В настоящее время профессиональная ориентация возведена в ранг важных государственных мероприятий. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
- профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
- профессиональный подбор — предоставление рекомендаций \ человеку о возможных направлениях профессиональной деятельно-\ сти, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
- профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
- профессиональная, производственная и социальная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Организация профессионального информирования
Профессиональная информация условно подразделяется на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.
Профессиональная информация призвана ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями. Школьнику предлагают сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки. Профинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную, но и активно-воспитательную функцию, поэтому важное место в их проведении занимают не просто сообщения информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них.
Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит рабочих кадров либо ожидается расширение приема на них. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке должна способствовать формированию положительного отношения к проблемам выбора профессии, к активизации у учащихся стремления к освоению профессий современного производства.
Эффективность профинформационной работы зависит от качества и формы подачи сведений о профессии. Во избежание ошибок необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессиональной информации.
Она должна быть:
а) всесторонней (в сводке знаний о профессии следует обратить внимание на все стороны профессиональной деятельности. Особый упор при этом сделать на перспективах роста в данной профессии, показать наличие творческих моментов в труде);
б) достоверной (сведения о профессиях необходимо получать из достоверных источников, в качестве которых используются: документация соответствующих подразделений предприятия, беседы со специалистами, данные психологического анализа деятельности);
в) объективной (совершенно недопустимым является рекламирование тех или иных сторон, приписывание ей несуществующих достоинств. Рассогласование «желаемого» и «действительного» в конечном итоге может привести к чувству неудовлетворенности и к смене профессии).
При проведении профессиональной пропаганды необходимо учитывать, что чрезмерное рекламирование отдельных профессий может привести к своеобразным «ножницам» в системе ценностных ориентации молодежи.
Проявления этого могут быть следующими:
- Чрезмерная пропаганда одних профессий по сравнению с другими порождает у лиц, занятых в других профессиональных сферах, чувство незначимости, ненужности своей профессии для общества.
- С другой стороны, рекламирование определенных специальностей вызывает увеличение притока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями выбора профессии в этом случае являются мотивы престижности, внешней привлекательности профессий.
При организации работы по профессиональной информации важно учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессии есть явление во многом субъективное. Существуют характеристики профессии относительно стабильные и не претерпевающие существенных изменений в зависимости от конкретного предприятия. Это в основном содержательная сторона профессии, ее социально-экономические элементы, требования, предъявляемые к психофизиологическим и психологическим характеристикам человека.
Условия материальной среды, характер взаимоотношений в коллективе и некоторые другие особенности рабочей ситуации на разных предприятиях могут иметь свою специфику (продавцы в разных магазинах). В связи с этим у молодых рабочих часто наблюдается отождествление представления о профессии с представлением о конкретном месте работы. Отрицательное отношение работника к одной какой-либо характеристике может привести к переносу этого отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской работы необходимо главное внимание уделять ознакомлению с содержательными сторонами профессии, подчеркивая различие между характеристиками профессии вообще и конкретного рабочего места в частности.
Большая роль в профпросвещении принадлежит внеклассной работе: школьным кружкам, экскурсиям на предприятия.
Беседы, рассказы, лекции о профессиях можно проводить по следующему плану:
- Понятие о профессии, ее месте и значении в народном хозяйстве. Краткая характеристика профессии. Потребности в профессии. Система профессиональной подготовки (типы учебных заведений, срок и условия обучения в них, профилирующие предметы). Квалификационная характеристика (профессиограмма).
- Требования, предъявляемые к поступающим. Школьные предметы, которые лежат в основе профессии. Склонности, способности и особенности характера. Требования, предъявляемые к здоровью (физическое развитие, состояние отдельных органов, физиологические особенности).
- Условия работы. Условия труда, характер работы (на месте в разъезде, посменно, на открытом воздухе, под землей и т. д.
- Перспективы развития профессии и профессионального роста работающих. Возможность совмещения двух или трех профессий и способы овладения ими.