Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования развития творчества у младших школьников
1.1. Анализ концепций развития творчества в младшем школьном возрасте
1.2. Потенциальные возможности развития творчества на уроках изобразительного искусства
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства
2.1. Содержание и методы опытно-экспериментальной работы
2.2. Результаты экспериментальной работы
2.3. Программа развития творчества у младших школьников на уроках ИЗО
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. В современных условиях на первое место выступает проблема развития творчества школьников на уроках изобразительного искусства.
Сейчас накопилось большое количество научных разработок о человеке, его биологической, психологической, социальной сущности, однако разрозненность таких исследований не позволяет создавать комплексные системы дозологической диагностики, прогноза, профилактики и развития творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Вокруг проблемы развития творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этой проблеме и предлагающие различные пути ее решения.
Особое значение для дипломного исследования имеют положения и выводы, раскрывающие различные аспекты развития творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования: определить влияние уроков изобразительного искусства в начальных классах на развитие творчества младших школьников.
Объект исследования: деятельность учащих начальных классов на уроках изобразительного искусства и развитие творчества.
Предмет исследования: влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-творческих навыков и творчества в процессе занятий изобразительным искусством.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уроки изобразительного искусства, построенные на системе специальных творческих заданий способствуют развитию творчества детей.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ подходов к исследованию развития творчества у младших школьников на уроках изобразительного искусства;
- Оценить уровень развития творчества младших школьников;
- Разработать и составить авторизованную программу по развитию творчества детей на уроках изобразительного искусства;
- Написать этапы, ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Теоретико-методологической основой исследования являются принципы активности, развития, детерминизма, системности, интегративности (Березина, В.Г.; Викентьев, И.Л.; Модестов, С.Ю. ; Венгер, Н.Ю.; Ендовицкая Т.О.; Ефремов В.И; В.Н. Дружининым; Е.Е. Туником).
Целостный подход в исследовании базируется на идеях системного анализа.
Методы и методики исследования. Для изучения влияния уроков изобразительного искусства на развитие творчества младших школьников были использованы методы: описательный, аналитический, сравнительно-аналитический и метод анкетирования.
Эмпирическую базу составили результаты исследовательско-экспериментальной работы. В исследовании принимали участие 24 учащихся младших классов в возрасте 7-8 лет.
Основные этапы исследования.
На первом этапе исследования разрабатывались теоретические основы изучения развития творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства. Их базой стали результаты анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных ученых различных областей знания.
На втором этапе осуществлялась работа по выялению влияния уроков изобразительного искусства на развитие творчества младших школьников.
Научная достоверность и надежность результатов, основных выводов дипломной работы обеспечивалось обоснованностью теоретико-методологических положений при изучении предмета исследования, разнообразием и надежностью использованных методов теоретического и эмпирического анализа, репрезентативностью выборки.
Основные научные результаты и их научная новизна.
- Представлен теоретический анализ взглядов ученых, сложившихся в психологической литературе подходов к исследованию развития творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства;
- Выявлены основные педагогические особенности развития креативноти у младших школьников;
- Разработан социально-педагогический тренинг, направленный на развитие творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования определяется использованием научно-педагогических и эмпирических данных для решения целого комплекса задач по изучению развития творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования развития творчества младших школьников
- Анализ концепций развития творчества в младшем школьном возрасте
Творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Считается, что креативностью обладает каждый человек, но в разной степени, и прежде всего это зависит от степени её развитости. Одним из социально-педагогических условий развития творчества является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие творчества. В противном случае можно говорить о постепенном снижении этого высшего процесса мыслительной деятельности. Поэтому важно отметить, что если учитель в младших классах не уделяет развитию творчества достаточное количество времени, то даже самые творческие дети могут потерять нестандартность своего мышления в ходе объема выполнения домашних заданий и нехватки времени. В период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. Именно поэтому в этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления, так как развитие творчества происходит непосредственно в творческой деятельности.
Эдвард Дебоно (Edward DeBono, 1970, 1987) посвятил немало работ вопросам творчества. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в наличии имеется всего лишь один элемент.
Проблема, по утверждению Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить их каким-то новым, оригинальным способом.
Эллен Лэнгер (Ellen Langer, 1989) рассуждает примерно так же, когда объясняет недостаток творчества. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и неосознанными, а поведение – бессознательным, неосмысленным. Как и Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий, когда нет активного размышления о них. Это также позволяет нашему уму сосредоточится на других задачах. Однако обратной стороной глубоко укоренившихся привычек оказывается то, что они начинают управлять нашим поведением.
Лэнгер убеждена, что человек может вести себя осмысленно по собственной воле. В этом она согласна с Дебоно, считающим, что люди могут научится быть креативными. Для этого им нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих отыскать новые альтернативы. По мнению Лэнгер, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и создавать новые категории. Согласно Дебоно, так возникает способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения. [8, С.17]
По мнению В. К. Козленко, в мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие творчества как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность – одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности.
М. Боден выделил малую и большую креативность. Малая или «личностная» креативность относится к обыденной жизни и к обычным ситуациям. Большая или «историческая» креативность наоборот имеет дело с достижениями, которые оказали большое влияние на культуру и общество, например, творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.
Представители гуманистической психологии: А. Адлер предлагал рассматривать креативность Я в свободе выбора между альтернативными жизненными стилями и целями. Хотя цели могут инициироваться наследственностью и культурными факторами, в конечном счете, цель возникает все же благодаря креативной силе индивидуальности. [17, С.35]
А. Маслоу считал, что благодаря самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой обществу, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность – качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды.
А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия для проявления творчества. Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений.