Данная тема является актуальной, так как вопросы формирования конкретного периода развития общества тесно связаны с его культурой, с развитием искусства, а именно архитектуры, литературы, живописи, истории. Рассматривать историю какого-либо народа, общности невозможно без знания его достижений и продвижений в сфере культуры. Ведь именно в период античности зарождались многие современные виды искусства, да и сама наука, в различных ее сферах. Следовательно, нельзя оставлять без внимания изучение такого типа памятников истории, поэтому тема курсовой работы является значимой и необходимой для формирования целостного восприятия атмосферы и быта людей античности[1].
Действительно, искусство занимает значительное место в культуре каждого общества, определяет уровень его развития. Благодаря сохранившимся источникам мы можем узнать о событиях прошлого и ответить на многие вопросы. Так, одним из видов искусства, на котором мы хотели бы остановиться, является мозаика.
Мозаика — это один из видов декоративно - прикладного искусства, узор или изображение, выполненное из различного материала. Данный вид искусства позволяет создавать целые картины, произведения с различными сюжетами: мифологические, бытовые сцены, геометрические, растительные и животные орнаменты[2].
Слово «мозаика» произошло от греческого «Муса», или муза, по имени девяти дочерей Зевса, покровительниц искусств. Когда точно появилась мозаика, доподлинно не известно. Большинство историков связывают ее возникновение с Древней Грецией, хотя имеются свидетельства более древнего происхождения мозаики в Месопотамии в 4 тысячелетии до нашей эры[3].
За последние два столетия в результате интенсивных археологических исследований науке стали доступны многочисленные образцы мозаичного искусства. Истоки этого искусства стали понятные после открытия мозаик Урука[4]. Крайне интересный образец был найден в одной из крупнейших царских гробниц на царском кладбище Ура середины III тысячелетия до н. э., названный Штандарт из Ура.[5]
Художественная и историческая ценность мозаики часто недооценивалась в искусствоведческой науке. Она воспринималась лишь как некая ветвь искусства, которая была интересна только воспроизведением уже известных сюжетов[6]. Однако в настоящее время появился новый подход к ее изучению. Исследование мозаичного наследия античности важно для понимания процесса его трансформации в искусство раннего Средневековья.
Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».[7]
Работы русских и зарубежных авторов, занимающихся древними мозаиками, можно разделить на следующие группы: работы, охватывающие широкий круг тем, связанных с мозаичными памятниками всего греко-римского мира (А.П. Чубова, А.П. Иванова)[8].
Работы, описывающие развитие искусства и архитектуры в определенных регионах в определенные сроки, включая общие обзоры художественных традиций монументальной мозаики (А.В. Банк[9], Т.Н. Каптерева[10], Е.Е. Липшиц[11], И.И. Саверкина, Н.А. Сидорова[12] и др.).
Исследования посвящены как памятникам древнерусского мозаичного искусства (Дж. Бретт и др.)[13], так и изучению технических и художественно-технологических приемов античной мозаики и инсталляции выполненных работ (В.И. Селезнев, А.В. Виннер и др.)[14].
Таким образом, интерес к истории античной мозаики и ее трансформации является высоким. В настоящее время продолжается изучение различных аспектов данного вопроса. Однако, несмотря на значительное многообразие исследований в данной области, тем не менее, в историко-культурологическом и социальном аспектах данная тематика освещалась мало. Поэтому данное обстоятельство также можно назвать актуальным для исследования.
В отечественном искусствоведении следует выделить труд В.М. Полевого, где в изложении материала доминирует комплексный метод, предполагающий осмысление эволюции и стилистики рассматриваемых произведений в исторической ретроспективе искусства Востока (1970)[15].
Э. Китцингер является основателем научного подхода к изучению напольных византийских мозаик, сохраняющих связь с античными традициями и обнаруженных в восточных регионах империи (1995)[16].
Большую роль в исследовании античных памятников с мозаичным мощением играют археологические и теоретические труды Д. Леви (1947)[17].
Серьезнейшее исследование мощений Антиохии принадлежит И. Лавину (1963).[18]
В работе поставлена цель - исследовать истоки и виды мозаичной монументальной живописи и ее художественных традиций на территории стран Леванта.
Задачи:
- Рассмотреть истоки мозаичного искусства и его достижения в Ⅲ-Ⅱ тыс. до н. э.
- Выяснить, как происходило становление и развитие мозаичного дела в Элладе.
- Определить, какие были виды и технологии римской мозаики.
- Выявить, как происходит консервация и реставрация древних мозаик.
Глава 1. Истоки мозаичного искусства и его достижения в Ⅲ-Ⅱ тыс. до н. э
История мозаики Древнего Востока начинается несколько тысяч лет назад. Древнейшие в истории человечества мозаики относят ко второй половине IV тысячелетия до н. э. Они использовались в дворцовой и храмовой отделке и найдены при раскопках многих шумерских городов Месопотамии, например Уруке, Уре, Эриду.[19]
Урук был одним из старейших шумерских городов, крупнейшим и самым престижным мегаполисом. Первооткрывателем Урука был английский геолог Уильям Лофтус. В результате раскопок, которые проводились в 1849, 1853 и 1854 годах, было обнаружено много интересных находок.[20]
В 1912 году раскопки продолжила немецкая экспедиция под руководством инженера Юлиуса Гордона. Ученые установили, что постройки были окружены огромной стеной около 9 км в окружности, а посередине, на самой высокой точке, находился храм Э-Анна, шумерского бога неба. Было найдено много глиняных табличек с шумерской клинописью, а также открыты храмы с великолепным дизайном и убранством. Некоторые стены были построены из особого вида сырцового кирпича, который называют немецким термином Римкен (арабский римшен).[21]
Экспедиция Гордона в Уруке также обнаружила большое количество храмов и культовых сооружений эпохи Аль-Убейда (5300-4000 гг. до н.э.). Итак, с середины 4000 г. до н.э. характер городских построек показал высокий уровень цивилизационного развития. Технология украшения стен храмов распространилась на другие близлежащие города, такие как Телль-Зергал (Насирия), ворота Иштар и тронный зал в Вавилоне. Это сходство является ярким свидетельством того, что архитектурная мысль развивалась одинаково в разных шумерских городах. Что отличает храмы Урука от других, так это великолепное убранство стен, выполненное в технике мозаики.[22]
Мозаика (фр. Mosaique) - изображение или мотив, выполненный из цветных камней, глазури, керамической плитки и т.д. Как разновидность росписи, в основном использовалась для украшения зданий. Мозаика широко использовалась во внутренней отделке жилых домов, общественных зданий, храмов. Религиозные сооружения Варки (ранее называвшейся Урук) - самые ранние образцы мозаичного искусства и декора. Особенностью мозаики Варка было создание геометрических узоров и мотивов из камня или керамических конусов - зигатти. Использование конусов стало еще одним видом искусства в строительстве, наряду с резьбой, росписью и гончарными изделиями, и могло служить альтернативой дорогим декоративным элементам.[23]
Ученые пытаются найти технологию производства конусов. Обнаруженные на стенах храма Э-Анна были описаны в трудах немецким археологом Антоном Моргаат. Он считал, что заостренные узоры заменили циновки из тростника или пальмовых листьев, которые использовались для покрытия стен храмов и домов для украшения и привлекательности. Такие покрытия были распространены в Уруке, поэтому конусы были прорывом в архитектуре.[24]
Доктор Зухаир Сахиб (иракский профессор Багдадского института искусств) пишет, что эти конусы - продукт взаимоотношений между индивидуальным социальным пространством и священным пространством древних шумеров. Он также считает, что они созданы на основе популярных в Варке циновок.[25]
Андре Баурро, французский специалист по археологии древнего Ближнего Востока, также считает данную технологию шумерским нововведением. По его мнению, в домашних условиях они похожи на маленькие шерстяные коврики, раскрашенные в яркие цвета.[26]
Это метод укладки и закрепления конусов на мозаике на глиняной основе очень похож на расклинивание настенных циновок. Колонны конической формы были покрыты эмалью и имели текстуру латуни. Они были сделаны из разных материалов (камень и керамика), разного цвета, но одинакового размера (от 13 см в длину до 4 см в ширину), что делает их еще красивее. Результаты лабораторных анализов показывают, что большинство каменных конусов были кальцитовыми. Белые конусы содержали кварц (10%) и 5% доломита (анализ проводился в лаборатории Департамента геологии Министерства промышленности и природных ресурсов Ирака в Багдаде).[27]