Сочинения - неотъемлемая часть учебного процесса. Поэтому не лишним будет знать, как писать сочинения. При поступлении в ссуз или вуз, при подаче документов на работу или получении визы могут потребовать мотивационное письмо в виде эссе. Понимание структуры сочинения поможет и в написании этого текста.
Содержание:
- Что такое сочинение
- Структура
- Особенности экзаменационных сочинений
- Как написать
- Как написать эссе
- Классификация эссе
- Особенности эссе
Что такое сочинение
Сочинение - текст, призванный объективно рассказать о происходящем действии, описать событие или выразить чувства и мысли автора на заданную тему.
В сочинении части текста должны быть логично связаны между собой, доносить конкретную мысль и не отходить от заданной темы.
Структура
Сочинение представляет собой структурированный текст. Оно состоит из вступления, основной части и заключения. Отсутствие одного из элементов считается грубой ошибкой.
Введение - начинает текст и готовит читателя к основной теме. Оно содержит в себе информацию, соответствующую теме: историческую, техническую, научную. В сочинении-рассуждении во введении указывается главный тезис.
Основная часть - рассуждение, аргументация, приведение примеров и текущие выводы.
Заключение - объемный, общий вывод, подводящий итоги к основной части. Здесь выражаются мысли автора, личное отношение к теме, мнение о том, как влияет на общество проблема, высказанная в сочинении.
Особенности экзаменационных сочинений
Требования к экзаменационным сообщениям практически не отличаются от обычных. Разница состоит в строгости проверки.
На экзаменационном эссе могут потребовать:
- прокомментировать рассматриваемую проблему.
- сформулировать позицию автора.
- сформулировать и обосновать свое отношение к позиции автора.
Объем сочинения должен быть не менее 150 слов. На максимальное количество слов ограничений нет. Однако рекомендуется не превышать объем более 300 слов, так как при большом объеме велик риск допустить больше ошибок и потерять нить повествования.
Сочинение должно быть написано разборчивым почерком, иначе невнятные буквы экзаменаторы могут счесть за грамматическую ошибку.
Экзаменационная работа оценивается по трем позициям: речевое оформление, грамотность и содержание текста.
Критерии оценивания
На школьных занятиях сочинения всегда оцениваются двумя оценками.
- Оценка за содержание показывает, насколько правильно выражена мысль, умение логично структурировать текст и связанность повествования.
- Вторая оценка выставляется за грамотность - орфографические и пунктуационные ошибки.
В зависимости от класса обучающегося критерии могут отличаться по строгости. Также меняются и требования к объему.
Требования к сочинению для получения высокой оценки:
- тема работы соответствует написанному в сочинении;
- тема полностью раскрыта;
- изложение последовательное и логичное;
- приведенный фактический материал достоверен;
- автор использует широкий словарный запас;
- стиль в сочинении единообразен.
В таблице показаны критерии оценки сочинений по русскому языку и литературе.
Для получения «5» | Для получения «4» | Для получения «3» | Для получения «2» |
В сочинении отсутствуют фактические ошибки | Наличие единичных фактических ошибок | Нет ошибок в основной части темы, но в остальном содержатся неточности | Допущено много фактических неточностей |
Текст соответствует теме сочинения | Имеются незначительные отклонения от темы | Имеются отклонения от темы | Работа не соответствует теме |
Информация изложена последовательно | Незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей | Последовательность изложения нарушена | Последовательность нарушена. Между частями текста нет связи |
В тексте используется большое количество слов, повторы конструкций отсутствуют | Строй речи местами разнообразен | Однообразность в употреблении словесных конструкций. Неправильное употребление терминологии | Много повторений |
Текст взаимосвязан, читается выразительно. | Стиль речи отличается в частях текста, но выразительность повествования сохранена | Нет единого стиля | Нет единого стиля |
Допущено не более 1 ошибки в содержании | Допущено не более 2 ошибок в содержании | Допущено не более 4 ошибок в содержании | Допущено не более 6 ошибок в содержании |
Допущено не более 1-2 ошибок в речи | Допущено не более 3-4 речевых ошибок | Допущено не более 5 ошибок в речи | Допущено не более 7 ошибок в речи |
Ошибки:
1 орфографическая Или 1 пунктуационная Или 1 грамматическая |
Ошибки:
1 орфографические и 3 пунктуационные Или 4 пунктуационные и 0 орфографических Или 2 грамматических |
Ошибки:
4 орфографические и 4 пунктуационные Или 3 орфографические и 5 пунктуационных Или 7 пунктуационных, нет орфографических Или 4 грамматические |
Ошибки:
7 орфографических и 7 пунктуационных Или 6 орфографических и 8 пунктуационных Или 5 орфографических и 9 пунктуационных Или 8 орфографических и 6 пунктуационных И 7 грамматических |
«1» ставится, если в тексте более 6 ошибок в содержании и более 7 ошибок в речи. Также при наличии 7 пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок.
Если объем сочинения превышает нужный в полтора-два раза, оценка может повыситься на одну единицу. Это не учитывается при выставлении «5». Раскрытие темы - главный критерий в сочинении. Если тема не раскрыта - оценка снижается, даже при соответствии всех остальных критериев.
Как написать
Перед началом непосредственного написания нужно хорошо обдумать тему. Подобрать фактические аргументы, поразмышлять, составить мысленный план действий. Если есть возможность - изучить контекст. Например, в случае описания произведения рекомендуется узнать год, жанр, получить исторические сведения об авторе, чтобы красочно раскрыть тему в самом сочинении.
Для упрощения работы рекомендуется составить план. Задача плана - разделение частей текста на фрагменты, отражающие кусочек мысли всего сочинения. Один фрагмент равен по объему одному-двум абзацам.
Сочинение-описание
Другое название - сочинение-характеристика. Это описание явлений, предметов и действий, рассуждения автора о них.
Структура:
- представление предмета сочинения;
- основные признаки;
- мнение учащегося;
- заключение.
Подробнее можно рассмотреть данное сочинение на примере описания картины, так как это одно из наиболее часто встречающихся заданий на итоговом сочинении:
- До начала работы над текстом учащийся должен ознакомиться с историей картины, периодом, в который она была написана, с биографией автора и примерами других его работ.
- Данную информацию рекомендовано писать во вступлении. Не отходя от темы, добавить как можно больше исторических фактов и подвести читателя к картине, о которой пойдет речь в основной части.
- В основной части автор уже свободно описывает происходящее на картине. Он обязательно должен описать сюжет - что происходит на картине, какие действующие лица там задействованы. (например: священник, мать, отец, бабушка и т. д.) Также автор должен описать эмоциональный тон, в зависимости от цветов и композиции изображения. В этой же части автор высказывает свое эмоциональное отношение к картине, подробно расписывая, почему ему нравится или не нравится это произведение искусства. Каждое мнение должно быть подкреплено четким описанием.
- Для собственного удобства картину можно разделить на планы - передний план (также основной) где происходят все действия. И задний план. После подробного описания можно переходить к мелочам, вроде деталей и отсылок, а также того, что хотел сказать этим автор.
- Вывод рекомендуется посвятить вкладу картины в общество, в историю. Какой эмоциональный след она способна оставить? Будет ли актуально данное изображение спустя десятки лет?
Сочинение-повествование
Повествование о действиях и событиях. В сочинении-повествовании должны содержаться ответы на вопросы: где? когда? как? Само сочинение должно вестись в хронологической последовательности относительно событий.
Сочинение-повествование ведется как от первого лица, так и от третьего. В последнем случае такой вид подачи текста называется «авторским повествованием».
Структура:
- вступление;
- завязка;
- кульминация;
- развязка;
- заключение.
Во вступлении указывается время и место действий.
Основная часть разбивается на три: завязка, кульминация и развязка. В завязке для читателя описываются герои, а также в случае необходимости - краткая предыстория события, чтобы читатель понимал происходящее. Кульминация подводит читателя к основным действиям, ради которых затевался рассказ. Это самая эмоционально напряженная часть повествования. Развязка является финалом. В ней повествуется о том, к чему привели действия персонажей, как отразилось происходящее в сюжете на них самих.
Заключение включает в себя личное рассуждение автора, выводы о морали героев, субъективная оценка текста.
Сочинение-рассуждение
Сочинение рассуждение - структурированное выражение авторского мнения, подкрепленное аргументами и фактами на основе книг, научных статей и т.д.
Основная часть сочинения рассуждения - тезис, то есть утверждение, которое по ходу сочинения должно подкрепляться аргументами в сочинениях-утверждениях, или опровергаться в сочинениях-опровержениях. Тезис может представляться в виде вопросов «почему…» «действительно ли» и тогда в сочинении требуется привести несколько аргументов «За» и несколько «Против» установленного тезиса.
Структура:
- вступление (Тезис);
- аргументы;
- вывод.
Вступление должно коротко объяснять тему, о которой идет речь. Пояснять контекст и выставлять главный тезис, который впоследствии будет раскрываться и доказываться на протяжении всего сочинения.
Основная часть состоит из аргументов. Автор грамотно объясняет свою позицию, ссылаясь на различные источники. Хорошими аргументами считаются: статистические данные со ссылками; пословицы и поговорки; цитаты известных людей; исторические факты; приведения цитат из популярных произведений.
Аргументация должна занимать 2\3 всего объема, и содержать как минимум, 3 аргумента, хотя здесь экзаменационных норм нет. Самый убедительный аргумент рекомендуется писать последним, для создания лучшего эффекта от прочтения.
Вывод должен объединять все поставленные аргументы и подтверждать или опровергать тезис. Также можно добавить в вывод рассуждение про актуальность темы, важность её для общества, и что нужно сделать для решения данной проблемы.
Как написать эссе
Эссе - сочинение свободной композиции, пишется оно в небольшом объеме. Часто именно в виде эссе выписывается личное мнение, пережитые впечатления и т. д. Эссе не требует подкрепления фактами, ссылок и прочей документированной информации.
Эссе всегда пишется по конкретной теме, не охватывая широкого спектра проблем. В самом тексте должны отражаться мысли, мнение и эмоции автора, без претензий на фактическую аргументированность. Исключение составляют эссе для приема на работу, поступления в вуз и т. д. Там требуется внести конкретную информацию о человеке.
Структура эссе сильно зависит от темы написания, но существуют общие правила:
- вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.
То есть, каждый тезис разбирается сразу после его выставления. Рекомендуется приводить не менее двух аргументов на каждый тезис.
В эссе рекомендуется:
- упоминать деятельность, которой вы занимаетесь. Если тема эссе соответствует вашей профессиональной сфере, то будет полезно упомянуть свой рабочий опыт. Также можно написать причину, по которой вы работаете в данной сфере, вашу мотивацию и какой вклад вы вносите в общество своей работой;
- рассказывать о личном опыте в событиях. Если в эссе идет речь о празднике или о каком-то происшествии, то нужно указать, почему оно вам запомнилось, изменило ли это вас как личность, как вы вели себя в момент события, как оно сказалось на вашем окружении;
- подробнее рассказывать об упоминаемых людях. Причину, по которой они присутствуют в эссе, восхищает ли вас этот человек, есть ли причины запомнить его;
- чаще упоминать свое эмоциональное состояние от происходящего, мотивации персонажей, личное аргументированное отношение к каким-то деталям. Главное - подробно описывать собственную реакцию.
Классификация эссе
Эссе условно классифицируются по нескольким признакам, однако это не упоминается при написании его на экзамене.
По характеру изложения: описательные, причинно-следственные, сравнительные, понятийные, аргументационные, аналитические
По предметной направленности: научно-публицистические, художественные, философские, литературно-критические.
Особенности эссе
Многие до сих пор не до конца понимают отличия эссе от сочинения, ведь и там, и там нужно выражать свое мнение, красиво формулируя его и избегая грамматических ошибок. Так в чем же отличие эссе от сочинения?
Сочинение - это объективный анализ. Оно делится на три описанных выше типа: описание, повествование, рассуждение.
Сочинения строятся по плану:
- введение;
- основная часть;
- заключение.
Объем: сочинение укладывается примерно в 250-400 слов.
Эссе - личностное рассуждение.
- оно не имеет строгого сюжета, полного фактического материала и ссылок. Аргументация сводится к поддержке или опровержению лишь внутренних тезисов;
- в эссе выражается субъективная позиция;
- наличие плана у эссе не обязательно, он меняется в зависимости от темы
Объем: Размер школьных эссе редко превышает 150-200 слов. Однако, ограничений на максимум слов в эссе тоже нет, поэтому в некоторых случаях объем превышает 1500 слов, если тема того требует.
Сочинение должно выглядеть цельно и понятно, нести единую мысль и отвечать на вопрос, поставленный в теме. Для получения высшего балла на экзамене нужно соответствовать всем пунктам.
Для того чтобы хорошо и быстро написать сочинения в таких суровых условиях, как экзамен, необходимо постоянно практиковаться во время учебного процесса в течение года. Рекомендуется раз в некоторое время писать сочинения по темам ЕГЭ и проверять ошибки вместе с учителем. Это сильно упростит написание сочинения во время самого экзамена.