Статьи | Разное

Философские основы социальной работы

  1. Мировоззренческие основания социальной работы.

Человечество в формировании осмысления самого себя, своего предназначения, а также определения смысла и сущности понятий добро, зло, благо, прошло несколько этапов.

Самым ранним этапом был период, связанный с неразделенностью человеческого сознания, со слитностью человека и природы, характеризующийся чувственно-утопическим восприятием действительности. От творящего благо требовалось не только умение облегчить физическое страдание человека, содействовать справедливому распределению продукта, но и участвовать в интерпретации природных катаклизмов, явлений в формировании мифологического мировоззрения.

Следующим этапом становится формирование религиозного мировоззрения. Для этого периода характерно разделение мира вещей и мира идей. Соответственно и вычленение из мира природы. Для религиозного мировоззрения базовым является понятие Бога. Человек переживает эмоционально свое отношение к богу. Понятие веры, принятие без доказательств картины мира, предписанной религией, позволяет человеку выстраивать нормативное поведение в обществе. В современных условиях элементы религиозного мировоззрения составляют часть мировоззренческой базы социальной работы.

С середины XVII века формируется научное мировоззрение. Наука есть человеческая, интеллектуальная деятельность, направленная на получение знаний о реальной действительности и формировании научно-рациональной картины мира. Субъектом науки является интеллектуально-богатая личность, обладающая набором знаний, достаточных для рационального осмысления действительности. Предметная область знаний в социальной работе составляют личностные, межличностные отношения. Исходной единицей познания являются факты, полученные в процессе наблюдения, эксперимента и выражающие качественные и количественные характеристики объектов, явлений, процессов в социальной сфере.

С середины XIX века формируется философское мировоззрение социальной работы. Основным назначением философского мировоззрения является формирование способностей интерпретировать мир. Философия в социальной работе создает новый духовно-интеллектуальный уровень осмысления содержания и смысла социальных отношений людей в пространстве их жизненного социализированного мира, включая интеллект, чувства, веру, потребности, интересы, ценности. Философский стиль мышления позволяет глубже понять и познать содержание предметно-функционального пространства своей профессиональной деятельности и создает предпосылки для гуманизации социального бытия.

  1. Философские парадигмы социальной работы.

Исторически сложилось 4 основные философские парадигмы социальной работы.

  1. Философия гуманизма. Сформировалась в конце XIX века.

Она появляется на смену философии социального дарвинизма и пуританской этики, в основе которых заложены принципы естественного социального отбора и виновности человека за свое положение в обществе. Философия гуманизма впервые ставит вопрос об ответственности общества и государства за обеспечение минимальных прожиточных стандартов каждому индивиду. Гуманизм предлагал развитие системы мероприятий по регулированию социальных отношений со стороны государства. Ставка делалась на крупномасштабные действия со стороны государства. Особая роль отводилась мероприятиям по реализации помощи нуждающимся.

  1. Философия позитивизма (конец XIX – начало XX вв.).

Кладет в основу познания общества понятие социального факта, знание выступает критерием объективности, позволяет людям изменять внешние обстоятельства; применение понятия «научный метод» позволило вычленить знание о макро-, мезо- и микроуровнях, социальных, культурных и иных процессах. Позитивизм вводит в социальную работу социологические концепции, бихевиоризм, фрейдизм. Основной заслугой позитивизма является введение в практику социальной работы научных методов: опроса и др.  обратной стороной этого становится начало бюрократизации социальной работы.

  1. Утопизм (середина XX века).

Исходит из так называемой презумпции невиновности человека в его положении в обществе . человек рассматривается как социальноуязвимый объект и его положение объясняется отсутствием необходимых физических, экономических, интеллектуальных, культурных и других ресурсов. Утопизм строится на осуществлении социальных акций и негативным последствие имеет рост социального паразитизма и иждивенчества.

  1. В современных условиях сформировалась парадигма профессионализма.

В ее основе лежат гуманистические и демократические идеалы, она включает в себя ценности, направленные на удовлетворение потребностей человека, развитие его способностей и потенциала, повышения благосостояния, достижение социальной справедливости.

Данная парадигма предполагает следующие аспекты социальной работы:

- географический – социальная работа осуществляется в определенных территориальных границах;

- политический – социальная работа определяется в соответствии с базовыми принципами вне зависимости от политического строя или политической системы;

- социально-экономический – наличие права у каждого человека на надлежащие условия жизни;

- культурный – необходимость учета и сохранения традиций, культуры, убеждений отдельных лиц, группы, стран;

- духовный – сохранение и развитие системы ценностей индивида, групп, общества.

  1. Философские ценности социальной работы.

Система ценностей социальной работы включает 4 уровня:

  1. Метауровень – ценности социальной работы в контексте глобальных, цивилизационных задач и целей.
  2. Макроуровень – ценности социальной работы как профессии.
  3. Мезоуровень – ценности клиента.
  4. Микроуровень – ценности профессионального взаимодействия социального работника и клиента.

К ценностям метауровня относятся следующие:

- право на жизнь и свободу (право человека на свободный выбор образа жизни, свобода от различных форм дискриминации, свобода от вмешательства в частную жизнь, от произвола);

- равенство и недискриминация (понимается как равенство и уважение личности);

- справедливость (предполагает удовлетворение потребностей человека , справедливое распределение материальных условий, доступ к таким услугам как социальное обеспечение, социальная защита);

- солидарность (означает понимание страдания и участи человека, участие в борьбе за его права);

- социальная ответственность (предполагает, что любые ресурсы, которые сообществом должны быть использованы для улучшения жизни человека, а человек ответственен перед обществом за развитие и использование своих способностей и талантов);

- обеспечение мира и отказ от насилия (мир понимается не только как отсутствие конфликта, а как достижение гармонии и самим собой, другими людьми, окружающей средой. В настоящее время доминирует эволюционный подход – мирное развитие становится цивилизационной ценностью в современных условиях);

- отношения между человеком и природой (полная гармония человека и природы и создание механизмов восстановления и сохранения окружающей среды).

Ценности макроуровня:

- преимущества индивида по отношению к обществу (социальная работа стоит на страже интересов клиента. Общественные интересы могут быть приоритетными только в ситуации, когда клиент нарушает законодательство или его интересы могут нарушить интересы других людей);

- соблюдение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом (конфиденциальность включает в себя информацию клиента, ели получения информации, согласование с клиентом возможности обсуждения информации и возможности ее использования в научных целях);

- готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений (в процессе оказания помощи социальный работник должен отделять собственные ценности, эмоции от профессиональных отношений с клиентом. В социальной работе недопустим принцип: ты – мне, я – тебе);

- стремление к социальным изменениям, соответствие осознанным социальным потребностям (это деятельность по изменению социальной сферы и борьба против всех форм дискриминации и насилия);

- готовность к передаче знаний и умений другим людям (передача знаний о жизненных ролях, отношениях людей, клиента; готовность поделиться знаниями с коллегами);

- уважение к индивидуальными и групповым различиям, достойное их оценивание;

- стремление к развитию самопомощи клиента;

- готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации;

- стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому и интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества;

- стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности.

 Ценности мезоуровня:

- абстрактные ценности (демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация);

- ценности функционирующей личности («хорошее – плохое» общество, «хорошая – плохая» семья, «престижная – непрестижная» работа);

- инструментальные или операциональные ценности (социальные нормы, принципы профессиональной ответственности).

Ценности микроуровня:

- эмпатия (сопереживание);

- принятие (доброжелательное отношение к клиенту без предъявления к нему условий);

- аутентичность (откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом);

- уважение (способность принять клиента как личность);

- экспертность (понимание меры поддержки клиента);

- аттрактивность (способность быть для клиента «сходным с ним»);

- надежность (умение заслужить доверие клиента).

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское