Статьи | Разное

Диагностика мотивационной сферы личности

Мотивация

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и на многозначности определений основных понятий этой области психологии, таких, как потребность, мотив, мотивация.

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.

В отечественной литературе мотив понимается как осознанная потребность (А. Г. Ковалев, 1965), как предмет потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П. С. Симонов, 1981).

В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, испытывающую эту потребность.

Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство сфер его психической деятельности. X. Хекхаузен (1986) различал мотив и мотивацию следующим образом. Понятие "мотив" включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задается целевым состоянием отношения "индивид среда". Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям характера и силе тех или иных мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока не будет достигнута цель либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.

В отличие от мотива X. Хекхаузен определяет мотивацию как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. О деятельности говорят, что она мотивирована тогда, когда она направлена на достижение цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности человека, его интересы и устремления.

Диагностика определенного мотива однозначно не обуславливает диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Таким образом, интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного мотива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации. Эта особенность используется в экспериментальных и диагностических процедурах, когда через разные типы инструкций пытаются актуализировать разные типы и уровни мотивации в экспериментальной ситуации.

Типы мотивов

Существуют следующие типы мотивов:

  • достижения успеха,
  • избегания неудач,
  • аффилиации,
  • отвергания,
  • власти,
  • агрессивности.

Методики диагностики мотивационной сферы личности

В психодиагностике мотивации выделяют три основные группы методов: прямые методы, личностные опросники и проективные методы (табл. 14). В основу прямых методов положена прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация). По этим методам можно судить скорее о "кажущихся мотивах", причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах поведения и деятельности. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением объективности ответов из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.

Достоинства и недостатки методик диагностики
мотивационной сферы личности

Достоинства

Недостатки

Высокая надежность, характерная для большинства методик

Противоречивость данных о валидности

Необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации

Необходимость совместного использования прямых и косвенных методов психодиагностики

Методики диагностики мотивации

Название

Аннотация

Прямые методы

Анкеты, интервью, прямой вопрос

Существующие формы (модификации) - анкеты, интервью, прямой вопрос
Теоретическое основание - когнитивная репрезентация (прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д.) 
Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются скорее "кажущиеся мотивы", причинные стереотипы, ценностные ориентации, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности 
Процедура обработки: 
1) подсчет первичных баллов по каждой Шкале 
2) сравнение со статистической нормой, если есть возможность 
3) графическое отображение результатов 
Количество вопросов (заданий) - в зависимости от цели исследования

Личностные опросники

Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS)

Существующие формы (модификации) - модификация Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей, С. Н. Ениколопова 
Теоретическое основание - опросник А. Эдвардса, с помощью которого измеряют силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тесту тематической апперцепции (ТАТ)
Шкалы (15): достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстративность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, доминирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия

 

Процедура обработки:
1)подсчет первичных баллов
2)сопоставление полученных результатов с нормативными данными
3)построение мотивационного профиля
4)подсчет итогового индекса (итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня)
Количество вопросов (заданий) - 210 пар утверждений

Опросник для 
измерения 
аффилиативной 
тенденции и 
чувствительности к 
отвержению 
А. Мехрабиана

Существующие формы (модификации) - тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА), модификация М. Ш. Магамед-Эминова
Теоретическое основание - использование факторного анализа для определения внутренней структуры опросника. Исследования общих ожиданий индивида о позитивном и негативном исходе при установлении межличностного контакта
Шкалы (2): СП - стремление к принятию (аффилиативная тенденция) и СО - страх отвержения (чувствительность к отвержению) Процедура обработки:
1)подсчет суммарных баллов по каждой шкале
2)сопоставление индексов СП и СО
3)определение доминирующей мотивационной тенденции
Количество вопросов (заданий) - 50 (первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая -24 пункта)

Опросник для 
измерения 
результирующей 
тенденции 
мотивации 
достижения (RAM) 
А. Мехрабиана

Существующие формы (модификации) - тест-опросник мотивации достижения (ТМД), модификация М. Ш. Магамед-Эминова. Опросник имеет две формы: для мужчин (А) и для женщин (Б)
Теоретическое основание - теория мотивации достижения Дж. Аткинсона
Шкалы: мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи, а также результирующая тенденция мотивации достижения
Процедура обработки:
1) подсчет суммарного балла по каждой шкале

 

2) определение доминирующей мотивационной тенденции на основе суммарного балла 
Количество вопросов (заданий) - для женщин - 30, для мужчин - 32

Проективные методы

Тест тематической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея

Существующие формы (модификации) - ТАТ для диагностики мотивации подростка Е. Т. Соколовой, для лиц различного культурного уровня, для людей пожилого и старческого возраста. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин и мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). ТАТ Д. Макклелланда и Дж. Аткинсона
Теоретическое основание - представления 3. Фрейда о механизме проекции, а также многочисленные исследования влияния мотивации на воображение и апперцепцию. Признание в психике человека двух тенденций: первая выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии с прошлым опытом; вторая состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей
Шкалы - 4 темы:
1)то, что обследуемый реально совершает
2)то, к чему обследуемый стремится
3)то, что он испытывает в настоящий момент
4)то, каким ему представляется будущее
В результате получают сведения об основных стремлениях, о потребностях обследуемого, о воздействиях, оказываемых на него, о конфликтах, возникающих с другими людьми, и способах их разрешения

 

Процедура обработки (обработка осуществляется методом контент-анализа):
1)нахождение "героя", с которым обследуемый идентифицирует себя
2)определение его важнейших характеристик
3)сравнительная оценка сил, исходящих от "героя", и сил, исходящих из среды
4)формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их стилевых особенностей и др.
Количество вопросов (заданий) - стимульный материал ТАТ включает стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одной пустой таблицы, на которой обследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию

Тест 
юмористических
фраз (ТЮФ) А. Г. Шмелева и В. С. Болдыревой

Существующие формы (модификации) - нет
Теоретическое основание - разработанная А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой концепция, исходящая из того, что, чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы
Шкалы (10): садизм, секс, пагубные пристрастия (пьянство), деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве, человеческая глупость) 
Процедура обработки:
1)подсчет тестовых баллов, отражающих "напряженность" отдельных мотивационных тем
2)графическое представление полученных результатов в виде мотивационного профиля
3)анализ отдельных тем и их комбинаций
Количество вопросов (заданий) - стимульный материал представляет собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на каждую), а остальные фразы являются многозначными (испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа 10 основных)

Методика мотивационной индукции Ньютена (MIM)

Существующие формы (модификации) - различные варианты методик незаконченных предложений
Теоретическое основание - влияние временной перспективы на поведение человека. Исходная позиция: наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает и которые имеют знание места и времени "здесь и теперь", в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он думает время от времени, но которые в неменьшей степени стимулируют его активность. Эти объекты-цели, или "мотивационные объекты", несут в себе индексы времени
Шкалы - автором разработано 2 кода: код времени (Т - в настоящий момент, Д - в интервале дня, Н - в ближайшую неделю, М - в ближайший месяц, Г - в течение года, Ж - ко всему периоду жизни, С - к старости) и код анализа содержания (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием, самореализацией; активность, связанная с учебной или профессиональной деятельностью; активность, связанная с общением; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом, развлечениями; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации) 
Процедура обработки осуществляется методом контент-анализа:1)подсчет баллов по предложенным Ньютеном кодам
2)графическое отображение полученных данных на одном графике по двум кодам
Количество вопросов (заданий) - первый буклет - 20 незаконченных предложений, второй - 10

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское