Стабильное развитие экономических отношений обеспечивают два фундаментальных фактора – наука и инновации. Правотворческая и правоприменительная деятельность в современном государственном устройстве становится основой социально-экономического благополучия страны, уровня развития и перспектив государства.
Для инновационного развития общества, формирования инновационной экономики необходимо не только проведение государством эффективной инновационной политики, но нужно формирование соответствующей институциональной среды для деятельности и всестороннего использования всеми участниками инновационного процесса. Государство не должно принуждать к инновациям, а должно инициировать инновационные процессы, оказывать содействие в создании благоприятной институциональной среды и обеспечивать безопасные условия для их осуществления всеми другими участниками инновационной деятельности.
В научно-технологической сфере сформированы базовые элементы национальной инновационной системы. Научные, научно-технические и инновационные разработки переориентируются на конкретные потребности экономической, социальной и иных сфер, растет их результативность. Остаются низкими наукоемкость, ВВП и доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Эффективная национальная инновационная система в целом не создана. Не развита инновационная инфраструктура, высок износ технологического оборудования.
Определение и основные элементы институциональной среды экономики инноваций
Институциональные аспекты инновационной деятельности и анализ институциональной среды являются сегодня крайне важными при формировании и проведении инновационной политики как регионального, так и национального уровня. Комплексное видение проблем от законодательных лакун до складывающихся инновационных практик помогает понять вектор предстоящих изменений и учесть особенности и тенденции, сформировавшиеся на поле инновационной деятельности.
Процесс создания инновационного продукта является результатом интенсивных взаимодействий между различными акторами и поэтому существенно зависит от внутрифирменных трансакций и отношений фирмы с институциональной средой.
В качестве институциональных категорий инновационной безопасности можно выделить институциональное пространство, в пределах которого складываются и функционируют инновационные экономические отношения, институциональную среду и вектор институционально-инновационного развития инновационной безопасности. В основе понятия «институциональная среда» лежит ключевая категория «институт». Под «институтами» понимаются социальные взаимоотношения, наука и образование, другие части социальной сферы, государство, его учреждения, правовые акты, регулирующие разные стороны жизни общества, в том числе экономическую деятельность, права собственности, негосударственные, общественные организации и их решения, рынок и его составляющие, обеспечивающие функционирование рыночных отношений, общественный договор, традиции и народные обычаи, нравственные нормы поведения людей.
Институциональная среда и экономические отношения в условиях становления инновационной экономики формируются и изменяются в сложном взаимодействии. С одной стороны, субъекты инновационной экономики и институты формируются и отражаются под воздействием экономических отношений инновационной системы. В самих институтах и институциональной среде реализуются интересы социальных слоев и групп населения, отражающих их место и социально-экономическую роль в общей национальной инновационной системе. С другой стороны, инновационные экономические отношения развиваются под воздействием институциональной среды, которая определяет порядок, условия и направление реформирования инновационной системы через свои элементы – законы, нормы, традиции, правила поведения, организации, систему принятия решений. Взаимосвязи элементов институциональной среды и инновационной экономики выступают как различные «институциональные отношения».
Формирование комплексной институциональной среды инновационной экономики является первостепенной задачей, решение которой позволит ускорить переход российской экономики на инновационный путь развития, обеспечить непрерывности инновационного процесса и повышении его эффективности. Анализ развития институциональной среды на современном этапе позволит более детально выявить проблемы в составляющих ее структурных звеньях, т.к. именно модернизация институциональной среды должна стать составной частью формирования и развития российской экономической системы и быть направлена на решение таких проблем, как: восстановление индустриальной базы, преодоление сырьевого дисбаланса в отраслевой структуре народного хозяйства, перевода экономики на инновационный путь технико-технологического совершенствования.
Государство как институт представляет собой общие правила (формальные и неформальные), которые отражаются в совокупности законов и административных актов по институциональному строительству национальной инновационной системы и систем инновационной безопасности. Государство выступает важнейшим элементом институционального устройства общества, причем его политические институты первичны по отношению к экономическим институтам. Это означает, что государство определяет нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности при формировании инновационной экономики. Причем инновационные преобразования в значительной степени определяются государственным устройством.
В целом функции государства направлены на создание институтов, обеспечение их функционирования в соответствии с правилами, обеспечивающими благоприятную среду для осуществления инновационных преобразований.