Открытие собственного бизнеса всегда начинается с составления плана. Необходимо последовательно прописать все действия, направленные на построение и развитие предпринимательского дела с указанием срока их выполнения. А также рассчитать расходы и экономические риски. Можно заняться этим самостоятельно, но это потребует времени и определенных навыков. Ускорить процесс поможет готовый бизнес-план со всеми нужными данными, которые адаптируются под любой вид деятельности.
Содержание:
- Для чего нужен бизнес-план
- Структура
- Раздел 1. Информация о компании
- Раздел 2. Анализ рыночной отрасли
- Раздел 3. Продукт и модель бизнеса
- Раздел 4. Необходимые затраты
- Раздел 5. Описание организационного устройства компании
- Раздел 6. Маркетинговый план
- Раздел 7. Стратегия продаж
- Раздел 8. Финансовый план
- Раздел 9. Расчет возможных рисков
- Плюсы и минусы готовых бизнес-планов
- Примеры реальных проектов
Для чего нужен бизнес-план
Бизнес-проект - это документ, отражающий стратегию будущего предприятия. Он содержит анализ рынка, возможные проблемы и пути их решения. Составляется такой документ не только для новых компаний, но и уже для существующих в случае их расширения.
План хозяйственной деятельности предприятия позволит избежать ошибок, развивать бизнес согласно заданной траектории, подскажет пути выхода из сложной ситуации. Качественно составленный бизнес-план привлечет инвесторов, готовых вложить деньги в проект.
Бизнес-план разрабатывается в следующих случаях:
- для действующей фирмы;
- для стартапа;
- в случае смены собственника;
- при запуске новой продукции.
Структура
Первая страница бизнес-плана - титульный лист. Это то, что инвестор увидит в первую очередь. Поэтому необходимо решить, что вы поместите на него. Придумайте фирменный стиль компании, разработайте логотип, сочините слоган. Все это произведет впечатление и проект запомнится.
Также укажите на первой странице:
- адрес и телефон фирмы;
- сферу деятельности;
- предполагаемую дату запуска проекта;
- срок, на который составлен план;
- фамилию и имя автора.
Раздел 1.Информация о компании
В этом разделе прописывается организационно-правовая форма компании (ИП, ООО, ЗАО и т.д.), имена владельцев и описание текущего финансового состояния. В перечень людей, причастных к развитию бизнеса, включаются и те, чей вклад был умственным. Такие активы необходимо представить в денежном эквиваленте.
Для новых фирм в первом пункте указывается сумма необходимых инвестиций. Если план составляется для уже действующего предприятия, то указываются бухгалтерские отчеты, отражающие прибыль за последние 1-3 года и расходы.
Описывая местоположение офиса или склада, следует рассказать о районе, в котором он находится. Перечислить все инфраструктурные объекты, удаленность от центра города. Прописать возможные улучшения оснащения предприятия.
Раздел 2. Анализ рыночной отрасли
Чтобы бизнес стал успешным, перед запуском необходимо изучить выбранную нишу, проанализировать конкурентов, представленные в этой отрасли товары и услуги. Для этого можно обратиться к официальным сайтам органов статистики.
Второй раздел включает следующие подпункты:
- история отрасли вкратце;
- внешние факторы, влияющие на развитие отрасли;
- целевая аудитория;
- лидеры и конкуренты;
- примеры стратегического развития;
- денежный оборот отрасли.
Для более узконаправленного анализа опросите потенциальных клиентов, как часто они пользуются подобными услугами и к какой фирме обращаются. Результаты исследования также внесите в бизнес-план. Итогом второго раздела будет прогноз роста целевой аудитории.
Раздел 3. Продукт и модель бизнеса
Продукт или услуга - это основа бизнес-идеи, вокруг которой составляется весь план. В этом разделе содержатся ответы на вопросы:
- что вы продаете;
- в чем уникальность вашего товара или услуги;
- какую прибыль он будет приносить.
Сравните ценность вашего товара для покупателя с конкурентами, продумайте пути его усовершенствования. Опишите в плане, какие новые технологии вы для этого используете.
Раздел 4. Необходимые затраты
Четвертый раздел содержит информацию о необходимых затратах для производства конечного продукта и его выхода на продажу. В частности, необходимо описать:
- используемое оборудование;
- себестоимость продукта;
- поставщиков сырья и его стоимость;
- планируемые объемы выпускаемой продукции;
- трудовые ресурсы;
- затраты на доставку.
Себестоимость продукта зависит от цен на сырье, поэтому необходимо спрогнозировать их рост и составить примерный план на год.
Раздел 5. Описание организационного устройства компании
В этом пункте указываются все задействованные лица, даже если это один человек. Для каждого кадра прописывается зона ответственности и заработная плата. Также составляется иерархия фирмы в виде схемы или таблицы.
Раздел 6. Маркетинговый план
В этом разделе необходимо ответить на три вопроса:
- На какой стадии развития сейчас находится фирма?
- В каком направлении необходимо двигаться?
- Как дойти до желаемой точки?
С помощью маркетинга выполняются задачи по исследованию потребностей покупателей, их платежеспособности. В этом же разделе описываются преимущества продукта, ценообразование и его продвижение на рынке. План маркетинга составляется по месяцам, по ходу его выполнения могут вноситься коррективы.
Раздел 7. Стратегия продаж
Перед написанием седьмого раздела необходимо изучить ситуацию на рынке и в конкретной отрасли. После чего описать количество клиентов в этой нише, запланированные траты на продажу и ожидаемый доход от реализации продукта.
Раздел 8. Финансовый план
Этот раздел играет ключевую роль в принятии инвестором конечного решения. Все описанные выше пункты переводятся в денежный эквивалент, который отражает выгодность бизнеса. Финансовый план содержит следующую информацию:
- возможные источники финансирования на открытие бизнеса;
- прогнозируемые объемы продаж;
- график платежей;
- эксплуатационные расходы;
- планируемый доход;
- точка рентабельности.
Необходимо подробно описать все денежные потоки (постоянные и переменные расходы) и провести анализ на каждый месяц.
Раздел 9. Расчет возможных рисков
В составлении бизнес-плана важно учесть риски, форс-мажорные ситуации, с которыми может столкнуться предприятие. Описать возможные пути, которые позволят избежать рисковых моментов или выйти из них. Крайней мерой при решении проблем считается банкротство фирмы, но такой сценарий тоже следует прописать.
В штате команды стоит назначить ответственного за риски человека. Он будет следить за их изменениями и за ситуацией на рынке в целом.
Плюсы и минусы готовых бизнес-планов
Начинающий предприниматель решает сам, заказать готовый бизнес-план или составить его самостоятельно. Для этого стоит рассмотреть недостатки и преимущества готовой документации.
Плюсы:
- экономия времени;
- составлением бизнес-плана занимаются специалисты с профильным образованием;
- возможность отправить проект на доработку.
Минусы:
- высокая стоимость;
- риск получить некачественный продукт, не адаптированный к условиям рынка;
- компаний, занимающихся планированием бизнеса, много, поэтому сложно сделать выбор.
В интернете можно скачать образец бизнес-проекта «для чайников» и скорректировать его под свое дело.
Примеры реальных проектов
Планы по открытию собственного бизнеса, а именно кофейни, можно изучить и скачать на ресурсах:
https://business-poisk.com/biznes-plan-kofejni.html
https://prorektor.com/catalog/gotovyy-biznes-plan-kofeyni-s-raschetami-primer/
https://coffeepedia.ru/biznes-plan-kofeini-s-raschetami
Примерная структура бизнес-плана для открытия кофейни:
- Организационно-правовая форма: ИП.
- код ОКВЭД: 56.10;
- уведомление Роспотребнадзору о начале деятельности;
- разрешение на установку вывески.
- Сравнительный анализ конкурентов.
Название | Уровень цен | Качество обслуживания | Меню | Целевая аудитория | Специфика |
"Астория" | Выше среднего | Высокое | Европейская кухня | Население со средним уровнем дохода | Интерьер в классическом стиле |
"Кофе пить" | Среднее | Среднее | Пирожные, кофе | Для студентов | Кофе с собой |
"Кофеман" | Среднее | Среднее | Кофе, другие виды напитков, кондитерские изделия | Население с уровнем дохода средним и выше среднего | Интерьер в стиле Баварии |
"La Cafe LavAzza" | Среднее | Высокое | Различные виды кофе, кондитерские изделия. | Население с уровнем дохода средним и выше среднего. | Интерьер в итальянском стиле |
- Работа по франшизе.
- Описание продукта и концепции заведения. Небольшая кофейня в американском стиле. В меню стандартные виды кофе (капучино, латте, эспрессо), а также легкие закуски, кондитерские изделия.
- Поэтапный список задач.
Задача | Срок выполнения |
Заключение контракта с арендодателем | 1 марта 2022 года |
Подготовка пакета документов для регистрации ИП | 5 марта 2022 года |
Подача заявки в налоговую инспекцию | 10 марта 2022 года |
Подача уведомления в Роспотребнадзор | 15 марта 2022 года |
Открытие расчетного счета | 20 марта 2022 года |
Подбор кадров | 22 марта 2022 года |
Ремонт в помещении | 25 марта 2022 года |
Покупка мебели и оборудования | 28 марта 2022 года |
Получение заключения пожарной инспекции | 28 марта 2022 года |
Заключение договора на вывоз мусора | 30 марта 2022 года |
Заключение договора на предоставление коммунальных услуг | 30 марта 2022 года |
Установка вывески и рекламы | 31 марта 2022 года |
Проверить наличие у всех сотрудников медицинской книжки | 4 апреля 2022 года |
Оформление уголка потребителя | 7 апреля 2022 года |
- Описание рекламных мероприятий (наружная реклама, продвижение в социальных сетях), а также программы лояльности (скидки для постоянных клиентов).
- Финансовые расчеты.
- сумма необходимых инвестиций - 1 500 000 рублей;
- ожидаемая чистая прибыль - 1 180 000 рублей;
- срок окупаемости - 15 месяцев.
- Возможные риски:
- неудачное местоположение;
- повышение арендной платы;
- сырье низкого качества;
- недобросовестные сотрудники;
- плохая рекламная кампания;
- открытие поблизости прямых конкурентов.
Грамотно составленный и актуальный бизнес-план привлечет внимание инвесторов, которые согласятся вложить в проект свои деньги. Если вы не уверены в собственных возможностях, то закажите бизнес-план у профессионалов или скачайте образец.