.
Так в досоветской России не существовало специализированных органов, обладающих полномочиями по регистрации актов гражданского состояния. Эту роль в государстве выполняла церковь, которая осуществляла регистрацию рождения, брака и смерти в рамках религиозных обрядов, при этом запись о событии вносилась в церковно-приходские книги. Однако с 1721 г. Русские православные церкви были включены в систему государственных органов[2], и священнослужители начали регистрировать рождение, бракосочетание и смерть в метрических книгах, состоящих из трех частей соответственно. В процессе своей деятельности духовные органы руководствовались полным собранием законов Российской империи[3], а также указами и другими актами. В начале XIX века в Х томе Свода законов Российской империи[4] были собраны основные акты, которые касались вопросов регистрации актов гражданского состояния и семейного права. Таким образом, досоветский период отличался религиозным началом правовых норм, регулирующих сферу актов гражданского состояния, а также тем, что защита прав человека в тот период зависела от «церковной благодати», государством не охранялась.
В советский период конституционно-правовые начала регистрации актов гражданского состояния приобрели характер государственных, можно говорить о зарождении института защиты прав человека при регистрации актов гражданского состояния. Так, в 1917 г. были приняты соответствующие нормативные акты, которые определяли гражданский брак (не церковным) единственной законной формой, а также ввели свободу развода, условия и порядок регистрации рождения, заключения и расторжения брака, а также смерти[5]. Данные нормативно-правовые акты послужили основанием для создания органов ЗАГС, которые в своей деятельности использовали соответствующую инструкцию[6].
Дальнейшее развитие нормативно-правового регулирования регистрации актов гражданского состоянии пошло по пути отделения брачно-семейных отношений от гражданско-правовых[7]. Таким образом, порядок регулирования регистрации актов гражданского состояния полностью изменился, нормативная база активно развивалась и расширялась.
В настоящее время регистрация актов гражданского состояния относится к сфере гражданско-правового регулирования[8], несмотря на то, что включает в себя положения нормативно-правовых актов других смежных отраслей права.
На сегодняшний день обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина в области регистрации актов гражданского состояния являются конституционными и международно-правовыми обязательствами современного государства (ст. 17 Конституции РФ).
Конституция РФ провозглашает в ст. 2 высшей ценностью человека, его права и свободы, которые защищаются государством[9]. Высшими ценностями государства признаются как сам человек – индивид с особыми, присущими только ему физиологическими и социальными свойствами, так и его права и свободы. Современное демократическое и социальное государство, признавая и обеспечивая права человека, стремится к максимально полному и эффективному удовлетворению всех потребностей человека[10]. Конституция РФ устанавливает основные принципы российского права, в том числе касающиеся гражданского состояния людей в нашей стране.
Конституция, как основа всех законодательных актов, является основополагающим источником в области регистрации актов гражданского состояния. Помимо основных положений, касающихся конституционного строя, защиты прав и свобод человека и ветвей государственной власти, в ней содержится ряд статей, непосредственно касающихся регулирования актов гражданского состояния, право на защиту чести и достоинства, подразумевающее, в том числе, и защиту гражданином своего имени; право на семейную тайну, которое возникает в том числе и при регистрации усыновления (удочерения) и другие.
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 02.03.2021) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
Федеральный закон от 08.06.2020 N 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 24. Ст. 3742.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 24. Ст. 3742.
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 08.12.2020) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227; СЗ РФ. 2020. № 50 (часть III). Ст. 8074.
Приказ Минюста России от 28.12.2018 № 307 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2019 N 53284) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.01.2019 (дата обращения: 20.04.2021).
Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444
Постановление Правительства РФ от 21.01.2019 № 20 «Об особенностях составления записи акта гражданского состояния за пределами территории Российской Федерации» (вместе с «Положением об особенностях составления записи акта гражданского состояния за пределами территории Российской Федерации») // СЗ РФ. 2019. № 4. Ст. 340.
Приказ Минюста России от 01.10.2018 № 200 «Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2018 № 52299) // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.10.2018 (дата обращения: 20.04.2021 г.).
Приказ Минюста России от 01.10.2018 № 201 (ред. от 02.08.2019) «Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2018 № 52300) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.10.2018 (дата обращения: 20.04.2021 г.).
Приказ Минюста России от 01.10.2018 № 202 (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении форм записей актов гражданского состояния и Правил заполнения форм записей актов гражданского состояния» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2018 № 52316) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.10.2018 (дата обращения: 20.04.2021 г.).
Приказ Минюста России от 28.12.2018 № 307 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2019 № 53284) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.01.2019 (дата обращения: 20.04.2021 г.).
Постановление Правительства Саратовской области от 21.08.2012 № 500-П (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности управления по делам записи актов гражданского состояния Правительства Саратовской области» // СЗ Саратовской области. 2012. № 30 (выход в свет 25.08.2012).
Приказ Минюста России от 22.11.2018 № 232 (ред. от 24.04.2019) «Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2018 N 52801) // Консультант Плюс (дата обращения 20.04.2027 г.).
Постановление Губернатора Саратовской области от 01.06.2006 № 88 (ред. от 01.04.2021) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Саратовской области» // Саратовская областная газета. Официальное приложение. № 15. 16.06.2006.
Постановление Губернатора Саратовской области от 26.10.2016 № 388 (ред. от 16.10.2020) «Об утверждении Положения о порядке работы с обращениями граждан, организаций и общественных объединений в Правительстве Саратовской области и органах исполнительной власти Саратовской области» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.11.2016 (дата обращения: 20.04.2021 г.).
Постановление Правительства РФ от 27.06.2018 N 738 (ред. от 30.07.2019) «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4089.
Письмо Минюста СССР от 7 февраля 1977 года «По вопросам перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств» (утв. Минюстом СССР 07.02.1977) // СПС КосультантПлюс (дата обращения: 24.04.2021 г.).
Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 25 (ред. от 26.12.2019) «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2014 № 31606) // Российская газета. № 65. 2014.
Манифест об учреждении «Духовной коллегии, то есть Духовного соборного правительства» от 25 января 1721 г. URL: https://doc.histrf.ru/18/ukaz-ob-uchrezhdenii-sinoda/ (дата обращения: 24.04.2021).
Полное собрание законов российской империи. URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/content.html (дата обращения: 24.04.2021).
Свод Законов Российской Империи. Том X. Библиотека репринтных изданий/ КонсультантПлюс: Классика российского права. URL: https://civil.consultant.ru/reprint/books/211. (дата обращения: 24.04.2021).
Декрет ЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния // СУ РСФСР. 1917. № 11. Ст. 160
Декрет ЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака» // СУ РСФСР. 1917. № 10. Ст. 152.
Инструкция об организации отделов записей браков и рождений (утв. Наркомюстом РСФСР, Народным Комиссариатом по Местному Самоуправлению РСФСР 04.01.1918) // СУ РСФСР. 1918. № 14. Ст. 200.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918) (вместе с «Инструкцией об освидетельствовании душевно-больных») // СУ РСФСР. 1918. № 76 – 77. Ст. 818
Закон СССР от 27.06.1968 № 2834-VII (ред. от 05.03.1991) «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» // СЗ СССР. 1990. Т. 2. С. 138.
Дополнительная литература:
Абаева Е.А. Правовое просвещение и правовое информирование граждан по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния (на примере деятельности органов ЗАГС) / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. Саратов, 2020. С. 888- 895.
Акмередова Т. А. Правовое регулирование актов гражданского состояния // Молодой ученый. 2020. № 24 (314). С. 243-245.
Алексеев Д. Б. Актуальные проблемы контрольной деятельности органов государственной власти в современной России: дис. … канд. юрид. наук / Д. Б. Алексеев. М., 2015. С. 65-66.
Алехин А. П. Административное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов по специальности «Правоведение» / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. М.: Зерцало, 1997. С. 607.
Антонова Н.А., Барткова О.Г., Очагова В.С., Крусс В.И., Крусс И.А., Кувырченкова Т.В., Матвеев П.А., Рязанова Е.А., Сухарев А.Н., Туманова Л.В. Проблемы современного российского процессуального и материального права (в поиске эффективных норм) Тверь: Тверской госуд. университет, 2017. С. 36.
Артемьев А.А., Бобинкин С.А., Бондарчук А.Ф., Викторов В.Ю., Сухарев А.Н., Толстова И.А., Филинов В.П., Филинова Н.В., Чечельницкий И.В. и др. Модернизация социально- экономической сферы в современной России: проблемы и суждения. Тверь: Тверской госуд. университет, 2016. С. 58.
Гоголевский А.В. К вопросу о понятии, элементах и видах правового статуса прокуратуры Российской Федерации // Современные проблемы судоустройства и организации судебной деятельности в Российской Федерации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 12–13 апреля 2012 г. Екатеринбург : Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. Ч. 1. С. 111.
Горелкина В.С. Актуальные проблемы контрольно-надзорной деятельности в системе государственного управления… магистерск. дис. / В. С. Горелкина. Томск, 2019. С. 58.
Гражданское право: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова и др. М., 2009. С. 64 – 65.
Жеруолис И.А. Некоторые вопросы особого производства // Советское государство и право. 1958. № 8. С. 64.
Забудько Ю.С. Участие органов прокуратуры в обеспечении защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 5. С. 116.
Измайлов В.В. Расторжение брака и некоторые проблемы его государственной регистрации // КонсультантПлюс (дата обращения: 20.04.2021 г.)
Ильина О. Ю. Постановления судов по семейно-правовым спорам в практике органов записи актов гражданского состояния // Семейное и жилищное право, 2015. №2. С. 6-12.
Ильина О.Ю., Бахтиаров И.П. Регистрация актов гражданского состояния как способ индивидуализации субъектов семейных правоотношений // КонсультантПлюс (дата обращения: 20.04.2021 г.).
Калоева Р.К. Производство по делам о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния. Автореф. дисс. … к.ю.н. М., 2015. С. 10–11.
Карпов Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации. М.: Закон и право: ЮНИТИДАНА, 2007. С. 109
Комкова Г. Н. Система защиты прав человека в Российской Федерации / под ред. Г.Н. Комковой. М., 2016. С. 6-8.
Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. М.: Норма, 2002. С. 137.
Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976. С. 109.
Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сб. статей. М., 2001. С. 162 – 164.
Крецу В.А. Охрана субъективных прав в порядке особого производства. Дис. … канд. юрид. наук. М., 1982. С. 64.
Логинов В.П. О системе гражданского процессуального кодекса РСФСР и некоторых вопросах гражданского процесса // Советское государство и право. 1956. № 8. С. 55
Мартынов А.В. Проблемы правового регулирования административного надзора в России. Административно-процессуальное исследование: Монография. М.: NOTA BENE, 2010. С. 380.
Мельников А.А. Особое производство в советском гражданском процессе. М.: Наука, 1964. С. 11.
Михеева Т.Н. Ожидаемое и неожиданное: о некоторых конституционных изменениях 2020 года // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 2. С. 10 - 14.
Морейн И.Б. Основные вопросы теории особого производства в советском гражданском процессе. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Л., 1951. С. 17–18;
Пикуза К.Н. Государственная регистрация перемены имени гражданина // Юрист. 2010. № 10; СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.04.2021).
Скобелкин В.Н. Трудовое процедурно-процессуальное право / В.Н. Скобелкин, С.В. Передерин, С.Ю. Чуча, Н.Н. Семенюта. Воронеж, 2002. С. 139.
Система защиты прав человека в Российской Федерации: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация Бакалавр) / под ред. Г.Н. Комковой –Москва: Проспект. 2016. С. 9.
Темникова Н.А. Защита прав и свобод человека и гражданина при государственной регистрации актов гражданского состояния // КонсультантПлюс (дата обращения: 20.04.2021 г.).
Теоретические и практические проблемы государственной регистрации актов гражданского состояния: монография / ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»; Тверское региональное отделение Ассоциации юристов России. Тверь: издатель А.Н. Кондратьев, 2017. С. 118.
Чечот Д.М. Неисковые производства. М.: Юридическая литература, 1973. С. 19
Интернет-ресурсы:
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации [Сайт]. URL: http://duma.gov.ru/ (дата обращения 15.04.2021 г.)