Ассортимент товаров - совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку (например, по сырьевому или потребительскому назначению).
Номенклатура товаров - совокупность всех ассортиментных групп товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.
В основу классификации товаров по сырьевому назначению положен признак однородности сырья, из которого изготовлены продукты. (хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; молоко и молочные продукты)
По признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т. д.
В товароведении чаще всего классификация товаров строится по товарно-сырьевому признаку. Например:
В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент.
Производственный ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.
Торговый ассортимент - номенклатура товаров, реализуемых в магазинах.
- Товары простого ассортимента - состоящие из небольшого количества видов или сортов (соль, сахар, спички, керосин, хозяйственное мыло, отдельные виды овощей, стекло оконное и др.).
- Товары сложного ассортимента - имеющие в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (фасонам, размерам, расцветкам, ростам, моделям, рецептуре и т. д.), (продовольственные товары - кондитерские изделия, винно-водочные, консервы, вкусовые и значительную часть всех непродовольственных товаров).
В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары повседневного (хлеб, сахар, молоко, соль, спички) периодического (одежда, обувь, головные уборы, ткани) и редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет, мебель, телевизоры, компьютеры, машины).
Товары повседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению, находиться от него в пределах пешеходной доступности.
Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается в крупных торговых предприятиях (спец. магазинах, супермаркетах, имеющих широкую зону обслуживания).
Товары редкого спроса реализуются в небольшом количестве в специализированных магазинах или в магазинах элитного типа (магазинах-салонах, гипермаркетах и др.).
“сезонные товары” торговля овощами, фруктами, арбузами, дынями и пр. Особенности потребления товара связаны с тем, что со сменой времени года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах, напитках.
Товары импульсивного спроса - это товары, которые зачастую приобретаются покупателем случайно, попутно, импульсивно, одновременно с другими основными товарами (например, носовые платки, футляры для мыла, мелкие хозяйственные вещи, шнурки, крем для обуви, детские книжки). Эти товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента (в обувных магазинах - чулки, носки, шнурки, кремы для обуви; в магазинах и секциях белья - галстуки, запонки; в секциях и магазинах табачных изделий - спички, мундштуки, трубки, портсигары).
Комплектные товары - гарнитуры мебели, сервизы посуды и технически сложные товары (холодильники, стиральные машины, компьютеры и др.). При построении ассортимента необходимо добиваться, чтобы в продаже были представлены все части и детали комплектных товаров.
Специфика спроса на товары национального спроса (например, национальные виды и сорта хлебобулочных и кондитерских изделий, ткани особых рисунков и расцветок, национальная одежда и др.). И наконец, модные товары.
Мода - непродолжительное, как правило, господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуре, в одежде, обуви, стиле жизни. Для модных товаров характерна смена форм и образов одежды, обуви, головных уборов, происходящая в течение сравнительно коротких промежутков времени.
Порядок формирования ассортимента товаров.
Формирование ассортимента - процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине складывается из трех этапов.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине (тем самым определяется его ассортиментный профиль, специализация, тип, расположение, зона обслуживания). Эта работа проводится на основе маркетинговых исследований целевого рынка.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ производятся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров (удельные веса отдельных товарных групп в общем товарообороте магазина).
Например, для продовольственного магазина показал структуру группового ассортимента:
- Гастрономические товары - 40% товарооборота.
- Бакалейные товары -15% товарооборота.
- Кондитерские изделия - 7% товарооборота.
- Винно-водочные изделия - 15% товарооборота.
- Хлебобулочные изделия - 5% товарооборота.
Итого 100% товарооборота магазина.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы
Принцип удовлетворения комплексного спроса какой-либо группы покупателей (например, женщин, мужчин, детей, молодежи, спортсменов, туристов и т. п.) или удовлетворения определенной, иногда узкой потребности (товары для домашнего хозяйства, дома, приусадебного хозяйства, товары для досуга, товары для шитья и рукоделия, косметика и средства гигиены и др.).
Самый эффективный метод анализа ассортимента – АВС анализ (принцип Парето: товары группы А дают 80% прибыли, В – 15%, С – 5%)
Процесс доведения товаров из сферы производства в сферу потребления включает их куплю-продажу и товародвижение и называется товарообеспечением.
Купле-продаже свойственны коммерческие взаимоотношения, коммерческие сделки и товарообменные операции.
Товародвижение является продолжением процесса купли-продажи и охватывает: формирование партий товаров, отгрузку, перевозку, прохождение товаров через складские звенья и доставку в торговую сеть.
Организация товарообеспечения предполагает:
- ведение закупок товаров с учетом запросов потребителей;
- соблюдение взаимных партнерских интересов и соглашений при купле-продаже товаров;
- выбор каналов распределения;
- регулирование и оптимизации товарных запасов;
- эффективное использование средств на покрытие затрат по закупке и поставке товаров.
При продвижение товаров к потребителям используется транзитная и складская формы.
Транзитная – прямая доставка от производителя сразу в розничную сеть
Складская – наличие складов в оптово-посреднической сфере.
Каналы распределения характеризуются числом посредников, занятых доведением товаров до потребителя:
Одноуровневые – посредник – розничная сеть
Двухуровневые – 2 посредника – розничная сеть и т.д.
Существует 2 способа доставки товаров в розничную сеть централизованный (силами поставщика в разные торговые сети) и децентрализованный (сами на своей машине мелкие камки).
Модель закупки и доведения товаров до покупателей в розничном торговом предприятии.
Товародвижение включает образование товарных запасов. Запас должен быть достаточным для бесперебойной продажи товаров, но не должен привести к затовариванию и замораживанию денежных средств
Планирование потребностей ТЗ проходит в несколько этапах:
- Анализ обеспеченности товарными ресурсами и эффективность их использование,
- Расчет необходимого размера запаса товара на планируемый период
- Определение общей потребности товарных ресурсах
- Разработка плана поступления товара
Необходимый товарный запас является нормируемой величиной.