Актуальность исследования.
В течение последних нескольких лет вопросы физического развития детей все в большей степени привлекают внимание педагогов, медицинских работников и родителей детей младшего школьного возраста. Гармоничное физическое развитие детей, улучшение работоспособности их организма и расширение функциональных возможностей – главная задача физического воспитания школьников в условиях образовательной организации.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что увеличение числа хронических заболеваний и функциональных расстройств среди детей младшего школьного возраста в большинстве случаев связывается с процессом обучения. При всём разнообразии причин, которые ослабляют здоровье школьников, главенствующей, всё же, следует считать снижение психомоторной активности из-за традиционных принципов организации образовательного процесса. Эффективность обучения в школе достигается у учащегося из-за систематического психоэмоционального напряжения, серьезной зрительной работы и преобладания в образовательной деятельности статического элемента. Это ведет к нарушению оптимального баланса между нагрузкой в школе и возрастными адаптивными возможностями. Наиболее ярко выражено это у детей младшего школьного возраста с различными интеллектуальными нарушениями.
Умственная отсталость представляет собой наиболее распространенное из всех нарушений состояния здоровья человека. Физическая культура для младших школьников с умственной отсталостью представляется одним из средств не только ликвидации недостатков в двигательной сфере, но и методом полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в обществе. В связи с этим, для эффективной педагогической деятельности важно знать отличительные особенности главного дефекта, специфику физического, психического, личностного развития данной категории учащихся.
Проблема повышения уровня физического и психического развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры вплоть до настоящего времени не утрачивает актуальности. Изменение условий социальной среды может стать причиной развития гипокинезии – сниженной двигательной активности. Такое заболевание может вызывать слабость мышц, задержку физического развития, слабость связок, опорно-двигательного аппарата, сбой функций нервной системы. С целью решения данной проблемы, необходимо правильно организовать уроки по физическому воспитанию с начала школьного обучения. Следовательно, важно учитывать специфику физического развития детей с интеллектуальными нарушениями, и разрабатывать план урока физической культуры при учете индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Очевидно, что организм младшего школьника с интеллектуальными нарушениями нуждается в двигательной активности не меньше, а в большинстве случаев - даже больше, чем организм здорового ребенка. Однако детям с нарушениями интеллекта требуется качественно иная двигательная активность. В связи с этим, достаточно актуальной и своевременной представляется теоретическая и практическая разработка модели уроков физической культуры по развитию двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с целью повышения их социальной адаптации и восстановления сниженных функций организма, профилактики нарушений в состоянии здоровья и последующей успешной социализации.
В связи с этим, в настоящее время особую актуальность приобретает поиск новых форм и методов моделирование уроков физической культуры и выявление ведущих концептуальных положений, которые способствуют раскрытию содержания этих положений, и их применения. Также особую важность приобретает переход от традиционных схем организации системы физического воспитания, к моделированию уроков физической культуры. Такая модель уроков будет способствовать решению поставленных задач, укреплению и сохранению здоровья младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Для изучения современных программ по физическому воспитанию младших школьников мы обращались к материалам фундаментальных исследований Б.А.Ашмарина «Теория и методы физического воспитания», В.П. Губа «Научно–практические и методические основы физического воспитания», В.М. Качашкин «Методика физического воспитания» и др.
Проблему специфики физического развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями разрабатывали в своих прикладных исследованиях такие авторы, как Н.А. Александрова, О.Г.Буторина, Л.В. Годовникова и другие.
Для исследования особенностей организации уроков физической культуры для младших школьников с нарушениями интеллекта особую важность имеют работы Л.Л. Артамоновой, С.П. Евсеева, В.А. Епифановой и др.
По мнению Л.Л. Артамоновой, умственно отсталый младший школьник имеет, в большинстве случаев, более низкие показатели психического и физического состояния в сравнении с детьми с сохранным интеллектом. Психофизическое состояние таких детей обуславливает уровень здоровья, улучшаясь пропорционально развитию таких физических качеств как сила, скорость, выносливость, ловкость, ритмичность, гибкость и равновесие.
С.П. Евсеев отмечает, что уроки физической культуры для младших школьников с интеллектуальными нарушениями являются не только одним из средств ликвидации недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, повышения уровня здоровья, адаптации в социуме. Следовательно, основной целью организации работы в начальных классах на уроках физической культуры считаем: сохранение и восстановление физического, психического здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью средствами физической культуры.
В.А. Епифанова считает, что исправление нарушений моторики и увеличение двигательных возможностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями представляются главными условиями подготовки его к жизни и, в дальнейшем, к физическому труду. Учитывая психологические особенности младших школьников с умственной отсталостью, с целью усиления практической направленности обучения, уроки физической культуры должны строиться с учетом принципов: доступность обучения, практическая направленность обучения, учет индивидуальных особенностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Проведенный анализ литературных источников обнажил противоречие, которое заключается в том, что, несмотря на достаточно высокую степень изученности особенностей развития двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, вплоть до настоящего времени не существует универсальной модели уроков физической культуры для данной категории детей.
Это противоречие определило проблему исследования: какова должна быть модель урока физической культуры по формированию двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями?
Решение указанной проблемы определило тему исследования: «Формирование двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры».
Объект исследования – процесс формирования двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования – модель уроков физкультуры, направленных на формирование двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования – разработка и апробация модели уроков физкультуры, направленных на формирование двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что работа по формированию двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры будет более эффективной, если построение модели их проведения будет осуществляться при соблюдении следующих условий:
– учете возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями
- привлечении к работе по формированию двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями всех участников учебно-образовательного процесса
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
- Теоретически изучить понятия «двигательные качества», специфику процесса формирования двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, использования метода моделирования при организации уроков физической культуры в практике олигофренопедагогики.
- Осуществить диагностику сформированности двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями?
- Разработать модель организации уроков физической культуры по развитию двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
- Апробировать разработанную модель уроков физической культуры по развитию двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями и оценить ее эффективность.
Методологическая база исследования.
- Основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей; принципы развития, взаимосвязи, детерминизма и другие).
- Ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях М.А. Грибачевой (об особенностях организации курса физического воспитания для учащихся начальной школы); С.А. Евсеева, Л.В. Шапковой, Н.Л. Литош и др. о способах развития двигательных качеств младших школьников с умственной отсталостью на уроках физической культуры.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
– теоретические: анализ, синтез, конкретизация, метод моделирования;
– эмпирические: наблюдение, метод контрольных испытаний.
Экспериментальная база исследования: Эксперимент проводился на базе ГКОУ АО «ОШИ № 5» г. Астрахань. В исследовании приняли участие 12 детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
1.1 Общая характеристика понятия «двигательные качества»
Одной из ключевых задач, как считает В.Н. Прокофьева: «создание условий для оптимального развития физических качеств, присущих каждому человеку. Под физическими (двигательными) качествами подразумеваются конкретные качественные стороны двигательных способностей человека, его двигательные умения. Они выявляются в определенных действиях – главных движениях (ходьба, бег, прыжки, залезание на предметы, метание), игровые, спортивные занятия» [53, с. 112].
Одно и то же качество может способствовать успешному выполнению различных действий. К примеру, хорошо развитый навык быстроты движений способствует быстрому бегу, плаванию, езде на велосипеде. А недолгие силовые усилия незаменимы в прыжках, залезании на предметы, при метании чего-либо.
Все физические качества проявляются через двигательные навыки и умения, а они, соответственно, обуславливаются высоким уровнем их развития. Данные стороны двигательной активности непосредственно связаны друг с другом и неотделимы. В случае, когда формирование двигательных умений у учащегося идет на достаточно невысоком уровне развития двигательных качеств, то, в дальнейшем, это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движений [45, с. 134].
При рассмотрении динамики изменений показателей физических качеств уместны термины «развитие» и «воспитание». Понятие «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а под термином «воспитание» рассматривается активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
В последних исследованиях чаще употребляются термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Но при этом они несколько отличны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать, как индивидуальные характеристики, которые определяют уровень двигательных возможностей человека [5, с. 74]. Данной проблемой занимались такие исследователи, как, Б.А. Ашмарин, Ф. М. Зезюлин, С. Е. Табаков и многие другие.
Уровнем физической подготовленности человека в целом, и в частности младших школьников, в большой степени характеризуются возможности функциональных систем организма. Хорошие показатели физических качеств (например, силы) отмечаются при неплохом функциональном состоянии организма, при благоприятной эмоциональной атмосфере.
Кроме того, при накоплении в организме усталости или негативных эмоций значительно падают частота движений и их скорость, двигательная активность уменьшается, повышается число не совсем точных движений.
Под главными физическими качествами подразумеваются мышечная сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация [23, с. 53].
Сила по своей сути является способностью справляться с внешними сопротивлениями или противостоять им посредством мышечных усилий (напряжений). Одним из наиболее благоприятных периодов развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет. Этому в большой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 24%, к 14-15 годам – 32%, а к 17-18 годам – 46%). Важно заметить, что в данные отрезки времени силовые способности в большей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы необходимо учитывать морфофункциональные возможности организма, как отмечает В.П. Губа [23, с. 58].
Как показывает практика, с целью оценки уровня развития силовых качеств самыми популярными являются специальные контрольные упражнения.
С целью выявления конкретно силовых возможностей у младших школьников, целесообразно использование метания теннисного мяча, набивного меча в положении сидя из-за головы 1,5 кг. Упражнение метания теннисного мяча чаще всего проводят на футбольном поле. Нужно провести перпендикулярную линию (за которой будет стоять испытуемый), и начертить разметку. Замер - дальность броска в метрах. Бросок набивного мяча, движение руками из-за головы, сидя на полу, ноги врозь – еще одно упражнение, позволяющее выявить уровень развития силовых способностей. Оно показывает силу мышц разгибателей туловища, плечевого пояса и немного рук. Замер - дальность броска в метрах от линии стоп. Вес набивного мяча варьируется в зависимости от подготовленности спортсменов. Оптимально – 1,5 кг.
Скоростные способности являются возможностями младших школьников, которые обеспечивают им исполнение двигательных действий в минимальный для выбранных условий отрезок времени [31, с. 184].
Самыми благоприятными периодами развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Чуть в меньшем темпе рост разных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. В этом возрасте практически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной чистоты движений. Гендерная принадлежность, по мнению Л.П. Матвеева, в уровне развития скоростных способностей невелика до среднего школьного возраста. Позднее юноши начинают опережать девушек, в частности, показателях быстроты целостных двигательных действий - бег, плавание и.т.д.
С целью определения скоростных качеств младших школьников целесообразно использовать бег на 30 м. Участники парами встают на линию старта и по команде пробегают отрезок 30 м до финиша с максимальной для себя скоростью. Временной показатель прохождения отрезка определяется секундомером с точностью до 0,1 с. [31, с. 187].
Выносливость представляет собой способность справляться с физическим утомлением в ходе мышечной деятельности.
Развитие выносливости бурно начинается в дошкольном возрасте и продолжается до 30 лет. Самый интенсивный прирост можно наблюдать с 14 до 20 лет. Ключевая задача в развитии выносливости спортсменов, как считает В.И. Лях, заключается в создании условий для постоянного повышения обшей выносливости на основе разных видов двигательной деятельности, разработанных для освоения в обязательных программах физического воспитания [41, с. 64].
Выносливость оптимально оценивать в беге на 1500 м. В забеге одновременно могут принимать участие 5-7 человек, отдельно юноши и девушки. Результат важно фиксировать с точностью до 1,0 с. Бег на полторы тысячи метров чаще всего проходит на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. В данном упражнении целесообразно присутствие медперсонала.
С целью обеспечения медицинской безопасности тестирования важно правильно подготовить младших школьников к забегу [41, с. 67]:
- Прохождение небольших отрезков (200 - 400 м) с интенсивностью 1/2 от максимума и при сердцебиении 120 - 140 уд/мин
- Прохождение всей дистанции по участкам в режиме интервалов (5 раз по 200 м с 5-минутным интервалами отдыха и ЧСС - 120 - 140 уд/мин;
- Прохождение всей дистанции по отрезкам в интервальном режиме (5 раз по 200 м с постепенно снижающимися интервалами отдыха и неизменным увеличением интенсивности ЧСС от 120 – 140 уд/мин до 150 – 170 уд/мин)
- Контрольный забег с учетом времени прохождения всей дистанции с постепенно возрастающей интенсивностью: от 1/2 до 2/3 от максимума и ЧСС от 120 - 140 уд/мин до 150 – 170 уд/мин;
- Разрешено в процессе бега, в случае усталости, переходить на ходьбу.
Гибкость в широком смысле является способностью выполнять движения с большой амплитудой. Высокий уровень развития гибкости способствует свободе, быстроте и экономичности движений, увеличивает путь оптимального приложения усилий при выполнении физических упражнений. Невысокий уровень гибкости затрудняет координацию движений, поскольку ограничивает движения отдельных частей тела [62, с. 219].