Статьи | Разное

Государственная система профессиональной ориентации

В настоящее время профессиональная ориентация возведена в ранг важных  государственных мероприятий. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

  • профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состояни­ем рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квали­фицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требования­ми, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями про­фессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
  • профессиональная консультация — оказание помощи челове­ку в профессиональном самоопределении с целью принятия осоз­нанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
  • профессиональный подбор — предоставление рекомендаций \ человеку о возможных направлениях профессиональной деятельно-\ сти, наиболее соответствующих его психологическим, психофизио­логическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагно­стики;
  • профессиональный отбор — определение степени професси­ональной пригодности человека к конкретной профессии (рабоче­му месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
  • профессиональная, производственная и социальная адапта­ция — система мер, способствующих профессиональному становле­нию работника, формированию у него соответствующих соци­альных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профес­сионализма.

 

Организация профессионального информирования

Профессиональная информация условно подразделяется на две формы: профессиональную информацию и профессиональную про­паганду.

Профессиональная информация призвана ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями. Школьнику предлагают сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, уровню разви­тия его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специаль­ной подготовки. Профинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную, но и активно-воспита­тельную функцию, поэтому важное место в их проведении занима­ют не просто сообщения информации о профессиях, но и пропаган­да некоторых из них.

Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит рабочих кадров либо ожидается расширение приема на них. Профессиональная пропа­ганда при правильной ее постановке должна способствовать форми­рованию положительного отношения к проблемам выбора профес­сии, к активизации у учащихся стремления к освоению профессий современного производства.

Эффективность профинформационной работы зависит от ка­чества и формы подачи сведений о профессии. Во избежание оши­бок необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессиональной информации.

Она должна быть:

а) всесторонней (в сводке знаний о профессии следует обратить внимание на все стороны профессиональной деятельности. Особый упор при этом сделать на перспективах роста в данной профессии, показать наличие творческих моментов в труде);

б) достоверной (сведения о профессиях необходимо получать из достоверных источников, в качестве которых используются: документация соответствующих подразделений предприятия, беседы со специалистами, данные психологического анализа дея­тельности);

в) объективной (совершенно недопустимым является реклами­рование тех или иных сторон, приписывание ей несуществующих достоинств. Рассогласование «желаемого» и «действительного» в конечном итоге может привести к чувству неудовлетворенности и к смене профессии).

При проведении профессиональной пропаганды необходимо учитывать, что чрезмерное рекламирование отдельных профессий может привести к своеобразным «ножницам» в системе ценностных ориентации молодежи.

Проявления этого могут быть следующими:

  1. Чрезмерная пропаганда одних профессий по сравнению с другими порождает у лиц, занятых в других профессиональных сферах, чувство незначимости, ненужности своей профессии для об­щества.
  1. С другой стороны, рекламирование определенных специальностей вызывает увеличение притока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями выбора профес­сии в этом случае являются мотивы престижности, внешней при­влекательности профессий.

При организации работы по профессиональной информации важно учитывать то обстоятельство, что привлекательность профес­сии есть явление во многом субъективное. Существуют характери­стики профессии относительно стабильные и не претерпевающие существенных изменений в зависимости от конкретного предпри­ятия. Это в основном содержательная сторона профессии, ее соци­ально-экономические элементы, требования, предъявляемые к психофизиологическим и психологическим характеристикам чело­века.

Условия материальной среды, характер взаимоотношений в коллективе и некоторые другие особенности рабочей ситуации на разных предприятиях могут иметь свою специфику (продавцы в раз­ных магазинах). В связи с этим у молодых рабочих часто наблюда­ется отождествление представления о профессии с представлением о конкретном месте работы. Отрицательное отношение работника к одной какой-либо характеристике может привести к переносу это­го отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской работы необходимо главное внимание уде­лять ознакомлению с содержательными сторонами профессии, под­черкивая различие между характеристиками профессии вообще и конкретного рабочего места в частности.

Большая роль в профпросвещении принадлежит внеклассной работе: школьным кружкам, экскурсиям на предприятия.

Беседы, рассказы, лекции о профессиях можно проводить по следующему плану:

  1. Понятие о профессии, ее месте и значении в народном хо­зяйстве. Краткая характеристика профессии. Потребности в профес­сии. Система профессиональной подготовки (типы учебных заведений, срок и условия обучения в них, профилирующие пред­меты). Квалификационная характеристика (профессиограмма).
  2. Требования, предъявляемые к поступающим. Школьные предметы, которые лежат в основе профессии. Склонности, способ­ности и особенности характера. Требования, предъявляемые к здо­ровью (физическое развитие, состояние отдельных органов, физиологические особенности).
  3. Условия работы. Условия труда, характер работы (на месте в разъезде, посменно, на открытом воздухе, под землей и т. д.
  4. Перспективы развития профессии и профессионального роста работающих. Возможность совмещения двух или трех профессий и способы овладения ими.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское