- Любой вид аудиторской проверки должен сопровождаться обязательным документированием в соответствии со стандартом аудиторской деятельности.
К рабочей документации аудита относятся:
- Планы и программы проведения аудита;
- Описание применяемых аудиторской организацией процедур и их результаты;
- Объяснение, пояснение и заявление экономического субъекта;
- Копии, в том числе фотокопии документов экономического субъекта;
- Описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;
- Аналитические документы аудиторской организации и другие документы.
- Аудиторские фирмы должны изготовить и представить адресату письменную информацию (отчет) по результатам проведения аудита.
Цель информации – доведение до руководителя проверяемой организации сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля.
Письменная информация не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. Она посвящена лишь тем из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.
Письменная информация должна быть подписана руководителем аудиторской фирмы, аудитором и содержать сквозную нумерацию. Существуют разработанные бланки каждой аудиторской организации. Аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно тоже должны разработать свою форму, применяемую в дальнейшем постоянно.
В письменной информации должны содержаться определенные сведения:
А) официальное наименование и юридический адрес аудиторской фирмы, либо Ф.И.О. и адрес аудитора, осуществляющего аудит;
Б) номер и дата регистрационного свидетельства;
В) номер и дата выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
Г) перечень и специализации всех аудиторов и иных специалистов, принимавших участие в аудите и т.д.
В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, а также размеров и особенностей аудиторской фирмы в письменную информацию вносятся сведения:
- данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, о структуре бухгалтерского учета и об особенности применяемой системой бухгалтерского учета;
- перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежат проверке;
- сведения о методике аудиторской проверки. Указания на то, какие разделы бухгалтерской документации были проведены сплошным способом, а какие – выборочным способом;
- перечень замечаний, указаний на недостатки и реализация их устранения;
- оценка количественного расхождения отчетных и налоговых показателей по данным проверяемой организации.
Руководство проверяемой организации в случае необходимости письменно отвечает на предварительный вариант аудитора, либо организует встречу с аудитором.
Письменная информация составляется не менее чем в 2 экземплярах.
Эта информация является конфиденциальным документом. Сведения, содержащие в ней, не подлежит разглашений аудиторской фирмой.
Проверяемая организация вправе расширяться по своему усмотрению.
- Итоговым документом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы), которое составляется по установленным стандартам и представляет собой официальный документ, имеющий периодическую значимость для всех организаций и лиц, органов государственной власти и управления и судебных инстанций.
В соответствии с ФЗ-109 «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц.
Форма, содержащая порядок представления по результатам обязательного аудита составляется в соответствии с требованиями российского стандарта «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».
Аудиторское заключение составляется на русском языке, стоимостные показатели в нем выражаются в валюте Российской Федерации. Исправления не допускаются.
Заключение предоставляется только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные странами сроки.
К аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта, скрепленная подписью или специальным штампом аудиторской фирмы.
Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.
Вводная – даются необходимые сведения об аудиторской фирме (юридическая адреса, телефон, сведения о лицензии на право аудиторской деятельности и лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию и т.д.
Аналитическая – отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля. Она часто адресуется администрации экономического субъекта.
В этой части указываются сведения об экономическом субъекте, результатах аудиторской проверки, финансовой отчетности, факты, выявленные в ходе проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли (могут нанести) ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства, третьих лиц. эта часть должна быть озаглавлена «отчет аудиторской организации».
Итоговая – содержит запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
Итоговая часть должна быть озаглавлена «Заключение аудиторской организации».
Каждая страничка аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку и заверяется его личной печатью.
Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть.
Виды аудиторских заключений
Аудиторское заключение согласно «Порядку составления аудиторских заключений о бухгалтерской отчетности» может быть представлено в виде:
- безусловно-исполнительное, т.е. аудитор дает запись о том, что финансовая отчетность по его мнению, во всех существенных аспектах достоверна;
- условно-положительное, т.е. аудитор приводит факты своего несогласия с руководством экономического субъекта в отношении финансовой отчетности, описывает имевшее место ограничения в работе, высказывает существующие у него неуверенность в достоверности отдельных норм и делает запись о том, что во всех остальных существующих аспектах финансовая отчетность достоверна;
- отрицательное, т.е. оно означает, сто в связи с определенными обстоятельствами подготовленная бухгалтерская отчетность не отражает во всех существенных аспектах активы и пассивы экономического субъекта на отчетную дату и не позволяет аудитору сделать вывод о достоверности финансовой отчетности;
- отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Во всех 4 видах структура заключения одинакова – вводная, аналитическая части аналогичные по содержанию. Особенности касаются лишь итоговой части в основном выводе.
Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям
Кроме обязательного аудита в аудиторской деятельности возникает необходимость специальных аудиторской проверки и составление специального заключения, у которого содержание и порядок составления существенно отличается от общепринятого.
Права, обязанности, ответственность аудиторской организации и заказчик регулируются действующим законодательством.
Содержание, характер и объем работы по специальным заданиям зависят от обстоятельств. При этом аудитор четко должен представлять цель, приследуемую лицом, поддержавшим выполнение задания, а также определить состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.
Состав, количество и содержание документов, входящих в документацию, определяются самой аудиторской организацией.
Тем не менее предусмотрен круг обязательных документов. Их условно делят на 3 группы:
- 1 группа – документы, созданные самой аудиторской организацией (материалы о планировании и программа аудита; материалы анализа хозяйственных операций, остатков по счетам). Завершается данная группа выводами аудиторской организации о результатах проведенной проверки;
- 2 группа – документы, получаемые от проверяемых хозяйствующих субъектов (информация о организационно-правовой форме договора, контракты, протоколы и т.д.);
- 3 группа – переписка с другими аудиторскими организациями, покупателями и другими лицами.
Рабочая документация считается соответственной аудиторской организации. Экономический субъект, а также другие лица (налоговые службы, государственные органы) не имеет право требовать от аудиторской фирмы ……на рабочую документацию, кроме случаев непосредственно предусмотренных законодательством РФ.
Рабочая документация должна создавать своевременно, до начала, в ходе и по завершению аудита.
Материалы, входящие в состав рабочей документации должны быть оформлены в соответствии со всеми требованиями законодательства.
По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве. Срок хранения документации не менее 5 лет.