Введение
- Историческое развитие ответственности за похищение человека
1.1. Досоветский период
1.2. Советский период
- Уголовно-правовая характеристика похищения человека
2.1. Объективные признаки похищения человека
2.2. Субъективные признаки похищения человека
2.3. Квалифицированные виды похищения человека
- Отличие похищения человека от смежных составов преступлений
3.1. Отличие похищения человека от незаконного лишения свободы
3.2. Отличие похищения человека от захвата заложников
Заключение
Список используемой литературы
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Конституция Российской Федерации, провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статья 22, развивает данное положения, закрепляя: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность[1].
Данные конституционные положения обусловливают дальнейшее развитие и совершенствование уголовного законодательства, реализацию программ международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод граждан, их защиты от преступных посягательств, в том числе связанных с лишением или ограничением личной свободы человека.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что в современном мире права на свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность являются одними из основных социальных благ, являющимися объектами уголовно-правовой охраны и находящимися под защитой государств. Именно поэтому данные права закреплены одними из первых в международных правовых актах таких как, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.
В этих актах международного права указывается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, никто не может содержаться в рабстве или подневольном состоянии, подвергаться произвольному аресту, задержанию, и каждый имеет право на восстановление судами его основных прав в случае их нарушения.
Право на свободу и неприкосновенность личности, личную и общественную безопасность являются одним из самых важных конституционных прав человека. Защита этих прав - обязанность государства. Успешное исполнение этой обязанности требует правильной квалификации преступных посягательств на свободу, неприкосновенность личности и общественную безопасность.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере охраны свободы личности, прав и интересов человека от преступных посягательств, связанных с похищением человека.
Предметом данной работы является действующая уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за похищение человека.
Цель данной работы – проанализировать ответственность за похищение по действующему уголовному законодательству и рассмотреть особенности квалификации похищения человека.
Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи:
- Исследовать субъективные и объективные признаки похищения человека;
- Выявить проблемы квалификации;
- Провести отграничение похищения человека от смежных составов преступления.
1. Историческое развитие ответственности за похищение человека
1.1. Досоветский период
В истории о похищение людей известно очень давно, о нем рассказывают еще античные мифы Древней Греции. В римском праве похищение людей относили к тяжким преступлениям, в то время под этим понималось обращение человека свободного в состояние не свободное.
С появлением государя Императора Николая Павловича свод законов Российской Империи устанавливал ответственность за похищение людей свободных для содержания их в неволе. Статья 429 гласила, что тот, кто человека свободного состояния похитит и продаст, тот подлежит лишению всех прав состояния, наказанию кнутом и ссылке на каторжную работу. О тяжести данного наказания свидетельствует тот факт, что лишение всех прав состояния заключалось для дворян – в лишении дворянства, потомственного или личного и сопряженных с ним прав. Для духовенства — в низвержении или духовного сана. Лишение всех прав состояния сопровождалось лишением чинов, чести, доброго имени и знаков отличия. В случае если данное преступления совершалось в отношении инородцев (татар, калмыков), то было положено взыскивать штраф с лиц, совершивших данное деяние, если же они не могли выплатить установлений штраф, то они подвергались телесным наказаниям. Со временем был принят Указ, который уже не проводил различий между кражей людей у инородцев или обывателей.
В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, одна из глав которого — «О противозаконном задержании и заключении» — была посвящена только защите физической свободы, т. е. свободе выбора местонахождения и передвижения. Объявляя самовольное, насильственное лишение свободы преступлением, законодатель устанавливал тяжесть санкции в зависимости от длительности незаконного заключения или задержания, различая в этой связи три срока: до одной недели, от одной недели до трех месяцев, свыше трех месяцев. Основанием для отягчения наказания за данный вид преступления рассматривались случаи, когда: а) лишение свободы сопровождалось «оскорбительным для задержанного обхождением» или «истязанием или иными мучениями»; б) последствием самовольного лишения свободы была «тяжкая болезнь задержанного или заключенного» либо его смерть; в) лишение свободы осуществлено в отношении «родственника или близкого свойственника в восходящей, нисходящей или в боковых линиях, или же начальника, господина или другого лица, коим виновный был облагодетельствован». Некоторые авторы рассматривали высказывания угроз в качестве одной из разновидностей посягательств на свободу, связанную с возможностью лица самостоятельно принимать решения, ответственность за такого рода деяния устанавливалась в уложение отдельной главой. За рамками раздела, содержащего статьи, посвященные наказуемости преступлений против жизни, здравия, свободы и чести частных лиц, конструировалась также уголовная ответственность за продажу в рабство и участие в торге неграми.
В период правления Николая II в 1903 году было принято Уголовное уложение, которое содержало гл. 26 «О преступных деяниях против личной свободы», оно состояла из 15 статей (498-512). В данную главу были включены посягательства не только против личной свободы, как называлась сама глава, но и связанные: с похищением людей; с похищением и задержанием людей в больнице умалишенных (п. 1 ст. 500); с похищением и задержанием в притоне разврата лиц женского пола (п. 2 ст. 500); с продажей и передачей в рабство качества или человека в неволю (ст. 501); с принуждением рабочих к отказу участвовать в стачках (ст. 509); с умышленным вторжением в чужое общества
здание уровня или человека иное общества помещение уровня (ст. 512); если человека такое общества вторжение уровня имело место продукции ночью, то продукции оно работы рассматривалось как квалифицирующий признак, что продукции усиливало наказание. В систему преступлений против личной свободы по развития Уложению 1903 г. включались не изменения только является те составы, которые службы непосредственно работы посягали человека на данных свободу, но работы и другие уровня составы, имеющие уровня весьма деятельности отдаленное общества отношение уровня к этому объекту посягательства. В уложении органов (ст. 498) основной состав устанавливался направления по развития посягательству на данных личную свободу, без указания факторов каких-либо признаков его, например, по развития способу совершения, личности граждан потерпевшего, месту задержания, его управления продолжительности, возраста предприятия потерпевшего. Все указанные службы признаки связи законодатель устанавливал в других составах преступления факторов данной главы и в зависимости граждан от этого управления дифференцированно работы определял вид и размер наказания. Как правило, наличие уровня каких-либо признаков отягчало ответственность. К числу таких квалифицирующих признаков уложение уровня 1903 г. относило: лишение уровня личной свободы, продолжавшееся направления свыше одной недели человека (ч. 2 ст. 498; ч. 2 ст. 499; ч. 2 ст. 500); лишение уровня свободы матери, законного управления отца, иного управления родственника средств по развития восходящей линии органов (п. 1 ст. 499), должностного управления лица при товаров исполнении органов им служебных обязанностей или человека по развития поводу этого управления (п. 2 ст. 499).
Посягательства, связанные службы с похищением людей, Уложение уровня дифференцировало в зависимости граждан от возраста предприятия потерпевшего: например, ст. 502 предусматривала похищение, сокрытие уровня или человека подмен ребенка, не изменения достигшего управления четырнадцатилетнего управления возраста; ст. 505 (п. 1 и 2)-похищение уровня несовершеннолетней женского управления пола от 14 до 16 лет с ее решения согласия факторов или человека без такового. В части граждан 2 этой же результатов статьи устанавливалась ответственность за похищение уровня лица женского управления пола от 14 до 21 года.
1.2 Советский период
После прихода организации к власти граждан большевиков в 1917 году, ими объектов был разработан свой Уголовный кодекс, который вступил в действие уровня в 1922 г. В этом кодексе конкретизировалась система деятельности посягательств, и данному составу преступления факторов было посвящено работы четыре статьи.
Это продукции - (ст. 159) «Насильственное общества незаконное общества лишение уровня кого-либо свободы,
совершенное общества путем задержания факторов или человека помещения факторов его управления в каком-либо месте»; (ст. 160) «Лишение уровня свободы способом, опасным для жизни жизни состояния или человека здоровья лишенного управления свободы или человека сопровождавшееся направления для жизни него управления мучениями»; (ст. 161) «Помещение уровня в больницу для жизни душевнобольных заведомо системы здорового управления лица из корыстных или человека иных личных видов»; (ст. 162)«Похищение, сокрытие уровня или человека подмен чужого управления ребенка средств с корыстной целью, из мести граждан или человека иных личных видов».
В связи с изменением ситуации органов в стране изменения в 1926 году был принят новый уголовный кодекс. Но в нем преступления факторов против личной свободы сохранились (ст. 147, 148, 149), с той лишь разницей, что продукции лишение уровня свободы способом, опасным для жизни жизни состояния или человека здоровья потерпевшего управления или человека сопровождавшимся направления причинением ему физических страданий, было не изменения самостоятельным преступлением, как в Кодексе 1922г., а квалифицированным признаком основного управления состава основных насильственного управления незаконного управления лишения факторов свободы (ч. 2 ст. 147).
С изменением политического управления курса стал разрабатываться направления новый Уголовный кодекс, который был принят 1960 г. В изначальной редакции органов кодекс устанавливал более решения узкий перечень преступлений, посягающих на данных личную свободу. К ним было отнесено работы всего управления два основных состава: незаконное общества лишение уровня свободы, в том числе совершенное общества способом, опасным для жизни жизни состояния и здоровья потерпевшего управления (ч. 1 и ч. 2 ст. 126), и подмена данных ребенка средств из корыстных или человека иных низменных побуждений (ст. 125 УК). В течение уровня всего управления времени состояния действия факторов УК 1960 г. в него управления вносились определенные службы изменения, обусловленные службы разными объектов причинами, в том числе и социальной обусловленностью каких-либо деяний. Такие уровня изменения факторов были человека внесены в группу преступлений против личной свободы в разное общества время.