Для теории социальной работы характерен комплексный подход к человеку, предполагающий его исследование как существа биопсихологического. Особенностью подходов к человеку является доминирование инструменталистского или технологического начала. Человек рассматривается в дихотомическом единстве: человек-нуждающийся – человек-помогающий.
Исследование человека нуждающегося осуществляется через структурно-логический сценарий. Под ним понимается совокупность обыденных, религиозных, мифологических, научных знаний, характеризующих содержание нуждаемости человека на различных этапах развития человеческого общества.
Выделяются следующие структурно-логические сценарии, которые соответствуют этапам развития теории и практики социальной помощи.
Структурный сценарий |
Человек-нуждающийся |
Проблемы |
1. Конфессиональный |
Спасающийся (спасающий душу от греха) |
Милосердие Благотворительность Спасение |
2. Социальный |
Страдающий (возникла проблема страдания человека) |
Справедливость Права человека |
3. Медицинский |
Человек дезадаптированный |
Диагноз Терапия Патология |
4. Социально-психологический (XIX-XX вв.) |
Социетальный человек (т.е. включенный во множество отношений) |
Жизненный сценарий |
5. Макроэкологический (современность) |
Человек как биопсихосоциальное существо |
Глобальные социальные проблемы |
Каждый из структурно-логических сценариев, возникая, не отменял предыдущего, а становился доминирующим типом нуждаемости.
Человек в своей жизни стремится к самореализации и к самоутверждению в обществе. В ходе этого процесса он сталкивается с совокупностью проблем, которые разрешаются методами социальной работы. Процесс самоутверждения человека включает в себя несколько форм или ипостасей реализации.
Человек реализуется в обществе как существо природное или биологическое, как существо рациональное, как существо психосоматическое, как существо социальное.
Человек как природное существо. В этой ипостаси человек реализуется через телесность. Тело может быть фактором интеграции в группу или дезинтеграции. В рамках этой формы существуют групповые проблемы, связанные с нарушениями прав человека по признаку пола, состояния здоровья, цвета кожи, индивидуальных проблем, которые наиболее болезненны для подросткового возраста, периода формирования семьи и для периода старости. В рамках этой проблематики используются в основном психологоориентированные модели социальной работы.
Человек как рациональное существо сталкивается с кризисами поведения, в основе которых лежит расхождение между его представлениями о нормативном поведении и принятыми в обществе, группе. В рамках этой проблематики используются ролевые, коммуникативные, экзистенциальные модели помощи, которые позволяют скорректировать поведение и преодолеть стрессовые, депрессивные состояния человека.
Человек как существо психосоматическое. Эта ипостась в теории социальной работы рассматривается как целостное. Чувственность человека, его соматические реакции, переживания связаны с такими понятиями как совесть, вина, ответственность, добро, зло и т.д. Чувства с позитивным и негативным оттенком могут существенно менять привычный ритм жизни человека, вносить в нее радость, спокойствие или тревогу, напряжение, угрызение совести, подавленность. Эмоциональное состояние человека воздействует на его соматику (физиологию).
Человек как существо психосоциальное сталкивается с проблемами оценочного поведения и нуждается в помощи, сопряженной с корректировкой его индивидуальных ценностей.
Человек как существо социальное. Человек реализует свою индивидуальность в принадлежности у различным социальным группам. В социальной работе выделяется проблематика, связанная с принадлежностью к незащищенным социальным группам. Человек как существо социальное реализуется в различных видах социальной деятельности. В рамках этой реализации он сталкивается с возможностями реализации и нереализации своих способностей. Человек в рамках реализации комбинирует различные виды деятельности в зависимости от индивидуальной шкалы ценностей. Чем больше форм реализации представлено в жизненном сценарии индивида, тем более полной и насыщенной становится его жизнь, тем меньше у него шансов ощутить утрату жизненного смысла. Под смыслом жизни человека понимается ее назначение, идеальное содержание, разумное основание, цель.
В философии существует 3 основных подхода к проблеме смысла жизни:
1) смысл в деятельности, в созидании, творчестве;
2) смысл в любви;
3) смысл в творении добра.
В обыденном сознании смысл жизни трактуется индивидуально, в соответствии с уровнем духовности, индивидуальных ценностей человека. На этом уровне выделяются 3 подхода:
1) жизнь не имеет смысла, поэтому человек должен использовать каждый день для получения удовольствия, удовлетворения собственных потребностей;
2) смысл жизни предписан изначально Богом и др. Человек должен постичь этот смысл и действовать в соответствии с ним.
3) смысл жизни в получении безграничной свободы. Этот подход ориентирует человека на индивидуализм и эгоизм.