Статьи | Разное

Диагностика межличностных отношений

Межличностные отношения

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него представления об оценках значимых других.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Компоненты межличностных отношений

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому.

Симпатия - эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпатия создает целостное внутригрупповое состояние удовлетворения.

Притяжение является одной из составляющих межличностной привлекательности и в основном связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено с переживаемой симпатией (эмоциональным компонентом взаимодействия).

Функционально-ролевые отношения значимы при изучении "делового" общения и совместной деятельности. Такие отношения зафиксированы в специфических для данной общности сферах жизнедеятельности (трудовой, учебной, игровой и т. д.) и разворачиваются в ходе усвоения человеком норм и способов действия в группе.

Межличностные отношения проявляются во многих сферах человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы.

Методики психодиагностики межличностных отношений

Классификация методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна по различным основаниям, например:

  • объекту (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.),
  • задачам, решаемым обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.),
  • особенностям используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.),
  • исходной точке отсчета диагностики межличностных отношений (методическая реализация определенных теоретических воззрений, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учитывать при организации исследования и при подборе методических приемов).

Достоинства и недостатки методик психодиагностики межличностных отношений

Класс методик

Достоинства

Недостатки

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений

Простота применения. Легкость обработки. Наглядность представления результатов

Влияние социальных установок, отношения к самому процессу исследования. Влияние психологической защиты. Проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека

Косвенная оценка межличностных отношений

Простота применения. Возможности использования в методиках, основанных на игровой деятельности, при интерпретации "рисунка семьи", в ситуации психотерапии и профконсультировании; вне зависимости от теоретической ориентации психолога

Неразработанность и предоставление сравнительно узкой информации о межличностных отношениях

Наблюдения и экспертная оценка ситуации

Непосредственное наблюдение за поведением человека. Фиксирование реакций в контексте предыдущих и последующих событий. Возможность моделирования желаемого поведения. Прогностические возможности

Являются методическими приемами моделирования межличностных отношений, а не точной, стандартизованной измерительной процедуры

Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения

Простота применения. Легкость обработки. Наглядность представления результатов

Направленность на решение специфических задач, для которых создавались методики

Исследования субъективного отражения межличностных отношений

Возможность отражения на вербальном и невербальном уровнях. Получение обширной информации о межличностных отношениях

Субъективизм в интерпретации данных

Методики диагностики межличностных отношений

Название методики

Аннотация

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных представлений

Социометрический тест Дж. Морено

Существующие формы (модификации) - аутосоциометрические методики Я. Л. Коломинского, К. Е. Данилина, А. И. Донцова
Суть метода - субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам
Шкалы - критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т. е. по сферам жизнедеятельности
Процедура обработки:
1) обработка данных по каждому критерию в отдельности
2) составление социоматрицы, определение индивидуального социометрического статуса индивида (лидер, отверженный, изолированный)
3)графическое отображение полученных данных - структуры межличностных отношений (социограмма)
4) подсчет дополнительных индексов: социального статуса, эмоциональной экспансивности как отдельных членов, так и группы в целом, групповой сплоченности
Количество вопросов (заданий) - в зависимости от количества выбранных критериев

Методики косвенной оценки межличностных отношений

Техники наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера

Существующие формы (модификации) - схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей в реальной ситуации фиксируется наблюдателем; более сложная схема: проксемическое поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим анализом поведения каждого
Теоретическое основание - закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры. Суть метода - выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы зависит от его межличностных отношений - положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния.

 

Процедура обработки:
1)измерение расстояния между испытуемыми или между испытуемым и экспериментатором
2)сравнение с нормативом
Количество вопросов (заданий) - в зависимости от цели исследования

Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации

Ситуационный тест Р. Бейлса

Существующие формы (модификации) - "Дилемма узника". Она предназначена для изучения процесса принятия решения субъектом в ситуации, связанной с риском и неопределенностью
Теоретическое основание - исходной точкой служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты трансакции. Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям
Шкалы - 12 показателей, которые объединены в 4 более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций 
Процедура обработки:
1)подсчет числа наблюдаемых реакций по выделенным категориям (шкалам)
2)графическое отображение полученных данных
Количество вопросов (заданий) - в зависимости от цели исследования

Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса

Существующие формы (модификации) – нет
Шкалы (5) - соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание
Процедура обработки:
1)подсчет общего количества баллов по каждой шкале
2)графическое отображение результатов (преобладающей стратегии поведения)Количество вопросов (заданий) - адаптированный вариант методики включает 30 пунктов

Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений

Тест цветовых конструктов А. М. Эткинда

Существующие формы (модификации) - 2 варианта проведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций: краткий вариант - к каждому понятию требуется подобрать какой-нибудь один подходящий цвет. Полный вариант - цвета ранжируются в порядке соответствия понятию
Теоретическое основание - его использование опирается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых преобразований личности. Методическая основа базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности
Шкалы - в зависимости от цели и программы исследования 
Процедура обработки:
1)качественный анализ цветоассоциативных ответов во взаимной связи друг с другом
2)формализованный анализ цветоассоциативных ответов, предлагается двухмерное параметрическое пространство, образованное характеристиками валентности (В) и нормативности (Н)
Количество вопросов (заданий) - 8-цветовой стимульный материал

Методика "Рисунок семьи" В. Хьюлса

Существующие формы (модификации) - модификации К. Маховера, Дж. Бука, Н. Сандберга, В. Вульфа и др. Р. Берне, С. Кауфман: для детей и взрослых
Теоретическое основание - концепция К. Маховера, основанная на том, что рисунок является выражением "Я" обследуемого и его взаимоотношений с окружающими
Шкалы - дифференциация шкал, направленных на диагностику межличностных отношений в семье

 

Обработки: включает 4 клинических уровня анализа: характеристики индивидуальных структур, действия, стиль, символы. Традиционно процедура обработки состоит из следующих этапов:
1)анализ структуры "Рисунка семьи"
2)интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи
3)анализ процесса рисования
Количество вопросов (заданий) - выполняется один рисунок и задается 6 вопросов

Совместный тест Роршаха - В. Бланшара

Существующие формы (модификации) - обычно эксперимент включает две серии: индивидуальное и совместное тестирование, но может ограничиться только совместным тестом Роршаха (СТР)
Теоретическое основание - проективный подход в исследовании личности 
Шкалы - категории анализа:
1)практическая активность партнеров
2)количество предложений или продуцирование идей, развиваемых в ходе совместного решения
3)проникаемость
4)решение или руководство
5)аффективный стиль отношений
6)кооперация
7)качество решения и процедуры
Процедура обработки:
1)подсчет встречаемости реакций по категориям анализа
2)определение по количеству и качеству совместных ответов уровня сплоченности и совместимости группы (процесс нахождения совместных решений демонстрирует стили межличностного взаимодействия)

 

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское