Статьи | Разное

Формы учебных занятий по психологии в вузе и методика их проведения

Лекция как форма обучения психологии в вузе

Ведущей формой организации процесса обучения в вузе является лекция.

Требования к лекции:

  • высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;
  • большой объем четко и плотно систематизированной и методически перера­ботанной современной научной информации;
  • доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
  • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, тек­стов и документов;

 ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постанов­ка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

  • анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
  • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
  • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам воз­можности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
  • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование ди­дактических материалов и технических средств;
  • применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применяемый к любой лекции.

Виды лекций:

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначе­нием курса, его ролью и местом в системе дисциплин. В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психологическое обучение по­казывает, что материал, изложенный системно, лучше запомина­ется, допускает большее число ассоциативных связей. В лекции следует рассматривать также особо трудные вопро­сы экзаменационных билетов.

Проблемная лекция. На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побу­дить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом под­водя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляет в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. Лекция-визуализация.

Лекция-визуализация возникла как ре­зультат поиска новых возможностей реализации принципа на­глядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному вос­приятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это проис­ходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логи­ческого, привычно работающего при освоении точных наук. Пра­вое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное воспри­ятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. Визуализованная лекция представляет собой устную инфор­мацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции  сводится  к сводному,  развернутому  комментированию подготовленных визуальных материалов.

Лекция вдвоем. Эта разновидность лекции является продол­жением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя спе­циалистами.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Данная лекция призвана:  активизировать внимание студентов;   развивать их мыслительную деятельность;   формировать умение выступать в роли экспертов. Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенче­ского характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, кото­рые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отме­чать ошибки, фиксировать и называть их в конце.

Лекция-пресс конференция. Она близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме.

Функции лекции

  1. Информационная.
  2. Ориентирующая.
  3. Разъясняющая, объясняющая.
  4. Убеждающая.
  5. Увлекающая или воодушевляющая.

Практические занятия как форма обучения психологии в вузе

Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах – эти формы учебных занятий являются практическими и могут быть объединены под общим названием «групповые занятия», потому что на них моделируются и обсуждаются практические ситуации, встречающиеся в деятельности любого профессионала.

Все формы практических занятий служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности.

Функции групповых занятий могут быть разными в зависимости от формы занятия. К основным формам относятся:

Семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.

Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приёмы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придётся работать.

Собственно практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и их цель - обучить решению специфических задач по профилю своей специальности.

Лабораторные занятия помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т.п.

В качестве методического руководства начинающему преподавателю можно указать на два общих принципа подхода к разработке учебных задач для практических занятий.

Первый из них – это принцип «от теории – к практике»,

Второй принцип: «от жизни – к теории».

Требования к проведению практических занятий

Первое требование: занятия не должны быть громоздкими.

Второе важное требование к методике лабораторного занятия – это обязательная для преподавателя теоретическая интерпретация полученных студентами тестовых и других фактов, а также качественных и количественных данных анкетирования, эксперимента.

Третье требование выводы из анализа преподаватель должен делать не только относительно возможностей самих исследовательских процедур, но и по содержанию самих психологических феноменов, которые стали объектом исследования.

Методика подготовки и проведения семинарских занятий.

Семинар является одним из основных видов практических занятий и представляет собой средство раз­вития у студентов культуры научного мышления.

На семинарах решаются следующие педагогические задачи

  • развитие профессионального мышления; 
  • познавательная мотивация; 
  • профессиональное использование знаний в учебных ус­ловиях;
  • повторение и закрепление знаний;
  • педагогическое общение.

Семинар - это непосредственный контакт со студентами, ус­тановление доверительных отношений, продуктивное педагоги­ческое общение. Следует ориентировать студентов на выступления оценочно­го характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением под­готовленных тем, заслушиванием рефератов. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс усвоения зна­ний более эффективен в том случае, если решение задачи осуще­ствляется не индивидуально, а предполагает коллективные уси­лия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда про­водится как заранее подготовленное совместное обсуждение вы­двинутых вопросов каждым участником семинара.

Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

  1. Выбор темы, определение задач.
  2. Подбор дополнительной литературы.
  3. Подготовка вопросов для обсуждения.
  4. Распределение заданий и тем для сообщений.
  5. Организация предварительной работы, консультации.
  6. Определение критериев оценки выступлений.
  7. Выбор методов и приемов проведения.
  8. Подбор средств наглядности.
  9. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности студентов к самостоятельной работе.

В практике обучения психологии семинары традиционно ор­ганизуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:

  1. Вводное слово преподавателя: формулировка задач, по­становка проблемы, знакомство с планом проведения се­минара.
  2. Выступления студентов (сообщения по заданным вопро­сам).
  3. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.
  4. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений). 

Самостоятельная работа как часть учебной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и творческое усвоение. Самостоятельная работа призвана подготовить студента к самостоятельной деятельности в будущем.

- изучение литературы по проблемам курса;

- подготовку к семинарским и практическим занятиям;

- подготовку доклада для выступления на заседании «Круглого стола» –отрабатываются навыки публичного выступления, умение грамотно излагать материал, рассуждать;

- написание реферата;

- написание срезовой контрольной работы – проверяется знание изученных тем,

  • работу с примерными тестами – способствует усвоению основных понятий курса, закреплению лекционного материала;
  • проведение зачета (экзамена) по дисциплине – вопросы служат для систематизации пройденного материала и подготовки к итоговой аттестации.

 Итоги самостоятельной работы студентов подводятся на консультациях согласно графику контроля за СРС. Каждый вид самостоятельной работы (реферат, доклад, выступление, конспект, тест, контрольная работа) оценивается отдельно.

Формы активного обучения (АФО), используемые в методике преподавания психологии

Говоря об АФО прежде всего имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают научно-исследовательскую работу студентов, комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д.

Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления.

Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения.

Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.

Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии. 

Некоторые конкретные методы активного обучения

Круглый стол - модель обсуждения некоторого вопроса, с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения. Для круглых столов характерно:

- отсутствие четко определенных позиций;

- наличие лишь участников обсуждения;

- равенство позиций всех участников.

Дискуссия  - обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.

Мозговая атака - оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Для проведения мозговой атаки создаются две группы:

- участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

- члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

Игра

Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководителей фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также на ряде других предприятий и в вузах.

В настоящее время в нашей стране игровые методы получили широкое распространение как эффективное средство обучения, особенно профессионального.

Особое место занимает игра в концепции знаково-контекстного обучения, которая разработана профессором А.А. Вербицким.

Известно, что формирование профессиональной деятельности специалиста в системе вузовского и среднего профессионального образования вызывает определенные трудности. Прежде всего эти трудности связаны с необходимостью сочетать два разных типа деятельности — учебную и профессиональную. Переход от первой ко второй требует длительного процесса адаптации выпускника к избранной профессии, что предполагает не только умения применять знания, но и владеть навыками социального взаимодействия и общения в системе этой профессии. Традиционные методы обучения неспособны решать эти проблемы.

Цель — усвоение профессиональных знаний, что предполагает решение следующих задач:

1) иллюстрация профессиональной ситуации;

2) понимание сущности ее (причин проблемы, мотивации поведения участников и др.);

3) формирование навыка принятия решений.

Теоретические положения полезно отделять от иллюстрирующих примеров пространственно.

Формы игр:

Ролевая игра -  проигрывается проф. и соц. отношения. Учатся принимать самостоятельные решения (например, прием у консультанта, прием на работу).

Деловая игра – моделируется предметное и социальной содержание будущей проф.  Цель – формирования знаний о профессии, проф. компетентность

  

Тема 7. Методические особенности преподавания теоретической и прикладной психологии

Преподавание теоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то уже сегодня можно выделить ее некоторые методические особенности.

 История психологии

История психологии — отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древних на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже по­нять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя и особого методического подхода к ее преподаванию. Существенное значение имеет последователь­ность преподавания двух теоретических дисциплин — общей психологии и истории психологии. Иногда история преподает­ся раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.

 Общая психология

Основной целью преподавания данного предмета является ус­воение студентами общих закономерностей функционирования психики.

Эти общие замечания относятся к методике преподавания не только общей психологии, но и других психологических дисци­плин, а основаны они на опыте преподавания общей психологии.

 Возрастная и педагогическая психология

Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматри­вать вместе как единую учебную дисциплину, представляет со­бой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследован­ный отрезок жизни человека) и психологических условий эф­фективности обучения и воспитания человека.

Изучение этих наук имеет практическое значение для студен­тов, учителей и родителей, любого взрослого человека.

Студенту же любой профессиональной ориентации надо на­учиться использовать знания в данной области в будущей прак­тической деятельности, чтобы разбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать на них воз­действие при организации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.

Усвоение законов возрастного психического развития челове­ка в онтогенезе позволяет учителю целенаправленно строить пе­дагогическую работу по формированию (обучению и воспита­нию) школьников, перевести ее на рельсы научности, превра­тить во многом стихийный процесс в управляемый. Такое зна­ние нужно и любому родителю.

Коротко остановимся на методических особенностях препо­давания возрастной и педагогической психологии.

Эти две отрасли психологии могут представлять один или два самостоятельных учебных предмета. Методика преподавания за­висит от того, изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных. Для психологических факультетов педагогиче­ских вузов они составляют две самостоятельные дисциплины, а для других (для непсихологических факультетов педвузов и для студентов непедагогических вузов) возрастная и педагогическая психология обычно преподается как единая дисциплина. А како­ва должна быть методика преподавания, становится ясно при раскрытии содержания этих отраслей психологической науки.

Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологи­ческой науки изучает возрастную динамику психики человека. «Возраст­ная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости». В этом определении нет ограничения психо­логией только детских возрастов.

 «Педагогическая психология — отрасль психо­логии, изучающая психологические проблемы обучения и вос­питания».

Если ведется ее преподавание как единой учебной дисципли­ны с возрастной психологией, то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом раз­вития психики. Тогда развитие психики в детских возрастах бу­дет преподнесено как психологическая основа организации учебной деятельности учеников, постановки развивающего обу­чения, которое оказывает воспитывающее влияние на личность, развивая ее в интеллектуальном и нравственном отношениях.

Медицинская психология

Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

Предметом медицинской психологии как прикладной отрас­ли психологической науки можно считать психологические воз­действия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влия­ние на человека, т. е, психотравмирующие и психотерапевти­ческие факторы.

Теоретическое содержание медицинской психологии состав­ляют те отрасли психологической науки, которые изучают ано­мальные состояния психики (патопсихология, нейропсихоло­гия, специальная психология), а также некоторые отрасли ме­дицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучаю­щие психосоматические проявления различных болезней, пси­хологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздей­ствий на больного.

Прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских зна­ний для диагностики, лечения и предупреждения (профилакти­ки) заболеваний нервно-психического характера.

Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, пси­хокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.

Юридическая (правовая) психология

Юридическая психология — наука, изучающая явления и зако­номерности психической жизни людей, связанные с применени­ем правовых норм и участием в правовой деятельности. Иначе го­воря, это наука о психологии правоприменительной деятельности и ее субъектов, т. е. сотрудников правоохранительных органов. Юридическая психология в системе государственного образова­ния изучается в юридических вузах и на юридических факульте­тах университетов. Она также преподается в вузах правоохрани­тельной системы, экономических и управленческих учебных за­ведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической куль­туры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Курс юридической психологии преподается также в некото­рых гуманитарных вузах, не входящих в систему государствен­ного образования: студентам, специализирующимся по практи­ческой психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и марке­тинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психо­логии и других отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой набор пси­хологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональ­ных психологов. Поэтому в программу курса юридической пси­хологии для студентов-психологов не входят общепсихологиче­ские вопросы, тогда как для студентов других, непсихологиче­ских специальностей они составляют примерно половину содер­жания учебного предмета.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское