В конце каждого года обучения студенты всех высших и средних профессиональных учебных заведений проходят практику. Это обязательный элемент подготовки студентов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Основная цель прохождения практики – применить теоретические знания, полученные в процессе обучения в реальных условиях, на конкретном предприятии.
За каждым студентом закрепляется руководитель предприятия, который осуществляет управление практикой. Это может быть начальник отдела, руководитель предприятия, менеджер или другое уполномоченное руководством должностное лицо.
Выделяют следующие виды практики: учебная (ознакомительная), производственная (технологическая), преддипломная. Учебная практика или ознакомительная практика обычно проходит в самом учебном заведении, производственная или технологическая практика проводится в организациях, предприятиях. Преддипломная практика проходится перед написанием дипломной работы, исходя из практической деятельности студента.
Юристы могут проходить практику в юридическом отделе предприятий, учреждений, в коллегии адвокатов, в суде. Бухгалтеры и экономисты – на любом коммерческом предприятии или в бюджетной организации в соответствующих отделах, педагоги – в общеобразовательных учреждениях, психологи и логопеды – в детски садах, школах, психологических центрах.
Место прохождения практики может быть любым – детский сад, школа, гостиница, туристическая фирма, бюджетное учреждение (налоговая, любое министерство, пенсионный фонд итд), любая коммерческая организация, если с ними заключен договор о прохождении студентами практики.
По итогам прохождения практики пишется отчет по практике. Это самостоятельная, индивидуальная работа студента.
В зависимости от специальности студента упор в отчете делается на разные вещи. Юристы анализируют нормативную и судебную практику, бухгалтеры и экономисты – проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности, педагоги – изучают образовательную деятельность в выбранном учреждении, составляют планы уроков.
При написании отчета студент может использовать любую необходимую литературу: научную, учебную, правовую, если это позволит ему более полно раскрыть деятельность выбранной организации.
Оформление отчета студента по практике
Требования к оформлению и структуре отчета обычно указаны в методических указаниях вашего учебного заведения.
Однако есть некоторые стандартные требования к структуре отчета по практике. Как правило он состоит из таких частей: титульный лист, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
Введение – это вступительная часть отчета, здесь указаны цель и задачи практики, ее вид, место прохождения практики и ее даты. По объему введение не превышает 1-2 страниц.
В основной части отражены содержательные моменты отчета, в зависимости от специализации студента. Здесь бывает аналитическая и практическая часть с расчетами, при необходимости. По тексту основной части расставлены ссылки на приложения к отчету.
В заключении отчета по практике кратко изложены основные выводы по написанному отчету, какие недостатки и проблемы были выявлены, какие предложения есть у практиканта для улучшения работы предприятия, какова их экономическая эффективность.
В приложении к отчету помещаются реальные документы с места прохождения практики (инструкции, приказы, бухгалтерская отчетность, прайс-листы, бланки и другое). Количество приложений – не ограничено.
Объем отчета не регламентирован, но не менее 10-15 страниц печатного текста, не считая приложений.
К отчету прилагается также характеристика с места практики, дневник практики или календарный план.