Статьи | Разное

Человек в концепциях социальной работы

Для теории социальной работы характерен комплексный подход к человеку, предполагающий его исследование как существа биопсихологического. Особенностью подходов к человеку является доминирование инструменталистского или технологического начала. Человек рассматривается в дихотомическом единстве: человек-нуждающийся – человек-помогающий.

Исследование человека нуждающегося осуществляется через структурно-логический сценарий. Под ним понимается совокупность обыденных, религиозных, мифологических, научных знаний, характеризующих содержание нуждаемости человека на различных этапах развития человеческого общества.

Выделяются следующие структурно-логические сценарии, которые соответствуют этапам развития теории и практики социальной помощи.

Структурный сценарий

Человек-нуждающийся

Проблемы

1. Конфессиональный

Спасающийся (спасающий душу от греха)

Милосердие

Благотворительность

Спасение

2. Социальный

Страдающий (возникла проблема страдания человека)

Справедливость

Права человека

3. Медицинский

Человек дезадаптированный

Диагноз

Терапия

Патология

4. Социально-психологический

    (XIX-XX вв.)

Социетальный человек (т.е. включенный во множество отношений)

Жизненный сценарий

5. Макроэкологический (современность)

Человек как биопсихосоциальное существо

Глобальные социальные проблемы

Каждый из структурно-логических сценариев, возникая, не отменял предыдущего, а становился доминирующим типом нуждаемости.

Человек в своей жизни стремится к самореализации и к самоутверждению в обществе. В ходе этого процесса он сталкивается с совокупностью проблем, которые разрешаются методами социальной работы. Процесс самоутверждения человека включает в себя несколько форм или ипостасей реализации.

Человек реализуется в обществе как существо природное или биологическое, как существо рациональное, как существо психосоматическое, как существо социальное.

Человек как природное существо. В этой ипостаси человек реализуется через телесность. Тело может быть фактором интеграции в группу или дезинтеграции. В рамках этой формы существуют групповые проблемы, связанные с нарушениями прав человека по признаку пола, состояния здоровья, цвета кожи, индивидуальных проблем, которые наиболее болезненны для подросткового возраста, периода формирования семьи и для периода старости. В рамках этой проблематики используются в основном психологоориентированные модели социальной работы.

 Человек как рациональное существо сталкивается с кризисами поведения, в основе которых лежит расхождение между его представлениями о нормативном поведении и принятыми в обществе, группе. В рамках этой проблематики используются ролевые, коммуникативные, экзистенциальные модели помощи, которые позволяют скорректировать поведение и преодолеть стрессовые, депрессивные состояния человека.

Человек как существо психосоматическое. Эта ипостась в теории социальной работы рассматривается как целостное. Чувственность человека, его соматические реакции, переживания связаны с такими понятиями как совесть, вина, ответственность, добро, зло и т.д. Чувства с позитивным и негативным оттенком могут существенно менять привычный ритм жизни человека, вносить в нее радость, спокойствие или тревогу, напряжение, угрызение совести, подавленность. Эмоциональное состояние человека воздействует на его соматику (физиологию).

Человек как существо психосоциальное сталкивается с проблемами оценочного поведения и нуждается в помощи, сопряженной с корректировкой его индивидуальных ценностей.

Человек как существо социальное. Человек реализует свою индивидуальность в принадлежности у различным социальным группам. В социальной работе выделяется проблематика, связанная с принадлежностью к незащищенным социальным группам. Человек как существо социальное реализуется в различных видах социальной деятельности. В рамках этой реализации он сталкивается с возможностями реализации и нереализации своих способностей. Человек в рамках реализации комбинирует различные виды деятельности в зависимости от индивидуальной шкалы ценностей. Чем больше форм реализации представлено в жизненном сценарии индивида, тем более полной и насыщенной становится его жизнь, тем меньше у него шансов ощутить утрату жизненного смысла. Под смыслом жизни человека понимается ее назначение, идеальное содержание, разумное основание, цель.

В философии существует 3 основных подхода к проблеме смысла жизни:

1) смысл в деятельности, в созидании, творчестве;

2) смысл в любви;

3) смысл в творении добра.

В обыденном сознании смысл жизни трактуется индивидуально, в соответствии с уровнем духовности, индивидуальных ценностей человека. На этом уровне выделяются 3 подхода:

1) жизнь не имеет смысла, поэтому человек должен использовать каждый день для получения удовольствия, удовлетворения собственных потребностей;

2) смысл жизни предписан изначально Богом и др. Человек должен постичь этот смысл и действовать в соответствии с ним.

3) смысл жизни в получении безграничной свободы. Этот подход ориентирует человека на индивидуализм и эгоизм.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское