Статьи | Разное

Формы (источники) права

1. Понятие формы (источника) права.

В юридической науке используется два понятия – форма права и источник права.

Под формой права принято понимать специфическое выражение правовых норм, придание им свойства общеобязательности.

Термин «источник права» имеет несколько смысловых значе­ний – основание права; его исходное начало; письменный документ; причина, факторы, действия; сила права.

В 60-х гг. XX в. в отечественной юридической литературе шел спор по поводу употребления терминов «форма» и «источник» права. Одновременно предлагалось выделять источники права: 1) в материальном смысле; 2) в идеальном смысле; 3) в юриди­ческом, или формальном, смысле.

Под источниками права в материальном смысле понимаются мате­риальные условия жизни общества или способ бытия людей. Иногда данные источники права называют социальной основой права.

Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы.

Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

В последующее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интел­лектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материаль­ном смысле и документальными источниками.

В настоящее время термины «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. При этом чаще всего рассматриваются юридические источники, или источники в юридическом смысле.

В литературе приводятся следующие определения юридических источников – это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Мицке­вич). Или другое, но близкое определение: это официально-докумен­тальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В.И. Гойман).

 

2. Виды форм (источников) права.

Различным государствам известны различные формы (источники) права. Рассмотрим основные из них: правовой обычай, правовой прецедент, правовую доктрину (юридическую науку), договоры нормативного содержания, судебную практику, международное право и нормативно-правовые акты.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Обычаи – правила поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Обычаи – требования, подкрепленные длительной традицией. Правовой характер обычай приобретает после одобрения и признания его государством, одновременно получая защиту с его стороны.

Историческим примером такой формы права является Русская Правда, а среди современных – статьи Кодекса торгового мореплавания РФ; деловые обычаи, признанные статьями Гражданского кодекса РФ.

Правовые обычаи характеризуются локальным характером, тесной связью с религиозными нормами (характерно для теократических государств – Индия, мусульманские страны), стихийностью и спонтанностью возникновения, ритуальностью и традиционностью. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, обрядах.

Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает (например, ранее УК запрещал похищение невесты, калым за нее), другие одобряет и развивает. В различных отраслях права роль обычаев также неодинакова. Так, в конституционном праве его действия ограничены, а в гражданском, семейном, торговом, земельном  - значительны.

 Правовой прецедент – это решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Прецедент доминирует в странах англосаксонского права (Англия, США, Канада, Австралия).

Отечественная юриспруденция не признает прецедент в качестве источника права, поскольку судебные и административные органы должны выступать только правоприменительными органами, а не правотворческими. В последнее время в России отношение к прецеденту несколько меняется. Это связано с отставанием правотворчества от развития общественных отношений, поэтому выработанные в результате правоприменительной практики правоположения позволяют защитить права и законные интересы людей, обеспечит стабильность правопорядка. В настоящее время в качестве прецедентов признаются постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Правовая доктрина (юридическая наука). Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права. Это означает, что судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в обоснование своего решения ссылаться на труды ученых. Но исследования ученых принимаются во внимание правотворческими органами при создании новых норм права и разработке новых законов. Вместе с тем судьи нередко используют при оформлении судебных решений комментарии к отдельным кодек­сам или законам. Однако они не могут ссылаться на них в обоснование принимаемых решений. Комментарии служат лишь справочным мате­риалом.

Договоры нормативного содержания пред­ставляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сто­рон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. По содержанию рассматривае­мые договоры – это юридические акты, содержащие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.

К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты – конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т.д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.

Договором нормативного содержания является Федеративный до­говор 1992 г. «О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации». Система договоров заключена между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами — Татарстаном, Башкортостаном, рядом областей и др. Это внутригосударственные договоры.

Договорная форма распространена и в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений. Например, согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ, коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Договорная форма регулирования общественных отношений оценивается в настоящее время как наиболее перспективная, поскольку отвечает интересам сторон регулируемого общественного отношения и позволяет закрепить свободное согласованное волеизъявление сторон.

Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

  • в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции по­явилась новая функция оценки законов и иных нормативных право­вых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответ­ствия Конституции и общепринятым нормам и принципам междуна­родного права. И если такого соответствия нет, суд не должен приме­нять данный закон или акт;
  • суды вправе отменять акты, противоречащие закону;
  • разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ служат осно­ванием для разрешения конкретных дел общими и арбитражными судами. В юридической литературе обычно указывается, что толкования высших судебных инстанций служат основанием к новому понима­нию и применению тех или иных норм права. Однако в отличие от прецедентного права такого рода толкования служат вторичным источником права. Толкования высших судебных инстанций как бы углубляют, дополняют закон.

Особое положение среди актов судебной практики занимают ре­шения Конституционного Суда РФ. Согласно ст.87 Закона о Конституционном Суде, признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Конститу­ции Российской Федерации, т.е. неконституционными, служит осно­ванием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного Суда Российской Федерации служат источником права. Кроме того, Конституционный Суд имеет право официального толкования конституционных норм. По­становления Конституционного Суда имеют общеобязательное значе­ние, вступают в силу немедленно после их оглашения и не подлежат отмене и обжалованию. Фактически Конституционный Суд выступает в роли своеобразного законодателя, поскольку его решения вызывают изменения в законодательстве.

Международное право также приобретает значение важнейшего ис­точника права в силу укрепления сотрудничества между различными государствами. Конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и дого­воры между государствами являются источниками внутригосударст­венного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в Конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др. Например, Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с обще­признанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Нормы международного права применимы к сфере не только част­ого права (гражданского, семейного, трудового), но и публичного права.

Нормативные правовые акты – главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

- письменная форма;

- содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения;

- исходят от государства: государственных органов должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

- принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

- иерархическая подчиненность актов.

Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме состоит в отношениях подчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, вер­хушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнооб­разного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень за­нимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, министерств, государственных комите­тов, федеральных служб. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или ин­дивидуальных, актов. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента Российской Федерации о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты – это приго­воры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руко­водителей управленческих органов.

Ненормативные акты:

- принимаются на основе нормативных актов, в том числе законов;

- адресуются конкретным лицам или органам;

- принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое дей­ствие в связи с исполнением данного индивидуального акта.

Некоторые государственные органы могут принимать как норма­тивные, так и индивидуальные акты. Например, Федеральное Собра­ние принимает законы, постановления по отдельным вопросам, дек­ларации, обращения.

Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами:

  • занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой, другие акты не могут противоречить закону;
  • первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные обще­ственные отношения, например отношения собственности, земель­ные;
  • действует прямо, непосредственно, без посредующих актов;
  • обладает большими материальными и финансовы­ми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера – о введе­нии новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпус­ке государственных займов и др. – могут быть внесены в законода­тельный орган только при наличии заключений Правительства РФ, в отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет;
  • имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека при­зван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод че­ловека на территории РФ;
  • к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

Таким образом, закон является несущей конструкцией и системо­образующим фактором всей системы законодательства государства.

Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в россий­ской правовой системе существуют следующие виды законов:

  1. Основной закон страны – Конституция РФ. Конституции принимают и субъекты Федерации – республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает вер­ховное место в иерархии системы законодательства, все акты государ­ства не могут противоречить Конституции.
  2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а)   они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Консти­туции;

б)   обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой
действия, чем другие законы;

в)   регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г)   имеют более высокую юридическую силу по сравнению с теку­щими законами;

д)   имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;

е)   принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Прези­дента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федераль­ного Собрания).

  1. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона вы­делен решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции РФ. Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными законами.
  2. Кодекс – самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, принимая зако­ны в виде кодексов.

Кодексы содержат в систематизированном виде все или боль­шинство норм, регулирующих однородные общественные отноше­ния. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить право­вое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также внести единообра­зие в регулирование общественных отношений, добиться непроти­воречивости материала, определенной системы вместо множествен­ности актов, действующих в этой сфере, установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для отраслевого регулирования актами подза­конного характера.

  1. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между РФ и ее субъектами. Основы – форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства.
    Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъ­ектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов.
  2. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. Здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы принимаются как текущие.
  3. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов – обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законода­тельства государств-членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть по­лезными и для внутренних отношений федерального государства, по­скольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масшта­бе всей страны.
  4. Делегированное законодательство – новый вид для России и на
    федеральном уровне не использовался. Но в региональном законода­тельстве этот вид законов предусмотрен. Причем делегирование пол­номочий предусмотрено не только внутри данного субъекта, но и между органами республики и федеральными органами. В принципе, делегированные законы не присущи нашей стране.
  5. В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референ­думом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансо­вых и организационных средств.

К подзаконным относятся нормативные акты, принимаемые орга­нами исполнительной власти. Они не могут противоречить законам. Это указы Президента, акты Правительства, министерств, федеральных служб, государственных комитетов, акты исполнительных орга­нов субъектов Федерации.

Указы Президента, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 90), обязательны для исполнения на всей территории страны. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Помимо нормативных указов Президент вправе принимать указы ненормативного характера, а также распоряжения по оперативным вопросам.

Все акты Президента должны приниматься в пределах его компе­тенции, закрепленной в Конституции РФ.

Постановления Правительства, согласно Конституции РФ, издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Эти акты также носят подзакон­ный характер, не должны противоречить указам Президента норма­тивного характера, обязательны к исполнению в РФ, а в случае противоречия правительственных актов Конституции, федеральным законам, указам могут быть отменены Президентом РФ (ст. 155 Конституции РФ).

Ведомственные акты издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения. Однако в некоторых случаях отдельные ведомства могут издавать акты межведомственного характера, в том числе акты, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Это от­носится к таким ведомствам, как Министерство финансов, Минис­терство транспорта, связи, налоговая служба, санитарно-эпидемиоло­гический надзор и др. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций, положений, инструктивных писем и др. Эта категория актов (межведомственного характера) подлежит государст­венной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должна быть опубликована для всеобщего сведения.

Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации. Их из­дание регулируется актами субъектов, глав администрации (губерна­торов, мэров и т.д.). Эти акты издаются в пределах полномочий каж­дого органа и должностного лица и не могут противоречить всем актам, которые в иерархической лестнице актов стоят выше их по юридической силе.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское