ВВЕДЕНИЕ
- Методологические основы маркетинга
1.1. Сущность внешнего маркетинга персонала, его цели и функции
1.2. Обеспечение компании квалифицированными кадрами как задача внешнего маркетинга персонала
- Анализ практики подбора персонала в ООО «-»
2.1. Краткая характеристика ООО «-»
2.2. Методы отбора персонала в ООО «-»
2.3. Особенности технологии отбора персонала в ООО «-»
- 3. Предложения по совершенствованию отбора персонала в ООО «-»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях становления рыночной экономики в РФ особое значение приобретают вопросы практического использования современных форм руководства персоналом, которые позволяют увеличить социально-экономическую рациональность любого производства.
Успех работы компании обеспечивают сотрудники, которые заняты в ней. Именно поэтому современная концепция руководства компанией предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с руководством кадровой составляющей производства - персоналом компании. Вполне естественно, что в каждой компании возникает нужность в определении численности персонала, в рациональной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого сотрудника, в системе вознаграждения за труд по его мотивации, в учете индивидуальных проблем сотрудников, повышении их бытовых условий и отдыха и т.д.
Основной потенциал компании состоит в кадровой политике. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые положительные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно сотрудники делают работу, подают идеи и позволяют компании существовать. Без сотрудников не может быть компании, без квалифицированных кадров ни одна компания не сможет достигнуть своих поставленных целей.
Руководство компанией связано с сотрудниками и их отношениями внутри компании. Оно используемо не только к сферам материального производства, но и ко всем видам занятости. В настоящий момент времени основными фактами конкурентоспособности стали обеспеченность рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы, которые определяют рациональность применения персонала.
Актуальность темы - «Маркетинг персонала» ответственный этап в руководстве персоналом. Поэтому в своей работе я хочу уделить особое внимание рассмотрению научно-методических принципов и организационных мер маркетинга персонала, которые позволяют успешно решать кадровые проблемы.
Маркетинг персонала является относительно новым термином. В мировой практике руководство человеческими ресурсами термин нашел свое использование лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия, а в отечественной практике руководство персоналом разновидность маркетинга до настоящего момента времени не получила должного распространения. Лишь немногие российские компании включают маркетинг персонала в состав задач, которые решаемы службами по работе с кадрами.
Следует отметить, что даже в этих немногих случаях функции маркетинга часто подменяют функциями планирования потребности в персонале и организации рекламной кампании.
При этом определение и покрытие потребности в персонале носит так называемый "реактивный" характер на образование вакансии, но не работает на достаточно длительную перспективу. Такое положение характерно не только для отечественных, но и для многих западных организаций.
Для компании, которая действует на рынке и основополагающей задачей маркетинга персонала является формирование ее привлекательного образа как работодателя. Это должно помочь компании обеспечить конкурентные достоинства на рынке труда и привлечь кадровые ресурсы с оптимальными количественными и качественными параметрами.
Цель - изучение черт маркетинга персонала в руководстве компанией.
Задачи состоят в:
- рассмотреть теоретические основания маркетинга персонала,
- проанализировать маркетинг персонала на примере ООО «-».
Для этого нужно дать краткую характеристику ООО «-», проанализировать конкурентную среду и маркетинг персонала ООО «-», предложения по совершенствованию маркетинг персонала - это разработка направлений совершенствования ООО «-».
Объектом исследования является: ООО «-».
Предметом исследования является: маркетинг персонала в ООО «-».
Практическая значимость исследования: результаты исследования можно применить в подборе персонала компании.
Апробация результатов исследования: участие в конференции, статьи и т. д.
- Методологические основы маркетинга
1.1 Сущность внешнего маркетинга персонала, его цели и функции
Маркетинг персонала представляет собой вид управленческой деятельности, которая направлена на долговременное обеспечение компании человеческими ресурсами, которые образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
В российской научной среде отсутствует единый подход к пониманию маркетинга персонала, при этом, большинство исследователей рассматривает его как вид управленческой деятельности, которая основана на использовании маркетинговых подходов в процессе выявления и удовлетворения потребности компании в человеческих ресурсах (таблица 1).
Таблица 1 – Определения термина «маркетинг персонала»
Автор
|
Определение
|
Источник
|
Кибанов А. Я.
|
Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами.
|
Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 695 с.
|
Маслова В. М.
|
Маркетинг персонала – это система действий, включающих исследования, анализ, планирование, осуществление программ, предназначенных для изучения потребительского спроса на рабочую силу, и создание оперативного управления формированием и распределением товара «персонал», который удовлетворяет более качественно потребителей, что гарантирует достижение целей организации.
|
Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для СПО / В. М. Маслова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 492 с.
|
Патласов Ю. О.
|
(Широкий подход) Маркетинг персонала – определенная философия и стратегия управления человеческим потенциалом. Его целью выступает оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к фирме. (Узкий подход) Маркетинг персонала – особая функция службы управления персоналом, направленная на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах (своевременное проведение маркетинговых исследований, оптимизация деятельности персонала, которая оценивается с помощью проведения аттестации или оценки персональной деятельности).
|
Патласов, О. Ю. Маркетинг персонала: учебник для бакалавров / О. Ю. Патласов. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 382 с.
|
Чащин В. В.
|
Маркетинг персонала – планомерные действия предприятия по использованию маркетинговых подходов для привлечения потенциальных потребителей его (предприятия) организационно-производственных возможностей на рынке труда, а также для обеспечения оптимальных взаимовыгодных параметров потребления указанных возможностей, удовлетворения потребностей и удержания работников, понимаемых в качестве клиентов.
|
Чащин, В. В. Маркетинг персонала: теоретические аспекты и практические возможности / В. В. Чащин // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2014. – № 22-1. – С. 185-191.
|
Чернопятов А. М.
|
Маркетинг персонала – это определение потребности организации в персонале в качественном и в количественном аспектах.
|
Чернопятов, А. М. Маркетинг персонала = Marketing Staff: учебник / А.М. Чернопятов. – North Carolina: Lulu Press, Inc., 2016. – 265 с.
|
Шапиро С. А.
|
Маркетинг персонала – это вид управленческой деятельности стратегической направленности в области кадровой политики организации, включающий в себя два направления – пассивный – анализ рынка труда с целью выявления потенциальных кандидатов на занятие имеющихся вакансий и активный, заключающийся в проведении мероприятий по отбору, оценке, адаптации и закреплению персонала на предприятии.
|
Шапиро, С. А. Маркетинг персонала: учебное пособие / С. А. Шапиро, Е. К. Самраилова, Н. А. Говорова. – Москва: КНОРУС, 2018. – 228 с.
|
Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, который продается на рынке труда.
Маркетинг персонала рассматривается как:
- основной принцип руководства, который ориентирован на рынок;
- способ систематизированного поиска решений;
- средство достижения конкурентных достоинств.
Маркетинговой концепцией руководства персоналом является утверждение, согласно которому одним из основных условий достижения целей компании выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более рациональными, чем у конкурентов методами.
К общим направлениям маркетинга персонала можно отнести следующие:
- маркетинговые исследования;
- стратегическое и тактическое планирование;
- сегментирование рынка труда, позиционирование субъектов рыночных отношений;
- определение стоимости трудового потенциала;
- стимулирование трудоустройства персонала;
- формирование имиджа компании как работодателя на внешнем и внутреннем рынке труда.
Функциями маркетинга персонала являются:
Информационная функция — формирование информационного базиса как основания планирования персонала и коммуникаций по целевым группам (сегментам рынка). Она включает в себя:
- изучение требований, которые предъявляемы к должностям и рабочим местам;
- исследование внешней и внутренней среды компании;
- исследование рынка труда;
- изучение имиджа компании.
Аналитическая функция. Исследование внешней и внутренней среды деятельности компании через содержание соответствующих внешних и внутренних фактов.
К внешним фактам относят: общеэкономическая ситуация и состояние отрасли; развитие технологии; развитие закона; кадровая политика компаний-конкурентов.
Внутренние факты: цели компании; финансовые ресурсы; кадровый потенциал.
Направлениями изучения внешнего рынка труда являются:
- «структура рынка труда (секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная и т.д.);
- «мобильность рабочей силы;
- «поведение конкурентов на рынке труда;
- «стоимость рабочей силы.
Направления изучения внутреннего рынка труда:
- численность персонала и его структура - квалификационная и возрастная;
- структура развития персонала;
- организационная структура;
- организация труда в компании;
- культура руководства;
- мотивационные установки.
Коммуникационная функция. Установление и реализация путей покрытия потребности в персонале.
Объектами коммуникационной функции являются:
- работники компании, которые выступают как участники внутреннего рынка труда;
- внешний рынок труда как источник потенциальных претендентов;
- открытость системы руководства как основного факта образования имиджа компании.[1]