Введение
1. Понятие и виды преступлений против военной службы
2. Преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими
3. Преступления против порядка прохождения военной службы
4. Преступления против порядка несения специальных служб
5. Преступления против порядка обращения с военным имуществом,
Заключение
Список использованной литературы
Одним из основных направлений развития военной организации государства, прежде всего Вооруженных Сил Российской Федерации, является укрепление законности. Правильная квалификация преступлений против военной безопасности государства - важнейшее требование законности. Теоретическая разработанность квалификационных проблем является одной из главных составляющих законности в армии и на флоте и, как следствие, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
Изучение материалов практики военных судов показывает, что значительное количество следственных и судебных ошибок обусловлено неправильной квалификацией совершенных преступлений против военной безопасности государства (воинских должностных преступлений, преступлений, неисполнения приказа, воинских насильственных преступлений, уклонений от военной службы).
Военная безопасность государства охраняется в первую очередь нормами гл. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации - УК РФ (ст. ст. 332 - 352).
Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики преступлений против военной службы, выявление особенностей их квалификации и отграничения от смежных деяний.
Задачи курсовой работы:
- изучение понятия и видов преступлений против военной службы;
- характеристика преступлений против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими;
- анализ преступлений против порядка прохождения военной службы;
- рассмотрение преступлений против порядка несения специальных служб;
- выявление особенностей преступлений против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности и военной техникой.
Объект исследования – общественные отношения в сфере установления уголовно-правовой ответственности за преступления против военной службы. Предмет исследования - нормы гл. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, комментарии уголовного закона, судебная практика.
Уголовно-правовые характеристики преступлений против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений можно встретить в работах: Х.М. Ахметшина, Ф.З. Бражника, В.Ю. Дроздова, О.К. Зателепина, С.М. Иншакова, А.В. Ищенко, С.П. Кочешева, И.М. Мацкевича, Е.А. Моргуленко, К.Д. Нечевина, Н.А. Петухова, Ю.Ю. Соковых, А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко, В.М. Чхиквадзе, Н.А. Шулепова и др.
Методологической основой работы послужил общенаучный диалектический подход к познанию процессов и явлений социальной действительности. Также весьма широко применялись следующие частно-правовые методы: логико-правовой, системно-структурный, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие.
- Понятие и виды преступлений против военной службы
Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"[1], а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"[2].
Родовым (и видовым) объектом преступлений против военной службы является установленный порядок несения и прохождения военной службы военнослужащими, обеспечивающий нормальную деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, государственных органов и учреждений, где предусмотрено прохождение военной службы. Если военнослужащими совершаются преступления, предусмотренные другими разделами и главами Особенной части УК, не посягающие на порядок несения и прохождения военной службы, то ответственность наступает по статьям соответствующих глав на общих основаниях[3]. Непосредственными объектами преступлений против военной службы являются общественные отношения, образующие отдельные элементы порядка несения и прохождения военной службы.
Упорядоченность общественных отношений в обществе, военно-служебных отношений и правомерное поведение субъектов последних - объекты, на которые нацелены воинские правонарушения. Поэтому воинский правопорядок и его элементы в существенной степени определяют содержание общественной опасности преступления и иного правонарушения. Понятия "военная безопасность" и "воинский правопорядок" имеют общие элементы. Так, последний является правовой оболочкой военной безопасности, нуждается в соответствующих средствах правовой защиты, как и военная безопасность, поскольку посягательства на военную безопасность государства одновременно направлены и на причинение вреда воинскому правопорядку[4]. Объективная сторона преступления против военной службы - это внешнее проявление общественно опасного посягательства на охраняемый в гл. 33 УК РФ объект - порядок прохождения военной службы (военную безопасность). Она характеризуется общими для всех преступлений признаками: деяние, последствие, причинная связь между деянием и наступившим последствием, способ, место, время, средства и орудия, другие обстоятельства совершения преступления. Отличительной чертой признаков объективной стороны преступлений против военной службы является специфичность их содержания, обусловленная объектом посягательства - порядком прохождения военной службы (военной безопасностью государства)[5].
Объективная сторона преступлений против военной службы может выражаться как в действии (ст. ст. 333 - 336, 346 УК), так и в бездействии (ст. ст. 332, 337 - 344, 348 - 352 УК), либо как в той, так и в иной форме (ст. 347 УК). Субъект преступлений против военной службы специальный:
1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ;
2) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов; 3) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ[6].
Согласно п. 30 Положения о проведении военных сборов привлечение граждан, призванных на военные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением военных сборов обязанностей запрещается. Граждане, пребывающие в запасе, во время пребывания на военных сборах не привлекаются к несению специальных видов военной службы, в связи с чем они не должны подлежать уголовной ответственности за совершение преступлений против порядка несения специальных служб. Учитывая сущность и специфику военных сборов, представляется целесообразным и необходимым исключить из числа преступлений, которые могут быть совершены гражданами, пребывающими в запасе, во время проведения военных сборов, преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 338, 340 - 343 УК РФ, отразив предлагаемые изменения в действующем уголовном законодательстве.
Положения Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации[7] в полном объеме распространяются на граждан, пребывающих в запасе, в период прохождения ими военных сборов, что обусловлено наличием тесной организационно-правовой связи указанных лиц с Вооруженными Силами Российской Федерации и иными войсками и воинскими формированиями. С учетом указанного обстоятельства, граждане, пребывающие в запасе, в период прохождения ими военных сборов могут быть привлечены к несению службы в суточном наряде, поскольку такая деятельность не является выполнением боевых или служебно-боевых задач и, следовательно, указанные лица могут подлежать уголовной ответственности за нарушение правил несения службы в суточном наряде по ст. 344 УК РФ.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы"[8] указано, что ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 337, 338 и 339 УК РФ, могут нести граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Для проведения военных сборов существует установленный действующим законодательством порядок, который должен соблюдаться лицами, их проходящими. Соблюдение порядка проведения военных сборов (порядка пребывания на военных сборах) заключается в участии данных лиц в проводимых мероприятиях согласно установленному регламенту и самом пребывании на военных сборах в течение двухмесячного срока. Из этого следует, что в результате нарушения установленного порядка пребывания на военных сборах указанных лиц причиняется вред военной безопасности государства. С учетом того что лица указанной категории посягают на установленный порядок проведения военных сборов, предлагается распространить на них действие военно-уголовного законодательства, приравняв по основаниям уголовной ответственности граждан, пребывающих в запасе, в период прохождения ими военных сборов, к военнослужащим. В этой связи логичным и целесообразным представляется внесение изменений в действующее законодательство: