Показатели качества продукции, работ и услуг фиксируются в нормативных документах — стандартах.
Стандарт — это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Отсюда стандартизация в широком понимании — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Цели сертификации.
Если стандарты закрепляют только требования к выпускаемой продукции, осуществляемым работам и услугам и всем процессам, сопровождаемым производство, потребление, транспортировку, хранение и утилизацию, то контроль в области стандартизации, обеспечения единства изменений осуществляется в основном путем сертификации — подтверждения соответствия продуктов труда, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации работ, услуг и иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров.
Основные цели сертификации:
√ содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ и услуг;
√ повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг на российском и международном рынках;
√ создание условий для свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и торговли.
Какими показателями характеризуется конкурентоспособность продукции?
Управление качеством необходимо для повышения конкурентоспособности продукции отраслей на рынке, где уровень конкурентоспособности определяется покупателем (потребителем), который, приобретая продукцию, признает ее соответствие своим требованиям.
Конкурентоспособность продукции характеризуется в основном тремя группами показателей:
1) полезность (качество, эффект от использования и т.п.);
2) затраты потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на производственное потребление, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
3) конкурентоспособность предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).
Кроме того, параметры конкурентоспособности продукции могут разделяться на:
- технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.);
- нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиям, законодательству);
- экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления).
Исходя из изложенного конкурентоспособность можно определить как относительную характеристику товара, отражающую его отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении. Иными словами, важнейшими определяющими конкурентоспособности являются цена и качество продукции.
В чем заключается единая система государственного управления качества продукции?
Единая система должна обеспечивать управление качеством продукции на всех уровнях управления народным хозяйством — межотраслевом, отраслевом, объединения (предприятия), а также и в территориальном разрезе. Она обеспечивает управление качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции: при исследовании и проектировании, изготовлении, обращении и реализации, эксплуатации и (или) потребления.
Единая система обеспечивает единство и взаимосвязь технических, экономических, социальных, организационных и идеологических мероприятий, обеспечивающих повышение качества продукции.
Организационно-технической основой Единой системы государственного управления качеством продукции являлись система народно-хозяйственного планирования и государственная система стандартизации.
Формирование Единой системы увязано с дальнейшим развитием форм и методов управления качеством:
√ усилением целевой направленности систем планирования и экономического стимулирования повышения технического уровня и качества всех видов продукции;
√ переходом к программно-целевым методам планирования и нормирования повышения качества продукции;
√ созданием программ комплексной стандартизации, обеспечивающих разработку и пересмотр взаимосвязанных стандартов и ТУ на готовую продукцию, комплектующие изделия, сырье, материалы, оборудование и приборы, на методы организации подготовки производства, испытаний, контроля, измерений, правил упаковки, хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта;
√ полной увязкой планов стандартизации с планами науки и техники, заданиями по техническому перевооружению, капитальному строительству и материально-техническому снабжению производства, а также с планами интеграции;
√ разработкой комплексов опережающих и ступенчатых стандартов;
√ развитием региональной, отраслевой и корпоративной стандартизации.
Принципы создания системы норм и нормативов.
Потребность в экономике отрасли как экономическая категория формулируется через понятие нужды, надобности в чем-либо потребителя, требующей удовлетворения производителем.
Потребности стали движущей силой материального производства и расширенных воспроизводственных процессов отраслей и корпораций, факторами формирования спроса на товары для личного или общественного потребления.
Производственные корпорации, поставляя на рынок товары, совершенствуя их, оказывают влияние на потребление, создавая новые потребности, которые, в свою очередь, влияют на производство.
Закон стоимости регулирует товарно-денежные отношения спроса и предложения, цены и тарифы. Но между спросом и предложением всегда существует разрыв, ибо возможности производства не соответствуют спросу (закон возвышения потребностей). Поэтому экономисты тщательно изучают факторы, влияющие на формирование спроса и потребления.
К наиболее значимым факторам формирования спроса и потребления населения относятся уровень предложения (производства) товаров и работ; уровень цен на товары и услуги; уровень денежных сбережений населения; национальные и региональные традиции и особенности потребления; природно-климатические условия проживания и деятельности; уровень культуры и общественно-политического самосознания и т.д.
Перечисленные факторы изменяются во времени и очень мобильны, их набор может существенно различаться по видам товаров на разных территориях, однако они могут быть зафиксированы и изменены.
В литературе описаны различные статистические и динамические модели, в которых спрос (потребление) рассчитывается в виде функций от выбранных (классифицированных) факторов как в детерминированном, так и в стохастическом (вероятностном) анализе.
Такого рода модели позволяют установить нормы и нормативы потребления ресурсов и продуктов труда, нормы времени на осуществление работ по производству, обслуживанию и управлению производством, реализации и потреблению продуктов труда, нормы и нормативы других процессов.
Под категорией нормы понимают установленные меры физических величин и установленные правила действий человека в обществе и в природе.
Установление норм может осуществляться законодательными актами государства, правовыми актами его субъектов, другими государственными органами власти, муниципалитетами, отраслями (корпорациями), традициями групп населения в разных областях деятельности.
Законодательными и правовыми актами государственных органов управления устанавливаются нормы, касающиеся основных сторон жизнедеятельности людей: метрологические нормы, тезаурусы, словари, понятия, правила, положения, стандарты, регламенты, законы, классификации. Все они предназначены для упорядочения понимания и использования в общественных и воспроизводственных отношениях сути происходящих явлений в окружающем мире и в нас самих.
В деятельности отраслевых корпораций нормы выступают как установления меры расхода ресурсов в зависимости от условий производства и правила хозяйствования. Эти установления могут быть как внешними (установления государства, руководящих органов объединений, отраслей и т.д.), так и внутренними (процессы самоорганизации), как прямого действия (размер МРОТ, ставка налога и т.д.), так и косвенного характера (при определенных условиях — штрафы, взыскания и проч.).
Целью создания Системы норм и нормативов было усиление научной обоснованности, пропорциональности и сбалансированности планов, более глубокое выявление и использование резервов производства, дальнейшее повышение его эффективности. Это подкреплялось следующими принципами:
√ обеспечение методического единства;
√ обеспечение прогрессивности норм и нормативов на основе достижений НТП, передовых методов организации производства и труда;
√ комплексное формирование нормативной базы для всех видов планов;
√ обеспечение сопоставимости норм и нормативов на различных уровнях управления их агрегирования и дезагрегирования;
√ автоматизации формирования и использования.
Актуальность Системы норм и нормативов (естественно, более совершенной), доказана и рыночной экономикой в разрезе национального счетоводства, балансовых методов управления хозяйствами разных уровней.
При этом под нормативами в разных системах понимаются критерии оценки результатов прошлых и текущих работ, когда возникает необходимость функции контроля.