Функции общения
- прагматическая функция – отражает потребностно – мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
- функция формирования и развития – отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.
- функция подтверждения – обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
- функция объединения (разъединения) - с помощью установленных контактов настраивает партнеров на реализацию общих идей, намерений, задач (или, наоборот, изолирует в результате общения).
- функция организации и поддержания межличностных отношений – служит интересам налаживания и сохранения устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
- внутриличностная функция – это способ мышления человека, через внутреннюю и внешнюю речь.
Виды общения
- коммуникация массовая – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей партией для утверждения определенных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведения людей;
- коммуникация межгрупповая – взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам или категориям населения и независимое от их межличностных «связей» и индивидуальных предпочтений;
- коммуникация межнациональная – передача информации, сообщений, сведений между представителями разных национальных общностей, имеющих как двусторонний, так и односторонний характер с помощью речи, языка, печатных, звуковых, знаковых систем;
- коммуникация национальная – система внутриэтнических, внутринациональных связей и контактов, сформированная по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка, психологии и традиционной этнической общности.
Таблица 2.1 - Признаки стилей общения
Признаки открытого стиля (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других) |
Признаки закрытого стиля (нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, информацию) |
Содержательность: сообщения преимущественно информационные, а не оценочные
Конструктивность: в фокусе внимания решение проблем, а не трудности их решения
Открытость и честность: критика, если высказывается, то редко имеет скрытый смысл; целью всегда является желание помочь исправить положение Заботливость: преобладают понимание и сочувствие
Равенство: ценится участие в процессе, общение всех членов организации, независимо от роли и должности
Прощение: признается неизбежность ошибок и неверных суждений, принимаются меры для снижения вероятности повторения ошибок в будущем Обратная связь: предоставление обратной связи рассматривается как существенное условие поддержания здоровых рабочих отношений и высокого уровня производительности |
Обвинительный уклон: в случае неудачи акцент делается на поиске виновных, обратная связь имеет негативный характер Навязывание норм: от людей откровенно ожидают подчинение определенным нормам поведения
Лицемерие: сообщение часто имеет скрытый смысл, неискренний и преследует цели манипулирования людьми Безразличие: преобладают «отстраненные», безразличные формы общения, люди не проявляют интереса друг Неравенство: в способах общения людей подчеркиваются различия в служебном положении, квалификации и знаниях Догматизм: дискуссии не приветствуются, люди демонстрируют неспособность понять чужую точку зрения или пойти на компромисс Взаимная неприязнь: люди склонны негативно оценить окружающих и пренебрегать их нуждами |