1. Необходимость перемещения коммерческого товара от места производства к месту потребления определяет то, что некоторое время товар является грузом.
Груз - материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Груз обладает рядом индивидуальных свойств, которые влияют на особенности его перевозки, перегрузки и хранение. Совокупность таких условий, обеспечивающих качественную перевозку, называется транспортной характеристикой груза.
Основным фактором, влияющим на технологию транспортировки груза, являются физико-химические свойства груза. Они определяют вид тары и подвижного состава, погрузочно-разгрузочные работы, режим хранения, а также меры безопасности при перевозке.
Для всех видов транспорта наиболее применяема следующая классификация грузов.
Массовые грузы - грузы, отправляемые, как правило, большими объемами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава. Различают следующие виды массовых грузов:
- насыпные и навалочные грузы. Данный вид груза перевозится без тары в открытом подвижном составе. Насыпные – зерно, к навалочным - уголь, песок, гравий, руда и др.;
- наливные грузы. Жидкие грузы перевозятся в специализированном подвижном составе (цистернах, наливных танкерах) и требуют сложной погрузочно-разгрузочной техники (различные нефтепродукты);
- строительные материалы. В зависимости от характера и их качества могут перевозиться в крытом или открытом подвижном составе (изделия из дерева и железобетона, кирпич и др.).
Генеральные, или тарно-штучные, грузы перевозятся в упакованных крытых подвижных составах. В зависимости от вида упаковки различают грузы:
- мешковые - в мешках упаковывают грузы, не требующие 'защиты от механических повреждений;
- киповые - в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные волокна и изделия из них; в тюках перевозится непрессованный материал, а в кипы прессуют хлопок и джут;
- катно-бочковые - грузы, упакованные в бочках-барабанах или рулоны; в металлических бочках перевозят горючие жидкости (топливо, смазку, растворители), в деревянных - сухие химические и пищевые продукты;
- ящиковые - грузы, упакованные в ящики, типоразмеры которых регламентированы ГОСТом;
- пакетные.
К физическим характеристикам груза относятся длина, ширина, высота, диаметр, основной мерой линейных размеров является метр. Основной единицей измерения объема является кубический метр, а на морском транспорте - регистровая тонна (2,83 м3). В зависимости от физических размеров штучные грузы также подразделяются на:
- негабаритные (размеры выходят за пределы габаритов подвижного состава);
- тяжеловесные (ж/д-0,5т, водный->1т, авто->3т);
- легковесные (те грузы, 1т которых занимает объем более 2м3).
Особорежимные грузы - грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальной, строго установленной технологии. К данной группе относятся опасные грузы, скоропортящиеся грузы, живой скот и сырые животные продукты.
При учете транспортных показателей масса груза состоит из полной массы непосредственно груза (масса нетто) и массы тары (масса брутто).
Грузовые потоки представляют собой перемещение определенной транспортной массы (груза) по конкретному расстоянию, в конкретном направлении.
Грузовой поток образуется непосредственно в процессе перемещения товаров между пунктом производства и пунктом потребления.
Существует три классификации грузопотоков:
По назначению подразумевает разделение грузов по топографическому признаку. По данной классификации различают следующие виды грузопотоков: международные, межрайонные, местные и внутрихозяйственные.
По видам грузов выявляет приоритетные на данном виде транспорта виды груза. В этом случае для каждого вида транспорта выделяют номенклатуру грузов. Обычно выделяют 6-8 основных видов груза, занимающих наиболее весомое место в структуре грузопотока (ж/д – каменные уголь, водный – лесные материалы, морской - нефтегрузы)
По видам транспорта исследуется вид груза (чаще всего массовый, так как он наиболее сильно влияет на качественные показатели грузопотока), отправляемый различными видами транспорта. К примеру, приблизительно 80% нефтяных и газовых грузов транспортируется по трубопроводам.
Основные этапы транспортировки груза:
Этап I - подготовка продукции к передаче на транспорт. Начинается с момента выпуска продукции и длится до погрузки в контейнеры или подвижкой состав. Основными видами затрат на этом этапе являются эксплуатационные расходы; и капитальные вложения на затаривание груза, формирование пакетов, приобретение (аренду) поддонов или иных средств пакетирования, контейнеров и т.п.;
Этап II - подвоз грузов к терминалу магистрального вида транспорта. Затраты определяются по тому, каким образом груз доставляется к терминалу.
Этап III - транспортно-складские операции на этапе погрузки грузов. Для определения затрат на погрузочные работы необходимо определить способ выполнения этих работ и тип погрузочно-разгрузочного оборудования;
Этап IV - перевозка грузов магистральными видами транспорта. Затраты на перевозку груза определяются в зависимости от варианта транспортной схемы;
Этап V - транспортно-складские операции на этапе выгрузки грузов. Порядок расчета затрат этой группы аналогичен расчету на этапе II;
Этап VI - вывоз груза с терминала магистрального вида транспорта и доставка его на снабженческо-сбытовые базы (складские распределительные центры);
Этап VII - доставка груза с базы потребителю.
На каждом этапе процесса перевозки грузов могут варьироваться технические средства (беспакетный способ перевозки, пакетный, контейнерный, использование автомобилей разных марок или другого вида транспорта), технология и организация перевозок, поэтому показатель эффективности транспортной системы зависит от выбора управления на каждом шаге процесса перевозки.
2. Обязательным условием приема груза к перевозке является правильная маркировка. Правила маркировки грузов не зависят от вида транспорта и регламентируются Правилами перевозок грузов.
Маркировка - надписи, изображения и условные обозначения, помещенные на таре, бирках или непосредственно на товаре, необходимые для учета груза и обеспечивающие меры по сохранности при транспортировке.
В связи с этим следует наносить маркировку так, чтобы она была хорошо видна и сохранялась до конца перевозки. Различают следующие виды маркировки:
- товарная (фабричная) маркировка содержит информацию для получателя о товаре - наименование товара, название производителя, его адрес, ГОСТ и др.;
- отправительская маркировка содержит номер и число мест, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, пункт отправления и пункт назначения;
- специальная (предупредительная) маркировка содержит сведения о способе хранения и погрузочно-разгрузочных работах, производящихся с данным видом груза;
- транспортная маркировка наносится для учета и контроля за транспортировкой груза; представляет собой дробь, в числителе которой порядковый номер, присваиваемый грузу в месте приема к перевозке, в знаменателе - число мест данной отправки, рядом с дробью наносится номер грузовой накладной (500/200=345584). На тарно-штучных грузах указываются масса брутто и нетто.
3. К основным качественным характеристикам транспортной продукции относятся:
- полнота (объем) перевозки;
- скорость доставки;
- своевременность и ритмичность перевозки;
- сохранность груза во время перевозки;
- безопасность перевозки;
- уровень сервисного обслуживания.
В условиях рыночной экономики именно качество продукта или услуги является решающим фактором в конкурентной борьбе за потребителя. Рассмотрим каждый показатель конкурентоспособности более детально.
Уровень удовлетворения спроса по объему перевозок определяется как следующий коэффициент: ,
Где ∑Рtф, ∑Рtсп – соответственно фактический объем перевозок и согласованный плановый спрос на перевозки грузов за период t.
Степень ритмичности отправления и прибытия грузов: ,
Где ntф – фактическое количество поставок продукции, доставленных с соблюдением установленного нормативного интервала за период времени t;
ntо – общее количество поставок за период времени.
Степень регулярности перевозок грузов определяется так: ,
Где Рmax - максимальный объем перевозок грузов за определенный интервал времени (за месяц) в течение анализируемого периода (например, за год);
Рсред - средний объем перевозок за интервал времени того же периода.
Коэффициент, определяющий уровень скорости доставки грузов: ,
где ∑Рнф, - фактический объем перевозок грузов, доставленных грузополучателем с соблюдением нормативных сроков доставки;
∑Ро – общий объем перевозок анализируемых грузов.
Степень сохранности перевозимых грузов определяется так: ,
Где Qo - общий объем перевозимых грузов;
Qпот – потери продукции в пунктах погрузки, выгрузки и при транспортировке в сопоставимом периоде.
Коэффициенты принимают значение от 0 до 1 и вычисляются для отдельных видов транспорта и груза. Систематизация и интеграция всех показателей дает показатель, характеризующей комплексную оценку качества перевозки, который называется «колесом качества» транспортного обслуживания грузовладельцев: .
Где αоп,р,Д,сг – рейтинговые коэффициенты, учитывающие потребительские оценки отдельных показателей транспортной продукции и их взаимовлияние, которые получаются методом экспертных оценок.