Введение
1. Понятие и способы обеспечения имущественных прав и интересов личности при расследовании преступлений
2. Проблемы обеспечения имущественных прав и интересов личности при расследовании преступлений
Заключение
Список использованных источников и литературы
Уголовное судопроизводство является необходимым элементом государственной системы обеспечения и поддержания правопорядка. Цель его существования определена в ст. 6 УПК РФ, которая гласит: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:
1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Цель работы: исследование обеспечения имущественных прав и интересов личности при расследовании преступлений.
Задачи работы:
изучить понятие и способы обеспечения имущественных прав и интересов личности при расследовании преступлений;
рассмотреть проблемы обеспечения имущественных прав и интересов личности при расследовании преступлений.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
1. Понятие и способы обеспечения имущественных прав и интересов личности при расследовании преступлений
Статья 22 Конституции РФ[1] гласит: «1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется защита его прав и свобод».
Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны обеспечить обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами от предъявленного ему обвинения и обеспечить охрану его личных и имущественных прав.
Охрана прав и свобод граждан, интересов общества, являясь задачей всего уголовного судопроизводства, является одновременно и задачей стадии предварительного расследования. Ибо не может быть задач уголовного судопроизводства в целом, не являющихся задачами той или иной стадии.
Эффективность работы по обеспечению охраны интересов общества, прав и свобод граждан можно оценить по статистическим данным работы органов расследования.
Следователь (дознаватель), осуществляющий производство предварительного расследования по уголовному делу, обязан принимать меры попечения о несовершеннолетних детях, иждивенцах, престарелых родителях, требующих постороннего ухода, при условии, что указанные лица при аресте подозреваемого, обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу остаются без присмотра.
Требования данной нормы УПК РФ[2] являются императивными и должны обязательно реализовываться при производстве предварительного расследования следователем (дознавателем), осуществляющим производство предварительного расследования. Руководитель следственного органа в силу требований ст. 39 УПК, а также прокурор в соответствии со ст. 37 УПК должны требовать исполнения от следователя, дознавателя реализации требований комментируемой статьи в силу реализации уголовно-процессуальной деятельности по осуществлению процессуального контроля за деятельностью следователя, дознавателя.
Наличие оснований для принятия соответствующих мер попечения выясняется следователем (дознавателем) уже до стадии принятия процессуального решения об избрании меры процессуального принуждения в отношении подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу. Данное процессуальное решение реализуется посредством вынесения соответствующего процессуального документа. Диспозиция норм ст. 160 УПК не требует вынесения соответствующего процессуального документа. Меры по передаче на попечение даже близким родственникам, родственникам или другим лицам реализуются с обязательным участием органов опеки и попечительства.
К выбору надлежащих попечителей следователь (дознаватель) должен подходить ответственно, чтобы обеспечивалась реальность данных мер. Для этого необходимо использовать все указанные в законе возможности, в том числе обращение к органам местного самоуправления, которые обладают соответствующей компетенцией.