Слово «личность» широко и часто употребляется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина люди нередко не разграничивают его с понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек», хотя все эти понятия различны.
Человек – это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс целенаправленного, преобразующегося воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития. Человек современного вида – высшая ступень жизни на Земле, единственный представитель семейства людей, принадлежащих к отряду приматов и входящий в класс млекопитающих. Специфическими особенностями человека, отличающими его от животных, являются прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Он обладает членораздельной речью и сознанием, способен создавать орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных свойств и качеств. Появившийся на свет младенец – индивид, но еще не личность. Следовательно, индивид – человек, который еще не состоялся как личность.
Индивидуальность – неповторимое сочетание личностных свойств и качеств человека, присущих только ему и отличающих его от других людей. Своеобразие психических свойств личности определяется неповторимостью его жизненного опыта. Индивидуальность проявляется в уникальном сочетании свойств (направленности, темперамента, характера, способностей) и качеств личности (эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных), в индивидуальном стиле деятельности (игровой, учебной, трудовой), в общении, поведении, привычках ит.д.
Личность – человек как социальное существо, наделенное сознанием, благодаря которому он способен отражать и преобразовывать мир. Личность – продукт развития общества, объект и субъект общественных отношений, совокупность психических свойств и качеств человека.
Личность является носителем психики. Поэтому изучение любых психических явлений (процессов, состояний, свойств) и изучение деятельности не может быть успешным без учета личностных особенностей. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы, психические состояния, уровень, знаний, навыков и умений, жизненный опыт, чувства, воля, во многом зависят от особенностей проявления направленности личности, темперамента, характера и способностей.
Психология изучает закономерности развития личности, а педагогика рассматривает личность как объект обучения, воспитания, развития.
Направленность личности
- это сложившаяся система знаний, взглядов, убеждений, потребностей, мотивов, целей, которая определяется мировоззрением и мотивацией деятельности человека и проявляется в его интересах, склонностях и идеалах.
Она выражается в системе наиболее существенных, жизненно важных целей, составляющих личную целеустремленность, и обуславливается преобладающими потребностями, мотивами поведения и деятельности человека.
- Важнейшим элементом направленности личности человека является мировоззрение – устойчивая система научных знаний, убеждений и взглядов на окружающий мир, на различные явления природы и общества, на объективную реальность (знания – отражение в сознании человека предметов и явлений объективной действительности, законов природы и общества; взгляды – переходная ступень от знания к убеждениям; убеждения – твердая, прочная, эмоциональная, волевая позиция).
- Направленность личности характеризуется также ценностными ориентациями – избирательным (положительным и отрицательным) отношением к материальным и духовным ценностям, и выражается в соответствующем поведении (одобрение или осуждение, критика или согласие) (ценности – предметы, явления и процессы окружающего мира, имеющие «+» или «-» ценностное значение для человека, характеризующиеся познавательными (мнения и суждения), эмоциональными (переживания) и волевыми (готовность человека к управлению своим поведением) элементами.
- Активная сторона направленности личности человека, побуждающая его к проявлению активности и целеустремленности, характеризуется мотивацией деятельности: потребностями (переживание нужды в условиях своего существования как индивида и развитие как личности), мотивами (внутренние побудительные силы, определяющие содержание целей и характер деятельности по их достижению, бывают простые, т.е. материальные, и сложные мотивы, т.е. интересы, склонности, идеалы) и целями (идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности; совокупность целей определяет целеустремленность человека).
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда существует в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.