Категориальный анализ (от греч. kathegoria — высказывание, признак) — это способ изучения развития психологического познания как деятельности (М. Г. Ярошевский), элементами которой выступают конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив и др. (базисные категории), сознание, деятельность, личность и др. (метапсихологические категории).
В психологическом познании различают два уровня:
- эмпирико-теоретический
- категориальный.
В сознании ученых, имеющих дело с фактами, гипотезами, концепциями и т. д., представлен первый уровень (эмпирико-теоретический). Что же касается направляющего это сознание категориального аппарата, то его роль может быть раскрыта только путем специального категориального анализа как особой разновидности историко-теоретического исследования.
Категориальный анализ – это форма самопознания науки, служит изучению закономерностей ее развития в целях эффективной организации новых исследований.
Категория деятельность
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.
Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется.
ПРИМЕР. По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности.
Предметом психологического изучения является личность в деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.
Категория личность
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности.
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Основные особенности личности определяются:
- содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;
- степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;
- степенью осознанности человеком своего места в обществе;
- содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;
- спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
В отечественной психологии личности принято различать три категории - личность, индивид и индивидуальность
- Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
- Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
- Личность— результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» (А. Н. Леонтьев). Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям.
Комплекс устойчивых компонентов личности
- Темперамент
- Характер
- Способности
- Мотивация
Категория общение
Общение - необходимое условие развития, необходимая сторона деятельности, дает новое представление о мире и самом себе. Общение можно рассматривать как деятельность поскольку у нее существуют мотивы.
Общение понимается как сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение рассматривается в соотношении с категорией «деятельность»
Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей.
Деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.
Общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент.
Саму деятельность можно рассматривать как условие общения.