Общение – это чрезвычайно эмоционально насыщенная деятельность, и сильные эмоции могут помешать правильно воспринимать собеседника, затруднять понимание истинных мотивов его поведения, а также приводить к конфликтам и недоразумениям.
Эмоция как психическое явление многослойна и многоуровнева. Чем проще эмоция, тем больше в ней удельный вес биологии и физиологии. Чем выше, сложнее, душевнее и духовнее эмоция, тем больше в ней социального бытия человека, а не его физиологии. Став социальным, человек не перестал быть существом также и биологическим. Эмоция – не отношение, как часто пишут в учебниках, а переживание отношения, в том числе и телесного, и душевного, и духовного.
Переживания бывают разного уровня – от эмоционально – вегетативного до нравственно – психологического, то есть душевного и духовного.
Трехуровневый подход, включающий физиологический, собственно психологический и социальный аспекты исследования природы эмоции, органично раскрывает все многообразие эмоциональной жизни человека. В рамках этого многообразия находят свое место такие разные свойства эмоций, как их изначальная амбивалентность, энергетическая и регуляторная функции, опять-таки разного уровня.
Что такое нравственно – психологические свойства личности? Это ее нравственное чувство. Как видим, с простейшего эмоционального состояния плода и младенца психика начинается, а заканчивается высшими чувствами, глубоко человечными переживаниями.
Всё, с чем сталкивается человек в свое жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Определённые отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов – человеку может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Эмоции – возбуждаемые действиями или словами субъективные переживания, которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения проявлениями.
Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь является невыносимой без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремиться утолить, слушая любимую музыку, читая книгу и т.д. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует, прежде всего, отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут некоторую информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмоций, а отражение состояния человека в этот момент – её субъективным компонентом. Чувства тесно связаны с потребностями личности. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в удовлетворении потребностей субъекта чувства можно разделить на 2 фундаментальные группы. Первую из них составляют переживания, окрашивающие сами предметы потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения некоторой потребности и наличия отвечающего ей предмета. Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, что возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. деятельности (внутренней и внешней), и выражают определённое отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим её осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.
Таким образом, чувства имеют двойную обусловленность: с одной стороны, - потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определённые свойства этого объекта. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональное переживание.
Отличительной характеристикой чувств являются их полярность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия, так и в более сложных чувствах: любовь-ненависть, радость-горе, веселье-печаль и т.д. Решающей чертой чувств являются их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определённый тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, чувства сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, что случается даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.
Ещё одной важнейшей особенностью чувств являются их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяются деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции .Человеческие чувства имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция чувств выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Оценочная, или отражательная, функция чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. В связи с тем, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию чувств. Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживаются при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определённой этической норме, что, по сути дела, реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
Коммуникативные функции чувств – это мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.
Управление своими эмоциями и чувствами
В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению:
- Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания вызывает та или иная ситуация у человека. Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва – скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.
- Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию.
- Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет). Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Лучше помогите восстановить позитивное самоотношение другими способами – без попыток побороть вас, а, например, похвалой действительных достоинств.
- Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, часто практикуемые женщинами укоры: «Я же тебе говорила…», «Ты сам виноват…» вряд ли дадут желаемый эффект (подтверждение, что она – умнее собеседника) и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желание отомстить, как правило, проистекает из чувства глубокой обиды.
Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических и физических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее любую деятельность. Существуют психологические приемы, которые позволяют приостановить и разрядить отрицательные эмоции. Рассмотрим их:
1) Всегда отделяйте человека от проблемы. Сосредоточьтесь на проблеме, ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие, потому что такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.
2) Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев.
3) Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Найдите деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и т.п.) и посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услышите в ответ: «Какая, к черту, пуговица!». Покажите: «Вот эта».
4) Вы закипели от гнева, готовы кинуть партнеру тяжелые слова, но пересильте себя: спокойно, вы уверены, вы владеете собой, улыбнитесь или представьте, какая смешная у вас улыбка.
Весьма полезны и следующие три метода самоуспокоения. Это рационализация, визуализация и релаксация.
- Метод рационализации гнева.
Этот метод требует, прежде всего, осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдете, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.
- Метод визуализации гнева.
Техника визуализации гнева учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении. Как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев.
Можно использовать следующие варианты визуализации гнева:
- Уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой;
- Постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;
- Представьте гнев, который входит в вас как пучок энергии и уходит через вас в землю;
- Придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).
- Метод релаксации гнева.
Эта техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности:
- Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять свою агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.
- Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она вначале будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, правда, весьма ироничную.
- Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за дыханием, делайте его как можно более глубоким.
- Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.
Итак, в состоянии эмоциональной напряженности не пытайтесь сразу выплескивать свои чувства на партнера, помните о том, что есть приемы, позволяющие успешно управлять своими эмоциями. Надо только стараться ими овладеть.
Воля
Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже остро и эмоционально переживаемых интересов. Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к решению стоящей перед ними задачи, или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлениями их воли.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие – активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином побудительная или стимулирующая.
Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же классу движений относится одёргивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздававшего звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови и приоткрываем рот; радуясь, начинаем улыбаться; в гневе невольно стискиваем зубы, морщим лоб и т.д.
К непроизвольному типу поведения относятся также импульсивные действия, неосознанные, неподчинённые общей цели реакции, например, на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т.д. Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени.
Ещё одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обусловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.
Таким образом, волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.
Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступает: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.
Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является возникновение побуждения и осознание цели. Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иными временем – сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.
Под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижении цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Человеку часто путём волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять проявления непроизвольной активности, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы. Поэтому воля – это ещё и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля – это способность человека управлять собой, сознательно регулировать своё поведение и деятельность.
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего – в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Обобщённой характеристикой волевого действия является и целеустремлённость. Под целеустремлённостью понимают сознательную и активную направленность личности на определённый результат деятельности. Можно сказать, что целеустремлённость является важнейшим мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств.
Рассматривая отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
На этапе побуждения волевого действия нельзя не отметить и такое качество воли, как выдержка. Она позволяет затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного действия в эмоционально напряжённой обстановке. Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения является решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения.
Важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичные люди могут сконцентрировать все свои силы на достижение целей. Настойчивость – умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели.
Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность.
Особенности проявления темперамента
Темперамент – индивидуальное психическое свойство личности, в основе которого лежат динамические особенности психических явлений, оно характеризует человека со стороны особенностей протекания его психических процессов и проявлений других свойств личности:
а) возбуждение – активность нервных клеток и центров головного мозга, на этой основе функционирует мышление, память и все другие психические процессы;
б) торможение – процесс прекращения активности нервных клеток и центров, затухания нервных связей.
Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются:
сила (показатель работоспособности нервных клеток, всей нервной системы, умение преодолевать большие психические нагрузки, сохранять заданный темп и высокое качество работы вопреки помехам);
уравновешенность (выдержанность, умение контролировать свои реакции, ровное поведение);
подвижность (скорость смены процессов возбуждения и торможения).
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 в. до н.э., впервые описал четыре типа темперамента. Он считал, что в организме человека имеются жидкости, или «соки организма»: слизь, кровь, желтая желчь и черная желчь. Темпераменты получили свое название по наименованию преобладающей жидкости:
у сангвиников преобладает кровь («сангве»),
у холериков - желтая желчь («холе»),
у флегматиков – слизь («флегме»),
у меланхоликов - черная желчь («мелайн холе»).
Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда, соответственно, и проявления темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их.
Значительный вклад в научное обоснование темперамента внес И.П.Павлов, открывший свойства нервной деятельности. Он показал, что врожденное сочетание этих свойств характеризует то, что называют темпераментом. В отличие от предшественников он взял для исследования не внешнее строение тела (немецкий психолог Э. Кречмер) и строение сосудов (П.Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг как таковой компонент, который,
во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей;
во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе;
в-третьих, испытывает на себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивает поддержание жизни в органах и тканях;
в-четвертых, является в прямом смысле этого слова органом связи организма с внешним миром.
Методом условного рефлекса И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности в зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения (сила, уравновешенность, подвижность) и выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствует определенный вид темперамента:
- сильному, неуравновешенному, подвижному типу (безудержному) соответствует холерический темперамент.
- сильному, уравновешенному, подвижному (живому) типу соответствует сангвинический темперамент;
- сильному, уравновешенному, малоподвижному (спокойному) типу соответствует флегматический темперамент;
- слабому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент.
Холерик – решительные, энергичные, инициативные, общительные, легко ориентирующиеся в обстановке, быстро схватывающие суть задачи, энергично ее решающие, способные внести «живинку» в дело, люди. В их поведении и деятельности могут проявляться отрицательные стороны: несдержанность, раздражительность, вспыльчивость. Холерик отличается неуравновешенностью, быстрой сменой настроения, с трудом сдерживает себя. В действиях и поступках бывает резок, склонен к грубости, может быть нетерпимым. Нервные процессы у холерика очень сильные, но не уравновешены, преобладает возбуждение. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерика, ярко проявляется и в его деятельности: он с увлечением и страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но запас нервной энергии быстро истощается, наступает резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезает, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпеливость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Сангвиник – подвижные, активные, впечатлительные, жизнерадостные, бодрые, общительные, легко справляющиеся с работой, быстро запоминающие учебный материал, устойчиво контролирующие свое поведение и действия, люди. Отрицательным у сангвиника может быть отсутствие усидчивости, настойчивости, он не доводит начатое дело до конца. Он быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Двойственность темперамента заключается в следующем: если раздражители быстро меняются, все время поддерживаются новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения, и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляются безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение
Флегматик - люди настойчивые, работоспособные, легко переносящие большие психические нагрузки, способные к длительному напряжению: решения принимают не торопясь, доводят до конца, уравновешены, но часто бывают медлительны, пассивны, безразличны к делам коллектива. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причины этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека-флегматика легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но для них важнее развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Меланхолик – люди с высокой чувствительностью органов чувств, восприимчивостью к воспитательным воздействиям, душевностью. Они тонко понимают людей, могут быть преданными и отзывчивыми друзьями, умеют выслушать, посочувствовать, помочь товарищу. Для него характерно отсутствие уверенности в принятых решениях, расслабленная мимика, вялые движения и жесты, низкая работоспособность, он легко раним, уязвим, мнителен, болезненно переносит и обиды и грубость, замкнут, малообщителен. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Чувства и эмоциональные состояния у людей-меланхоликов возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители этого типа склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у них тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке они чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развить и совершенствовать свойственным им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Каждая специальность предъявляет свои требования к будущему профессионалу и от темперамента зависит многое. Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под постоянным контролем. Невыдержанность, резкость в обращении с ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку и встречать противодействие коллектива (преподавателей). У сангвиника имеет смысл периодически пробуждать чувство ответственности за дело (учебу), поступки, проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического контроля, в некоторых случаях повышенной взыскательности. По отношению к меланхолику особенно недопустима резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, т.к. это ранимый темперамент.
Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, могут ускориться или замедлиться их переключением. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.