1.Рынок как среда предприятия.
Рынок - это совокупность экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров.
Функции рынка: ценообразующая, регулирующая, посредническая, информационная.
Классификация рынка:
- рынок факторов производства: труда, земли, капитала, потребительский рынок; главное звено потребительского рынка – внутренняя торговля (оптовый, розничный и биржевой).
- рынок продавца и рынок покупателя;
- местный, региональный, национальный, мировой.
Элементы рынка: спрос и предложение. Их взаимодействие приводит к образованию рыночного равновесия (спрос=предложение)
2. Предприятие как субъект рынка
Предприятие – в качестве самостоятельного субъекта становится основным звеном рыночного механизма.
Внутренняя среда предприятия – персонал, средства производства, информация и деньги. Результатом деятельность взаимодействия всех этих элементов для производства продукции.
Внешняя среда – все условия и факторы, возникающие независимо от деятельности предприятия, но оказывающие на него влияние (прямое воздействие – государство, поставщики, потребители, конкуренты; косвенное воздействие – состояние экономики, социальные и политические факторы,).
По характеру хозяйственной деятельности: промышленный, строительные, торговый (розничные и оптовые торговые, торговые объединения), туристический, транспортные.
Экономической системой торговое предприятие является, потому что в результате использования ресурсов и реализации товаров обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта, доведение его до конечного потребителя товаров и услуг, нормального функционирования сферы товарного обращения.
Суть торговой деятельности – товарно-денежный отношения и товарообменные операции.
Функции товарного обращения - реализация продукции, которая рассматривается с двух сторон:
- Реализация потребительской стоимости, т.е. доведение товара до конечного потребителя от производителя
- Реализация самой стоимости товара в момент купли-продажи (Д-Т-Д) происходит смена стоимости, когда товарная форма обменивается на денежную и смена форм стоимости, когда товар, находящийся в государственной или иной собственности переходит в личную собственность потребителя.
3. Государственной регулирование.
Формы:
- законодательное определение прав собственности;
- защита прав выбора предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
- защита внутреннего рынка;
- ограничение монопольных проявлений;
- развитие инфраструктуры;
- развития механизма корпоративного управления;
- совершение законодательств, трудового ,налогового, таможенного;
Методы:
- правовые (антимонопольное законодательство, лицензирование деятельности, сертификация продукции, защита прав потребителей);
- финансово-экономические (налоги, льгота по ним, кредита, дотации, субсидии, ценовая и тарифная политика);
- социальные (минимальный размер оплату труда, пенсии, пособия)