Мотивация
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и на многозначности определений основных понятий этой области психологии, таких, как потребность, мотив, мотивация.
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.
В отечественной литературе мотив понимается как осознанная потребность (А. Г. Ковалев, 1965), как предмет потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П. С. Симонов, 1981).
В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, испытывающую эту потребность.
Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство сфер его психической деятельности. X. Хекхаузен (1986) различал мотив и мотивацию следующим образом. Понятие "мотив" включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задается целевым состоянием отношения "индивид среда". Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям характера и силе тех или иных мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока не будет достигнута цель либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.
В отличие от мотива X. Хекхаузен определяет мотивацию как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. О деятельности говорят, что она мотивирована тогда, когда она направлена на достижение цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности человека, его интересы и устремления.
Диагностика определенного мотива однозначно не обуславливает диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Таким образом, интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного мотива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации. Эта особенность используется в экспериментальных и диагностических процедурах, когда через разные типы инструкций пытаются актуализировать разные типы и уровни мотивации в экспериментальной ситуации.
Типы мотивов
Существуют следующие типы мотивов:
- достижения успеха,
- избегания неудач,
- аффилиации,
- отвергания,
- власти,
- агрессивности.
Методики диагностики мотивационной сферы личности
В психодиагностике мотивации выделяют три основные группы методов: прямые методы, личностные опросники и проективные методы (табл. 14). В основу прямых методов положена прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация). По этим методам можно судить скорее о "кажущихся мотивах", причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах поведения и деятельности. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением объективности ответов из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.
Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.
Достоинства и недостатки методик диагностики
мотивационной сферы личности
Достоинства |
Недостатки |
Высокая надежность, характерная для большинства методик |
Противоречивость данных о валидности |
Необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации |
|
Необходимость совместного использования прямых и косвенных методов психодиагностики |
Методики диагностики мотивации
Название |
Аннотация |
Прямые методы |
|
Анкеты, интервью, прямой вопрос |
Существующие формы (модификации) - анкеты, интервью, прямой вопрос |
Личностные опросники |
|
Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS) |
Существующие формы (модификации) - модификация Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей, С. Н. Ениколопова |
|
Процедура обработки: |
Опросник для |
Существующие формы (модификации) - тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА), модификация М. Ш. Магамед-Эминова |
Опросник для |
Существующие формы (модификации) - тест-опросник мотивации достижения (ТМД), модификация М. Ш. Магамед-Эминова. Опросник имеет две формы: для мужчин (А) и для женщин (Б) |
|
2) определение доминирующей мотивационной тенденции на основе суммарного балла |
Проективные методы |
|
Тест тематической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея |
Существующие формы (модификации) - ТАТ для диагностики мотивации подростка Е. Т. Соколовой, для лиц различного культурного уровня, для людей пожилого и старческого возраста. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин и мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). ТАТ Д. Макклелланда и Дж. Аткинсона |
|
Процедура обработки (обработка осуществляется методом контент-анализа): |
Тест |
Существующие формы (модификации) - нет |
Методика мотивационной индукции Ньютена (MIM) |
Существующие формы (модификации) - различные варианты методик незаконченных предложений |