Рыночные отношения предприятий развивают интеграционные процессы. По-видимому, этим объясняется возникновение отраслевых и межотраслевых комплексов. Под межотраслевыми понимают комплексы, продукция которых используется во многих других отраслях. К ним в настоящее время относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный и социальный комплексы.
Сущность комплекса пока точно не определена, скорее всего это стремление предприятий не просто к интеграции, а к комбинированной интеграции, что в общем относится к прогрессивным явлениям концентрации производства.
Назовите факторы, определяющие отраслевую структуру народного хозяйства страны.
Отраслевая структура народного хозяйства характеризует доли отдельных отраслей как в общем объеме выпуска продукции изучаемой совокупности, так и по факторам. Структура отраслей в любой стране определяют следующие факторы:
- способы производства, предопределенные общественными историческими условиями;
- экономическая политика;
- наличие естественных природных ресурсов;
- изменение структуры потребностей;
- научно-технический прогресс и уровень образования;
- развитие специализации, кооперации, концентрации, комбинирования;
- темпы развития и роль в расширенном воспроизводстве;
- место страны в мировом общественном разделении труда;
- необходимость поддержания уровня внутренней и внешней безопасности страны.
- Какие показатели отражают отраслевую структуру?
К показателям, характеризующим отраслевую структуру, относят:
- темпы роста объема производства отраслей (цепные и базисные);
- удельные веса отрасли в общей совокупности отраслей по численности, по объему производства, по стоимости основных фондов;
- динамику изменения числа предприятий в отрасли (малых, средних, крупных);
- динамику реструктуризаций слияний, поглощений и объединений предприятий в отраслях;
- коэффициенты опережения (соотношение темпов роста отрасли к темпам роста прогнозируемой совокупности отраслей);
- коэффициенты эластичности спроса на продукцию отрасли;
- коэффициенты удовлетворения заявленной (расчетной) потребности на продукцию отрасли и др.
- Какова структура отраслевого рыночного пространства.
Ранее отрасль и отраслевая структура рассматривались как производители материальных благ. В рыночных условиях отрасль может рассматриваться как объект предложения товаров в соответствии со спросом, вот почему стало расхожим понятие «структура отраслевого рынка».
Рыночное пространство складывается из взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью специализированных рынков. Специализированный рынок — это место встречи продавца и покупателя товаров и/или услуг определенной отрасли (вида деятельности) или их совокупности. Каждый рынок в силу отраслевой принадлежности товара имеет определенную специфику и свой механизм установления цен, свои барьеры входа и выхода фирм (отраслей) и свои предельные размеры по количеству товаров (услуг).
Рыночное пространство складывается:
1) Рынок потребительских товаров и услуг: ОКВЭД – общероссийская классификация видов экономической деятельности.
2) Рынок средств производства: орудия труда; предметы труда.
3) Рынок технологий: технических; информационных.
4) Рынок труда: рабочие; служащие.
5) Рынок финансов: кредита и займов; субсидий, субвенций, дотаций.
6) Рынок нематериальных товаров и услуг: интеллектуальная собственность (знания); информация; бренды и марки.
Назовите границы отраслевого рынка.
Именно это рыночное пространство определяет структуру отраслевого производства по всем основным направлениям. Поэтому предпринимателям необходимо знать отраслевую организацию рынков, особенности ее поведения, чтобы своевременно выявлять механизм действия рыночной власти и соответственно корректировать действия субъектов хозяйствования в производстве, определять эластичность воздействия рыночных механизмов как с положительных, так и с отрицательных сторон.
Идентификация отраслевого рынка зависит от многих факторов. Необходимо уточнить, что рынок объединен характером удовлетворяемых потребностей покупателей, т.е. спросом, а отрасль — характером производимых товаров и услуг и, соответственно, предложением товаров и услуг на рынке.
Иногда при идентификации отраслевого рынка его характеризуют с позиций продажи такой номенклатуры продуктов труда, при которой возможна успешная конкуренция взаимозамещаемых продуктов труда, выпускаемых разными фирмами.
Идентификация рынка зависит от целей анализа и способов определения его границ. Выделяют продуктовые, географические и временные границы отраслевого рынка.
- Охарактеризуйте границы отраслевых рынков.
Продуктовые границы отраслевого рынка определяются путем анализа изменения выручки от изменения цены товара. Так, если цена товара возрастает, то и выручка, как правило, растет, отсюда логично сделать вывод о том, что рынок ограничен только этим товаром. Если же выручка сократилась, то логичен вывод о том, что на рынке существует близкий заменитель этого товара. Таким образом динамика выручки и прибыли предприятий-производителей при длительном росте цены указывает границы отраслевого рынка. Этот критерий осуществляется на принципе показателя прямой ценовой эластичности.
Кроме того, круг предприятий, действующих на отраслевом рынке, проверяется с помощью показателей специализации и охвата:
- показатель специализации характеризует долю объема продаж товара в общем объеме реализации, произведенной предприятиями данной отрасли;
- показатель охвата — это доля объема продаж товара предприятиями, отнесенных к данной отрасли, к общему объему реализации товара.
Показатели специализации и концентрации позволяют сопоставить размеры фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация. К основным показателям, характеризующим размер фирмы относительного размера рынка, относятся:
- доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
- доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
- доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
- доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Географические границы отраслевого рынка определяются принадлежностью разных рынков к определенной территории, на которой имеются одинаковые условия конкуренции, типовые таможенные правила, однородные транспортные издержки и несущественные и (или) существенные местные (национальные) предпочтения.
Временные границы отраслевого рынка определяются способностью фирм обеспечить устойчивый спрос на выпускаемую ими продукцию на протяжении заданного (планового) периода времени. Для этого осуществляются проработка товара, его реклама и продвижение на рынок (сегментирование и позиционирование), рыночное ценообразование и грамотная логистика.