Дипломная работа|Археология

Римская мозаика Древнего Леванта

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 86

Цена: 2 390
Купить работу

Введение. 

Глава 1. Истоки мозаичного искусства и его достижения в Ⅲ-Ⅱ тыс. до н. э. 

Глава 2. Античная мозаика. 

  • 1. Становление и развитие мозаичного дела в Элладе. 
  • 2. Эллинистическое искусство мозаики. 

Глава 3. Римское искусство мозаики. 

  • 1. Виды римской мозаики. 
  • 2. Технологии мозаичного дела. 

Глава 4. Консервация и реставрация древних мозаик. 

  • 1. Исследование состояния сохранности. 
  • 2. Основные принципы консервации и реставрации. 

Заключение. 

Список использованных источников и литературы.

Приложение.

Данная тема является актуальной, так как вопросы формирования конкретного периода развития общества тесно связаны с его культурой, с развитием искусства, а именно архитектуры, литературы, живописи, истории. Рассматривать историю какого-либо народа, общности невозможно без знания его достижений и продвижений в сфере культуры. Ведь именно в период античности зарождались многие современные виды искусства, да и сама наука, в различных ее сферах. Следовательно, нельзя оставлять без внимания изучение такого типа памятников истории, поэтому тема курсовой работы является значимой и необходимой для формирования целостного восприятия атмосферы и быта людей античности[1].

Действительно, искусство занимает значительное место в культуре каждого общества, определяет уровень его развития. Благодаря сохранившимся источникам мы можем узнать о событиях прошлого и ответить на многие вопросы. Так, одним из видов искусства, на котором мы хотели бы остановиться, является мозаика.

Мозаика — это один из видов декоративно - прикладного искусства, узор или изображение, выполненное из различного материала. Данный вид искусства позволяет создавать целые картины, произведения с различными сюжетами: мифологические, бытовые сцены, геометрические, растительные и животные орнаменты[2].

Слово «мозаика» произошло от греческого «Муса», или муза, по имени девяти дочерей Зевса, покровительниц искусств. Когда точно появилась мозаика, доподлинно не известно. Большинство историков связывают ее возникновение с Древней Грецией, хотя имеются свидетельства более древнего происхождения мозаики в Месопотамии в 4 тысячелетии до нашей эры[3].

За последние два столетия в результате интенсивных археологических исследований науке стали доступны многочисленные образцы мозаичного искусства. Истоки этого искусства стали понятные после открытия мозаик Урука[4]. Крайне интересный образец был найден в одной из крупнейших царских гробниц на царском кладбище Ура середины III тысячелетия до н. э., названный Штандарт из Ура.[5]

Художественная и историческая ценность мозаики часто недооценивалась в искусствоведческой науке. Она воспринималась лишь как некая ветвь искусства, которая была интересна только воспроизведением уже известных сюжетов[6]. Однако в настоящее время появился новый подход к ее изучению. Исследование мозаичного наследия античности важно для понимания процесса его трансформации в искусство раннего Средневековья.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».[7]

Работы русских и зарубежных авторов, занимающихся древними мозаиками, можно разделить на следующие группы: работы, охватывающие широкий круг тем, связанных с мозаичными памятниками всего греко-римского мира (А.П. Чубова, А.П. Иванова)[8].

Работы, описывающие развитие искусства и архитектуры в определенных регионах в определенные сроки, включая общие обзоры художественных традиций монументальной мозаики (А.В. Банк[9], Т.Н. Каптерева[10], Е.Е. Липшиц[11], И.И. Саверкина, Н.А. Сидорова[12] и др.).

Исследования посвящены как памятникам древнерусского мозаичного искусства (Дж. Бретт и др.)[13], так и изучению технических и художественно-технологических приемов античной мозаики и инсталляции выполненных работ (В.И. Селезнев, А.В. Виннер и др.)[14].

 Таким образом, интерес к истории античной мозаики и ее трансформации является высоким. В настоящее время продолжается изучение различных аспектов данного вопроса. Однако, несмотря на значительное многообразие исследований в данной области, тем не менее, в историко-культурологическом и социальном аспектах данная тематика освещалась мало. Поэтому данное обстоятельство также можно назвать актуальным для исследования.

В отечественном искусствоведении следует выделить труд В.М. Полевого, где в изложении материала доминирует комплексный метод, предполагающий осмысление эволюции и стилистики рассматриваемых произведений в исторической ретроспективе искусства Востока (1970)[15].

Э. Китцингер является основателем научного подхода к изучению напольных византийских мозаик, сохраняющих связь с античными традициями и обнаруженных в восточных регионах империи (1995)[16].

Большую роль в исследовании античных памятников с мозаичным мощением играют археологические и теоретические труды Д. Леви (1947)[17].

Серьезнейшее исследование мощений Антиохии принадлежит И. Лавину (1963).[18]

В работе поставлена цель - исследовать истоки и виды мозаичной монументальной живописи и ее художественных традиций на территории стран Леванта.

Задачи:

  1. Рассмотреть истоки мозаичного искусства и его достижения в Ⅲ-Ⅱ тыс. до н. э.
  2. Выяснить, как происходило становление и развитие мозаичного дела в Элладе.
  3. Определить, какие были виды и технологии римской мозаики.
  4. Выявить, как происходит консервация и реставрация древних мозаик.

 

Глава 1. Истоки мозаичного искусства и его достижения в - тыс. до н. э

История мозаики Древнего Востока начинается несколько тысяч лет назад. Древнейшие в истории человечества мозаики относят ко второй половине IV тысячелетия до н. э. Они использовались в дворцовой и храмовой отделке и найдены при раскопках многих шумерских городов Месопотамии, например Уруке, Уре, Эриду.[19]

Урук был одним из старейших шумерских городов, крупнейшим и самым престижным мегаполисом. Первооткрывателем Урука был английский геолог Уильям Лофтус. В результате раскопок, которые проводились в 1849, 1853 и 1854 годах, было обнаружено много интересных находок.[20]

В 1912 году раскопки продолжила немецкая экспедиция под руководством инженера Юлиуса Гордона. Ученые установили, что постройки были окружены огромной стеной около 9 км в окружности, а посередине, на самой высокой точке, находился храм Э-Анна, шумерского бога неба. Было найдено много глиняных табличек с шумерской клинописью, а также открыты храмы с великолепным дизайном и убранством. Некоторые стены были построены из особого вида сырцового кирпича, который называют немецким термином Римкен (арабский римшен).[21]

Экспедиция Гордона в Уруке также обнаружила большое количество храмов и культовых сооружений эпохи Аль-Убейда (5300-4000 гг. до н.э.). Итак, с середины 4000 г. до н.э. характер городских построек показал высокий уровень цивилизационного развития. Технология украшения стен храмов распространилась на другие близлежащие города, такие как Телль-Зергал (Насирия), ворота Иштар и тронный зал в Вавилоне. Это сходство является ярким свидетельством того, что архитектурная мысль развивалась одинаково в разных шумерских городах. Что отличает храмы Урука от других, так это великолепное убранство стен, выполненное в технике мозаики.[22]

Мозаика (фр. Mosaique) - изображение или мотив, выполненный из цветных камней, глазури, керамической плитки и т.д. Как разновидность росписи, в основном использовалась для украшения зданий. Мозаика широко использовалась во внутренней отделке жилых домов, общественных зданий, храмов. Религиозные сооружения Варки (ранее называвшейся Урук) - самые ранние образцы мозаичного искусства и декора. Особенностью мозаики Варка было создание геометрических узоров и мотивов из камня или керамических конусов - зигатти. Использование конусов стало еще одним видом искусства в строительстве, наряду с резьбой, росписью и гончарными изделиями, и могло служить альтернативой дорогим декоративным элементам.[23]

Ученые пытаются найти технологию производства конусов. Обнаруженные на стенах храма Э-Анна были описаны в трудах немецким археологом Антоном Моргаат. Он считал, что заостренные узоры заменили циновки из тростника или пальмовых листьев, которые использовались для покрытия стен храмов и домов для украшения и привлекательности. Такие покрытия были распространены в Уруке, поэтому конусы были прорывом в архитектуре.[24]

Доктор Зухаир Сахиб (иракский профессор Багдадского института искусств) пишет, что эти конусы - продукт взаимоотношений между индивидуальным социальным пространством и священным пространством древних шумеров. Он также считает, что они созданы на основе популярных в Варке циновок.[25]

Андре Баурро, французский специалист по археологии древнего Ближнего Востока, также считает данную технологию шумерским нововведением. По его мнению, в домашних условиях они похожи на маленькие шерстяные коврики, раскрашенные в яркие цвета.[26]

Это метод укладки и закрепления конусов на мозаике на глиняной основе очень похож на расклинивание настенных циновок. Колонны конической формы были покрыты эмалью и имели текстуру латуни. Они были сделаны из разных материалов (камень и керамика), разного цвета, но одинакового размера (от 13 см в длину до 4 см в ширину), что делает их еще красивее. Результаты лабораторных анализов показывают, что большинство каменных конусов были кальцитовыми. Белые конусы содержали кварц (10%) и 5% доломита (анализ проводился в лаборатории Департамента геологии Министерства промышленности и природных ресурсов Ирака в Багдаде).[27]

Источники

  1. Плиний Старший. Естественная история. Кн. VIII, 152—186. / Пер. и коммент. И. Ю. Шабаги // Тр. Кафедры древ. языков Ист. факультета МГУ. — М., 2009. Вып. 2. – 220 с.

Литература

  1. Абдул-Раззак Н.Д. Украшения мозаики // Шумер. 1988. № 45. – 120 с.
  2. Аверинцев, С. С. Образ античности / С. С. Аверинцев. - СПб. : Азбука - классика. - 2004. - 480 с.
  3. Антонян А.С. Свободное восстановление или музейная реконструкция // Вестник Реставрация музейных ценностей №8 2-2002 1-2003. С.12.
  4. Ахсан Ш.Ш. Принципы искусства и архитектуры. Багдад, 1980. – 260 с.
  5. Басмачи Ф. Урук // Шумер. 1955. № 21. – 90 с.
  6. Баумгартен, Ф., Поланд, Ф., Вагнер, Р. Эллинистическо-римская культура / Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер. - СПб. - 1914. - 149 с.
  7. Баурро А. Шумер искусства и культуры (перевод Аль-Тикрити Салим). Багдад, 1977. – 12 с.
  8. Беляевская О.Н., Власенко О.И., Дрезельс С.С. Реставрация мозаичной иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» Верхних торговых рядов на Красной площади //Художественное наследие № 20 (50) Юбилейный выпуск госниир. – 60 с.
  9. Винкельман, И. И. История искусства древности. Малые сочинения / И. И. Винкельман / Изд. подготовил Бабанов И. Е. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж. - 2000. - 800 с.
  10. Виннер, А. В. Материалы и техника мозаичной живописи / А. В. Виннер. М.: Искусство, 1953. - 368 с.
  11. Горбунова, К. С. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа / К. С. Горбунова, И. И. Саверкина. Л.: Aurora, 1975. - 200 с.
  12. Емельянов В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001. – 368 с.
  13. Искусство Восточного Средиземноморья I-IV веков // М.: «Искусство». 1985. - 256 с.
  14. Вощинина, А. И. Античное искусство. Исторический очерк / А. И. Вощинина. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 394 с.
  15. Иванова, А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья / А. П. Иванова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1953.- 192 с.
  16. Каптерева Т.П. Римская мозаика: Африка. - М.: Белый город, 2008 - 48 с.
  17. Кувшинова, Е. Н. Особенности композиционного построения античных мозаик Пафоса / Е. Н. Кувшинова // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 3. СПб.: РИФ «Роза мира», 2001. - С. 139-142.
  18. Культура Византии.В 3-х томах:(отв. ред.) Удальцова З.В., Аверинцев C.С. том 1- Культура Византии: IV - первая половина VII века, 2000. – 280 с.
  19. Лазарев, В. Н. История византийской живописи. В 2 т. / В. Н. Лазарев. — М.: Искусство. - 1947-1948. - 506 с.
  20. Ларионов А.И. Истоки сложения мозаичного искусства и проблемы терминологии в напольном мозаичном убранстве // Гуманитарное знание: Сб. научных статей / под общ. ред. В.Г. Егоркина /. - Вып. 10 - СПб.: Астерион. 2008 - С. 33-48.
  21. Ларионов, А. И. Искусство античной напольной мозаики / А. И. Ларионов. - М.: Наука. - 2014. - 480 с.
  22. Ларькова М. Л. Пространство в изобразительном искусстве в образно-композиционном аспекте (от античности до Высокого Возрождения) / М.Л. Ларькова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. - № 5. – с. 13-18.
  23. Лебель М.Н Консервация и реставрация античных мозаик Концертного павильона Царского села в 2010 году// РЕЛИКВИЯ №24-2011. – 90 с.
  24. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития / А. Ф. Лосев. - М.: «Искусство». - 1994. - 312 с.
  25. Мозаика // Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. - 416 с.
  26. Основы реставрации и консервации: Учебно-метод. пособие / Сост. Г.Д. Джунушалиева; Кыргызско-Российс. Славян. ун-т. – Б., 2005. – 47 с.
  27. Полевой, В. М. Искусство Греции. Древний мир / В. М. Полевой. - М.: Искусство. - 1970. - 328 с.
  28. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов/С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, Л. А. Беляев, T. М. Постникова; Под общ. ред. С. С. Подъяпольского.— М.: Стройиздат, 1988.— 264. с.
  29. Селезнев В. И. Изразцы и мозаика: (Монумент. эмалевая живопись) : Очерк техники и значения их в декоратив. искусстве и зодчестве // [Соч.] В. Селезнева, зав. фабрикацией эмалей для Мозаич. отд. Имп. Акад.Художеств—Санкт-Петербург, 1896 г. – 190 с.
  30. Селищева И. (ред.), Тихомирова И.М., Иванова Е.Ю., Петрунин Е.В., Титов В.П Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, -- М., 1976. – 210 с.
  31. Степанова Ю.В. Основы реставрации: учебное пособие / Ю.В. Степанова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018 – 56 с.
  32. Сидорова, Н. А. Новые открытия в области античного искусства / Н. А. Сидорова. – М.: Искусство. – 1965 – 208 с.
  33. Соколов Г. И. Искусство Древней Греции.— М.: Искусство, 1980.- 271 с
  34. Федосеева Т.С. Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства. -- М.: РИО ГосНИИР, 1999. – 80 с.
  35. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л., 1958. Переиздание - Л., 2008. С. 57-109
  36. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. - М.: Искусство. - 1966. - 192с.
  37. Barnett R. Assyrian Objects from Room M.2 //Anatolian Studies, Vol. 3 (1953), Ankara. 1953. Р. 48-51.
  38. Blasweiler J. Pazarli visit May 2012 // Arnhem (nl) 2012 – 5 Anatolia in the Bronze age. 37-38.
  39. Dunbabin K.M.D. Mosaic of Greek and Roman World. 1999.P. 5.
  40. Illustrated Glossary Technician Training for the Maintenance of In Situ Mosaics (The Getty Conservation Institute, Los Angeles Institut National du Patrimoine, Tunis)
  41. Gillmann N. Un exemple de Hilâni à TilBarsip? // Ugarit-Forschungen 42. 2012. P. 14.
  42. Kitzinger E. Byzantine Art in the Making: Main Lines of Stylistic Development in Mediterranean Art, 3 – 7 Century. Harvard University Press, 1995 – 320 с.
  43. Kleiner, F. Gardner's Art Through the Ages: The Western Perspective — 12th Edition., 2006. — P. 23—24
  44. Lavin I. The Hunting Mosaics of Antioch and Their Sources. A Study of Compositional Principles in the Development of Early Medieval Style // I. Lavin. -DOP, vol. 17. Washington, 1963
  45. Levi D. Antioch Mosaic Pavements / D. Levi. Princeton, London, the Hague, 1947.
  46. Liverani M. Uruk the first city. London, 2006. С. 48-50
  47. Margaret E.S. Fifty years of archaeological research in Iraq. Berlin, 2005. - 31
  48. Pedersen О. Archives and libraries in the Ancient Near East, 1500-300 B.C. Bethesda; Maryland, 2006. -Р. 30.
  49. Robertson M. A History of Greek Art. Cambridge, 1975. P. 486.
  50. The Museum of Anatolian Civilization in Ankara. Guide Book. Ankara, 1998. P. 159-168.
  51. Turner G. The Palace and Bâtiment Aux Ivoires at Arslan Tash: // A Reappraisal Iraq Vol. 30, No. 1 (Spring, 1968), P. 62-68
  52. Young, R. S. Early Mosaics at Gordion// Expedition 7. 1965. P.
  53. Young, R.S. Gordion 1956: Preliminary Report //American Journal of Archaeology. 61 (4). 1957. P. 319.
  54. Umberto Pappalardo, Rosaria Ciardiello // Griechische und römische Mosaiken. — Hirmer Verlag. — 320 с

 Электронные ресурсы

  1. Амир Абеда Наджм Абеда. Комплексное исследование конусовидной мозаики храмов Урук (Варка) в Южной Месопотамии // Вестник Удмурдского университета. 2015, т. 25 (https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-issledovanie-konusovidnoy-mozaiki-hramov-goroda-uruk-varka-v-yuzhnoy-mesopotamii/viewer).
  2. Банк А.В., Этингоф О. Е. Рецензия на: E. Kitzinger. Byzantine Art in the Making. Main lines of stylistic development in Mediterranean Art. 3rd–7th century. London, 1977 [Эл. Ресурс] // Византийский Временник РАН. – URL: http://www.vremennik.biz/opus/BB/
  3. Истории развития мозаичного искусства Шумерская мозаика https://m-pixel.ru/(дата обращения: 16.02.2021)
  4. Мозаичная техника [Электронный ресурс] http://almacendeclasicas.blogspot.ru/2011/08/pompeya-mosaicos.html (дата обращения: 16.02.2021)
  5. Принципы реставрации // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2019. – URL: https://iskusstvoed.ru/2019/09/23/principy-restavracii/ (дата обращения: 16.02.2021)
  6. Сахиб З. Керамические стены г.Урук. [Электронный ресурс] URL: www.Facebook.com/dr.zuhair saheb/photos/482487275153880. (дата обращения: 16.02.2021)
  7. Штандарт из Ура. Сцены войны [Электронный ресурс] https://art.biblioclub.ru/index.php (дата обращения: 16.02.2021)
  8. Эволюция и региональная специфика искусства Древней Месопотамии. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2018. – URL: https://iskusstvoed.ru/2018/06/12/specifika-iskusstva-drevnej-mesopot/ (дата обращения: 29.10.2020)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское