Статьи | Разное

Актуальные проблемы социальной работы

  1. Бедность как социальная проблема.

Проблема бедности наиболее полно изучалась в английской и американской социологии в 20-60-х гг. ХХ века. Сложилось несколько подходов, в рамках которых проблема бедности исследовалась через призму понятий «культура» и «субкультура».

Чикагская школа. Представители: Вирт, Тэшер, Уайт. На основе изучения социальных низов они рассматривают бедность как специфическую субкультуру общества, для которой характерны отличные от общепринятой культуры ценности, нормы, образцы поведения. Субкультура бедности рождает собственные модели поведения, которые наследуются и превращают бедность в постоянно действующий феномен.

В 50-е гг. один из первых исследователей субкультуры бедности Льюис попытался вычленить основные характеристики этой субкультуры. Он выделил следующие характеристики культуры бедности:

  • отсутствие или низкий уровень участия в основных институтах общества;
  • критические установки по отношению к основным институтам господствующего класса;
  • цинизм в отношении церкви и морали;
  • минимальный уровень организованности вне семьи;
  • отличные от общепринятых отношения полов;
  • преобладание таких установок как беспомощность, зависимость, низкая мотивация к труду, агрессивность.

Опасность субкультуры бедности в ее воздействии на общепринятую культуру общества. Поэтому важной проблемой общества является минимизация масштабов бедности.

Анализ причин бедности дает возможность подразделить их на социально-экономические и политические с одной стороны, и личностные, психологические с другой.

Теория Льюиса была подвергнута критике за абсолютизацию норм жизни среднего класса.

Элеш вводит понятие «синдром бедности», которое характеризуется следующими чертами:

- слабая социальная организация;

- низкий уровень сознания;

- отчуждение от политики

- ранние сексуальные отношения;

- лидерство женщины в семье;

- фатализм;

- отсутствие планов на будущее;

- признание ценности силы.

В 50-60-е гг. также появляется теория стиля жизни ее автором является Таундсен. Бедность он рассматривает как специфический стиль жизни, определяемый недостатками жизненных ресурсов (характеристики жилищных условий, потребление продуктов питания, предметов домашнего обихода). Стиль жизни может корректироваться. Таундсен считает бедность неистребимой.

Современный исследователь Вилсон выдвигает в качестве основных причин появления бедности:

- структурная безработица;

- разрушение нуклеарной семьи;

- социальная изоляция.

Все исследователи сходятся в признании наличия у бедности самовоспроизводства.

В современных условиях считается, что превышение 5% порога бедности чревато для общества негативными последствиями, проявляющимися в размывании ценностей общепринятой культуры, насаждением или распространением различных форм и моделей отклоняющегося поведения.

Воздействие бедности на общество проявляется в нескольких аспектах:

- минимизация общественных потребностей;

- бедность вызывает духовную деградацию общества, лишает его потенциала к развитию;

- бедность является фактором замедления темпов общественного развития;

- бедность – это фактор конфликтности, нестабильности самого общества.

В подходах к феномену бедности очень много спорного, малоизученного и неоднозначно трактуемого.

Бедность – явление индустриального и открытого общества.

В современной России субкультура бедности колеблется в рамках 1,5 – 3%. Влияние субкультуры бедности на российское общество ограничивается особенностями самой российской бедности. Российская бедность имеет неотличающийся от общепринятого уровень образования, квалификации и профессионализма.

Бедность подразделяют на достойную и недостойную. Достойная связывается с условиями существования самого общества, недостойная – с пороками людей.

В современных условиях в качестве критериев бедности выделяются:

1) минимальный потребительский бюджет:

2) прожиточный минимум;

3) потребительская корзина;

4) среднедушевой доход;

5) процент расходов на питание.

Бедность – показатель критического уровня жизни малообеспеченных граждан, показатель степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Бедность отражает грань физиологического выживания человека и характеризуется системой количественных и качественных показателей, таких как соотношение реальных доходов на душу населения и прожиточный минимум, социально-экономическим потенциалом семьи и т.д.

Базовым понятием для определения критериев бедности является понятие – потребность. Потребность отражает взаимодействие человека и объективных условий материальной жизни.

Потребности человека подразделяются на: 1) физические и материальные (эти потребности возникают вместе с самим человеком) и 2) духовные (интеллектуальные потребности в познании самого себя, окружающего мира, потребность в любви).

Потребности также подразделяются на:

1) абсолютные (в количественном и качественном выражении безграничны);

2) действительные (соответствуют возможностям развития общественного производства, господствующим в обществе социально-экономическим, политическим порядкам, идеологическим отношениям и выражаются в фактическом потреблении тех слоев населения, материально культурный уровень жизни, которых может быть принят за норму насыщения для данного периода. Эти потребности выражаются в физиологических и рациональных нормах потребления продуктов питания, мебели и т.д.);

3) платежеспособные (потребности, обеспеченные денежным эквивалентом и ограниченной платежеспособностью самого человека).

В качестве основного критерия для определения «порога бедности» используется понятие «прожиточный минимум». Он включает в себя в денежном и натуральном эквиваленте то, что необходимо для удовлетворения физических и духовных потребностей человека  и возможности его воспроизводства. В прожиточный минимум входят следующие возможности удовлетворения потребностей: в питании, в одежде и обуви, предметов санитарии и гигиены, предметов домашнего обихода, в услугах.

В условиях кризиса понятие прожиточного минимума сужается до следующих групп потребностей: продуктов питания, частично одежды, предметов санитарно-гигиенического цикла, услуг транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

Прожиточный минимум при современном его исчислении (так называемая продуктовая корзина) опирается на показатели, разработанные ВОЗ. До 1992 г. за основу продуктового набора брались другие показатели (более высокие по сравнению с ВОЗ).

Одним из показателей бедности является доля расходов на продукты питания в общей структуре расходов семьи.

В прожиточный минимум в современных условиях входят продукты питания 68,3%, непродовольственные товары 19,1%, услуги 7,4%, налоги и другие платежи 5,2%.

Определение прожиточного минимума является основанием для:

  • установления размера минимальной заработной платы;
  • установления пенсий, пособий, стипендий;
  • является основанием для определения сметы расходов на содержание детей в детских домах, больных в стационарных учреждения здравоохранения и т.д.

Одной из проблем в изменении содержания прожиточного минимума является несоответствие ресурсных возможностей государства и потребностей значительной части населения.

Совокупный доход семьи – сумма годового дохода ее членов, исчисленная в рублях, включающая в себя все виды оплат за труд, стипендии, пенсии, дотации, стоимость чистой продукции. Через совокупный доход семьи подсчитываются совокупные доходы населения.

Основные направления помощи малообеспеченным:

  1. Индексация – установленный механизм автоматической корректировки доходов, позволяющий частично или полностью компенсировать рост стоимости жизни. Она осуществляется 2 методами:

- увеличение доходов на определенный % через определенное время;

- по мере роста цен на заранее определенный %.

Индексации подлежат все виды денежных доходов граждан, не индексируется доход от собственности.

  1. Компенсация – возмещение расходов населению или отдельным социальным группам в связи с наступившими или ожидаемыми катастроф, конфликтами, изменением уровней цен и т.д.
  2. Использование системы трансфертов (возвратных платежей) – через эту систему осуществляется частичный возврат средств, которые граждане платят на налоги. Через трансферты осуществляется перераспределение части доходов между гражданами за счет различного рода услуг, пособий.
  3. Развитие моделей адресной социальной поддержки – областные, городские пособия и т.д.

 

  1. Социальная работа с семьей.

Семья – малая группа, члены которой связаны между собой родством, родительством, браком или имеют взаимные права и обязанности.

Основными функциями семьи в обществе являются:

- репродуктивная, т.е. функция естественного воспроизводства и удовлетворения естественных потребностей человека в продолжение рода (это одна из важных функций семьи, т.к. от нее зависит процесс пополнения трудовых ресурсов страны, создаются препятствия процессу депопуляции);

- функция первичной социализации, т.е. функции воспитания детей, их приобщения к нормам, правилам, ценностям, принятым в данном обществе, создание условий для овладения основными социальными ролями, начиная с внутрисемейной социализации;

- экономическая, т.е. функция, связанная с обеспечением организации семейного производства, накоплением, передачей по наследству собственности;

- хозяйственно-бытовая, т.е. это функция совместного ведения хозяйства и обеспечения первичных потребностей семьи;

- гедонистическая, т.е. функция получения наслаждения, удовольствия в рамках физиологической и психологической близости;

- рекреационная, т.е. функция психологического убежища, совместного удовлетворения культурных потребностей человека, организация досуга.

В современных условиях институт семьи переживает кризисное состояние. Проявлениями этого кризиса являются:

- нестабильность семьи;

- изменение общественного отношения к внебрачной рождаемости, увеличение числа рождений у несовершеннолетних;

- сокращение детности семьи;

- распространение «одинокого» жизненного сценария;

- изменение внутрисемейных отношений, сопряженное с распространением различных форм агрессии, насилия, жестокости.

В целом, кризис семьи проявляется в переходе многих семейных функций к другим социальным институтам и появлению возможностей удовлетворения потребностей человека, ранее обеспеченные только в семье, вне ее.

Кризис семьи – объективный процесс, связанный с изменением всей системы общественных отношений, с переходом человечества к кардинально новым формам взаимоотношения полов, с изменением содержания супружества и родительства.

Кризис семьи рассматривается в исследованиях с точки зрения 2 подходов:

  1. Связан с именем Вишневского (советское общество). Он рассматривает кризис семьи как процесс запаздывания изменений института семьи от изменений, происходящих в обществе.
  2. Связан с именами Антонова и Медкова (современное общество). Они рассматривают кризис семьи как институциональный, т.е. как кризис самого института, связанный с кардинальными изменениями потребностей человека и общества.

Типологии семьи:

  • По составу:

- нуклеарная (пара родителей с детьми);

- расширенная (несколько семейных ядер);

- неполная нуклеарная  (один родитель);

- неполная расширенная (старшее поколение воспитывает внуков);

- многодетные (с 3 и более детьми).

  • Классификация семей-групп социального риска:

- семьи беженцев и вынужденных переселенцев;

- малообеспеченные семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой (многодетные, семьи, имеющие детей-инвалидов);

- неполные семьи;

- семьи военнослужащих;

- семьи безработных;

- семьи, проживающие в депрессивных районах;

- семьи, члены которой работают на предприятиях, где не выплачивают заработную плату;

- семьи, имеющие в составе лиц с различными формами зависимости;

- семьи, использующие различные формы жестокого обращения к детям;

- семьи, имеющие в своем составе людей с ограниченными возможностями и их детей и т.д.

Семейная политика – деятельность государства, политических партий, общественных организаций и других субъектов, направленная на возрождение семейного образа жизни, фамилистической культуры, возвращение семье присущих функций.

Основными принципами семейной политики являются:

- принцип суверенности – он означает, что семья независима от государства и имеет право самостоятельно принимать решения, касающиеся ее жизни, сообразуясь с собственными целями и интересами, это означает наличие права семьи на любой тип семейного поведения, любой образ жизни, лишь бы он не противоречил законная общества;

- принцип общественного договора – означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства, семья принимает на себя обязательства обеспечения общества трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей, государство обязано обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей жизни семьи, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и социализации;

- принцип свободы выбора – в его основе лежит свободный выбор личности, предполагая реализацию того типа семьи и семейного поведения, которые отвечают возможностям ее самореализации;

- принцип единства целей федерального и регионального уровня семейной политики – он означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории;

- принцип социального участия – он предполагает возможность участия семей через общественные организации и объединения в выработке решений, касающихся семейной политики, направлений и форм помощи семье.

         Технология семейной политики включает 2 уровня задач:

  • возрождение семьи как социального института;
  • социальная поддержка семей.

На втором уровне решаются текущие краткосрочные задачи. Социальная работа выступает инструментом решения этих задач.

В рамках социальной работы должны решаться следующие 3 группы проблем:

1 – исследование проблем основных типов кризисных состояний современной семьи, разработка технологий, методик помощи различным типам семьи, разработка системы помощи при разрешении кризисов развития семьи;

2 – формирование общественного мнения, основанного на позитивном опыте семей различного типа по разрешению трудных жизненных ситуаций и построению взаимоотношений в семье;

3 – создание возможностей для развития и поддержки различных форм экономической активности семьи.

  1. Современная концепция социальной защиты детства.

Детство – это особая, отдельная от взрослости, форма жизни, в рамках которой осуществляется взросление и подготовка граждан данного общества к зрелости.

Исторически сложилось несколько форм отношения общества к детству:

  • инфантофобия – в ней отражается страх перед рождением и будущим ребенка, страх перед неопределенностью характеристик его личности, судьбы;
  • инфантицид – эта форма предполагает возможности ограничения рождаемости, сохранение жизни ребенка в зависимости от состояния здоровья и пола, неодинаковость в отношении к детям разного пола и разного возраста;
  • инфантофелия – безграничная любовь к детям, восприятие их как цветов жизни.

Детство характеризуется наличием специфической субкультуры, для которой характерно наличие собственных правил и норм, представлений о достоинстве и чести, повышенная эмоциональность, смешение милосердия и жестокости, прагматизма и романтизма, повышенная внушаемость, стремление к независимости и отсутствие опоры.

Исторически сложилось несколько культурно-исторических моделей детства:

  1. Связана со Средневековьем. Возраст детства ограничивался 5-7 годами. Далее ребенок вступал в мир взрослых, как правило, в другую семью, где становился учеником, подмастерьем и т.д. Главным в процессе детства было обеспечение физиологического ухода за ребенком и подготовка его к переходу в другую семью или взрослое сообщество. В этот период ребенок нуждающийся в помощи – это сирота, лишенный матери или лица ее заменяющего. Для таких детей при монастырях создаются первые формы приютов.
  2. С конца XVI – начала XVII века до первой половины XIX века. Характерно резкое изменение института семьи. В этот период детство начинает рассматриваться как своеобразный жизненный период. Оно продолжается до 10-12 лет. Формируются основные обязанности родителей о физическом и моральном здоровье ребенка. Детство получает окраску любви, эмоциональной привязанности взрослых. Семья начинает отвечать за соответствие поведения ребенка социальным нормам. Любовь и дисциплина превращаются в основание подготовки ребенка к взрослости. Ребенок, нуждающийся в помощи – это ребенок, лишенный любви и дисциплины.
  3. Со второй половины XIX века. Характерно теплое отношение к ребенку и одновременно соблюдение им строгой дисциплины. Специфика модели – формирование тепла и дисциплины по отношению к ребенку как целостной системы. Ребенок, нуждающийся в помощи – это ребенок, лишенный либо материнской любви, либо отцовского авторитета. К таким детям относится внебрачный ребенок, сирота, ребенок, потерявший мать.
  4. Начало ХХ века. В эту модель вносятся представления об отказе от слепого послушания и отказе от слепой любви. В этот период от ребенка требуется сознательное исполнение предписаний взрослых, к ребенку требуется уважение, понимание его души. В этих условиях незащищенным становится ребенок из семей, которые не выполняют свои общественные и воспитательные функции. Для решения этих проблем государство осуществляет просвещение, воспитание родителей, специализированную подготовку учителей, воспитателей, борьбу с бедностью.
  5. Со второй четверти ХХ века – до конца 50-х гг. ХХ века. На первый план выдвигается необходимость соблюдения порядка, режима, которая обусловлена санитарно-медицинскими требованиями. Значимым в подготовке ребенка к жизни становится наличие целесообразного руководства со стороны взрослого. Это руководство из семьи передается в сферу общественного воспитания. В этот период ребенок, нуждающийся в помощи - ребенок из асоциальной семьи, ребенок, не посещающий детские дошкольные, школьные образовательные и учебные заведения.
  6. 60-70-е гг. ХХ века. Характерен возврат к семье как основной ячейки воспитания ребенка. В этот период помимо дисциплины и нравственности ребенка семья должна обеспечивать его психологическую защиту и развитие. На первое место в процессе социализации ребенка выдвигается проблема общения, формирование у него умения включаться в различные коммуникативные связи и главной фигурой в самореализации ребенка становится сверстник. Незащищенный ребенок в это время – ребенок, находящийся в условиях депривации, не имеющий необходимых условий для физического, нравственного, психического и социального развития.

В современных условиях главным понятием для обозначения нуждаемости ребенка является депривация (недостаточность, нехватка чего-либо). Это понятие используется в 2 аспектах – психологическом и социальном.

Психологическая депривация подразумевает наличия состояния у ребенка, возникшего в результате таких ситуаций, где ему не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. К таким потребностям относятся:

  • потребности в определенном количестве стимулов (сенсорный голод);
  • потребности в основных условиях для действенного научения, т.е. отсутствие условия для познания ребенком мира, осмысления прошлого и настоящего, осмысление правил взаимодействия с другими людьми;
  • потребности в первичных общественных связях;
  • потребности в общественной самореализации, т.е. наличие возможностей в овладении различными социальными ролями.

Социальная депривация обозначает отсутствие необходимых социальных условий для осуществления процесса взросления и подготовки ребенка к жизни.

Социальная и психологическая депривация тесно взаимосвязаны. В значительной мере социальная депривация является условием развития психологической депривации.

В качестве депривационных факторов выделяют:

- факторы макроуровня – они определяются состоянием общества. На сегодняшний день к таким факторам относятся малообеспеченность, ограничение доступа к услугам здравоохранения и образования, разрушение системы организации детского досуга, коммерционализация культуры и спорта, а также кризис института семьи, ухудшение экологической ситуации.

- факторы мезоуровня – они определяются состоянием социальных институтов общества, обеспечивающих функции социализации и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим типам семей:

- неполные семьи;

- семьи после развода;

- семьи, имеющие в своем составе лиц с отклонениями в поведении;

- семьи с большой иждивенческой нагрузкой;

- семьи с низким экономическим и культурным уровнем;

- семьи с высоким экономическим уровнем, не ориентированные на ценности, связанные с наличием ребенка;

- семьи, имеющие в составе лиц с ограниченными возможностями.

- факторы микроуровня – особенности физического, психического и интеллектуального развития ребенка.

Выделяются как изначально имеющие условия психологической депривации:

- дети с сенсорными нарушениями (слуха, речи, зрения);

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети с мозговыми дисфункциями.

Для современного общества наиболее актуальными проблемами защиты детства являются:

- детская дезадаптация, ее проявлениями выступают беспризорность, детская преступность, детский алкоголизм и наркомания, социальное сиротство, детская проституция, увеличение числа инвалидизированных детей и др.;

- рост числа заболеваемости, ограничение в возможностях получения качественного образования и полноценной интеграции во взрослое сообщество.

Нормативную базу для решения проблем детства составляют Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ и нормативно-правовые акты местных органов власти.

Начиная с 1991 года, в РФ формируется система помощи семье и детям:

1 тип учреждений – медико-социальные центры помощи семье и детям.

         В 1995 году приказом Минсоцзащиты РФ организуются еще 3 типа специализированных учреждений для детей.

2 тип – социально-реабилитационные центры;

3 тип – социальные приюты для детей и подростков;

4 тип – центры помощи детям, оставшимся без родителей.

 

  1. Инвалиды как объект социальной работы.

Согласно декларации ООН «О правах инвалидов» (1975г.), инвалид – любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка врожденного или приобретенного, его физических или умственных возможностей.

Согласно документам ООН инвалидность понимается как ограничение в возможностях, обусловленных физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность быть интегрированным в общество.

Традиционно существует точка зрения во взгляде на инвалидов как на людей непригодных, неполноценных, являющихся иждивенцами других лиц или общества. Начиная с 60-х гг. формируются новые теоретические и практические подходы к осмыслению понятия «инвалидность» и к возможностям интеграции этой группы в общество. Эти подходы нашли свое отражение в формировании теоретических и практических моделей инвалидности. Впервые описание этих моделей было сделано К. Дэнсоном.

Модели инвалидности.

  1. Медицинская модель рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, дефект психический или физический, постоянный или временный. Базовым критерием при определении инвалидности является определение уровня нетрудоспособности.

В России до сих пор принято классифицировать инвалидность в соответствии с 3 группами.

К 1 группе инвалидности относятся лица, имеющие такие нарушения функций организма, которые требуют постоянной посторонней помощи и ухода.

2 группа инвалидности предполагает наличие значительно выраженных функциональных нарушений, которые не ведут к необходимости постоянной помощи. Она предполагает либо длительное, либо постоянное нарушение нетрудоспособности.

3 группа предполагает значительное снижение трудоспособности человека вследствие нарушения функций организма в связи с хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами.

Медицинская модель основным методом разрешения проблем инвалидов рассматривает реабилитацию.

  1. Социальная модель. Инвалидность понимается как сохранение способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности.

Эта модель предлагает решение проблем инвалидности через создание системы социальных служб помощи инвалидам. Модель близка к медицинской, поскольку базируется на патерналистском подходе. В этой модели предусматривается предоставление для инвалидов комплекса разнообразных социальных услуг, включая бытовые, транспортные, образовательные.

  1. Политико-правовая модель рассматривает людей с ограниченными возможностями как социальное меньшинство, права которых ущемляются законодательством, недоступной архитектурной средой, ограниченным доступом к средствам массовой коммуникации, досугу.

Содержание этой модели включает в себя развитие различных форм инициативы лиц с ограниченными возможностями в сфере политики, досуга, спорта, образования. Модель не отвергает необходимость существования служб помощи инвалидам. Но отрицает сложившиеся подходы давления на человека с ограниченными возможностями. Модель предполагает участие в организации деятельности социальных служб самих инвалидов. Это предусматривает осуществление экспертных функций и разработки программ помощи для снятия барьеров в реализации потенциальных возможностей и способностей инвалидов.

  1. Модель культурного плюрализма предполагает необходимость сочетания различных культур, связанных с дифференциацией общества, для формирования целостной культуры общества как основы для ориентации общества на высокие нравственные идеалы.

Основной целью применения моделей инвалидности в современных условиях является интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество. У нас в стране в качестве одного из базовых направлений социальной помощи инвалидам используется реабилитации. Под реабилитацией понимается наука и система мер, направленных на уменьшение инвалидизированных факторов и на создание возможностей для инвалидов достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе.

Началом международной политики реабилитации инвалидов является создание в 1922 году общества международной реабилитации, в 1933 году в Нью-Йорке был создан первый в мире Центр всесторонней реабилитации (институт коллег и инвалидов). В России в 1930 г. был открыт научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское