Характеристика личности
Слово «личность» широко и часто употребляется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина люди нередко не разграничивают его с понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек», хотя все эти понятия различны.
Человек – это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс целенаправленного, преобразующегося воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития. Человек современного вида – высшая ступень жизни на Земле, единственный представитель семейства людей, принадлежащих к отряду приматов и входящий в класс млекопитающих. Специфическими особенностями человека, отличающими его от животных, являются прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Он обладает членораздельной речью и сознанием, способен создавать орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных свойств и качеств. Появившийся на свет младенец – индивид, но еще не личность. Следовательно, индивид – человек, который еще не состоялся как личность.
Индивидуальность – неповторимое сочетание личностных свойств и качеств человека, присущих только ему и отличающих его от других людей. Своеобразие психических свойств личности определяется неповторимостью его жизненного опыта. Индивидуальность проявляется в уникальном сочетании свойств (направленности, темперамента, характера, способностей) и качеств личности (эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных), в индивидуальном стиле деятельности (игровой, учебной, трудовой), в общении, поведении, привычках ит.д.
Личность – человек как социальное существо, наделенное сознанием, благодаря которому он способен отражать и преобразовывать мир. Личность – продукт развития общества, объект и субъект общественных отношений, совокупность психических свойств и качеств человека.
Личность является носителем психики. Поэтому изучение любых психических явлений (процессов, состояний, свойств) и изучение деятельности не может быть успешным без учета личностных особенностей. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы, психические состояния, уровень, знаний, навыков и умений, жизненный опыт, чувства, воля, во многом зависят от особенностей проявления направленности личности, темперамента, характера и способностей.
Психология изучает закономерности развития личности, а педагогика рассматривает личность как объект обучения, воспитания, развития.
Направленность личности
- это сложившаяся система знаний, взглядов, убеждений, потребностей, мотивов, целей, которая определяется мировоззрением и мотивацией деятельности человека и проявляется в его интересах, склонностях и идеалах.
Она выражается в системе наиболее существенных, жизненно важных целей, составляющих личную целеустремленность, и обуславливается преобладающими потребностями, мотивами поведения и деятельности человека.
- Важнейшим элементом направленности личности человека является мировоззрение – устойчивая система научных знаний, убеждений и взглядов на окружающий мир, на различные явления природы и общества, на объективную реальность (знания – отражение в сознании человека предметов и явлений объективной действительности, законов природы и общества; взгляды – переходная ступень от знания к убеждениям; убеждения – твердая, прочная, эмоциональная, волевая позиция).
- Направленность личности характеризуется также ценностными ориентациями – избирательным (положительным и отрицательным) отношением к материальным и духовным ценностям, и выражается в соответствующем поведении (одобрение или осуждение, критика или согласие) (ценности – предметы, явления и процессы окружающего мира, имеющие «+» или «-» ценностное значение для человека, характеризующиеся познавательными (мнения и суждения), эмоциональными (переживания) и волевыми (готовность человека к управлению своим поведением) элементами.
- Активная сторона направленности личности человека, побуждающая его к проявлению активности и целеустремленности, характеризуется мотивацией деятельности: потребностями (переживание нужды в условиях своего существования как индивида и развитие как личности), мотивами (внутренние побудительные силы, определяющие содержание целей и характер деятельности по их достижению, бывают простые, т.е. материальные, и сложные мотивы, т.е. интересы, склонности, идеалы) и целями (идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности; совокупность целей определяет целеустремленность человека).
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда существует в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.
Чувства и эмоции
Общение – это чрезвычайно эмоционально насыщенная деятельность, и сильные эмоции могут помешать правильно воспринимать собеседника, затруднять понимание истинных мотивов его поведения, а также приводить к конфликтам и недоразумениям.
Эмоция как психическое явление многослойна и многоуровнева. Чем проще эмоция, тем больше в ней удельный вес биологии и физиологии. Чем выше, сложнее, душевнее и духовнее эмоция, тем больше в ней социального бытия человека, а не его физиологии. Став социальным, человек не перестал быть существом также и биологическим. Эмоция – не отношение, как часто пишут в учебниках, а переживание отношения, в том числе и телесного, и душевного, и духовного.
Переживания бывают разного уровня – от эмоционально – вегетативного до нравственно – психологического, то есть душевного и духовного.
Трехуровневый подход, включающий физиологический, собственно психологический и социальный аспекты исследования природы эмоции, органично раскрывает все многообразие эмоциональной жизни человека. В рамках этого многообразия находят свое место такие разные свойства эмоций, как их изначальная амбивалентность, энергетическая и регуляторная функции, опять-таки разного уровня.
Что такое нравственно – психологические свойства личности? Это ее нравственное чувство. Как видим, с простейшего эмоционального состояния плода и младенца психика начинается, а заканчивается высшими чувствами, глубоко человечными переживаниями.
Всё, с чем сталкивается человек в свое жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Определённые отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов – человеку может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Эмоции – возбуждаемые действиями или словами субъективные переживания, которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения проявлениями.
Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь является невыносимой без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремиться утолить, слушая любимую музыку, читая книгу и т.д. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует, прежде всего, отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут некоторую информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмоций, а отражение состояния человека в этот момент – её субъективным компонентом. Чувства тесно связаны с потребностями личности. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в удовлетворении потребностей субъекта чувства можно разделить на 2 фундаментальные группы. Первую из них составляют переживания, окрашивающие сами предметы потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения некоторой потребности и наличия отвечающего ей предмета. Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, что возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. деятельности (внутренней и внешней), и выражают определённое отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим её осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.
Таким образом, чувства имеют двойную обусловленность: с одной стороны, - потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определённые свойства этого объекта. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональное переживание.
Отличительной характеристикой чувств являются их полярность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия, так и в более сложных чувствах: любовь-ненависть, радость-горе, веселье-печаль и т.д. Решающей чертой чувств являются их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определённый тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, чувства сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, что случается даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.
Ещё одной важнейшей особенностью чувств являются их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяются деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции .Человеческие чувства имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция чувств выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Оценочная, или отражательная, функция чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. В связи с тем, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию чувств. Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживаются при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определённой этической норме, что, по сути дела, реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
Коммуникативные функции чувств – это мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.
Управление своими эмоциями и чувствами
В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению:
- Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания вызывает та или иная ситуация у человека. Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва – скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.
- Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию.
- Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет). Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Лучше помогите восстановить позитивное самоотношение другими способами – без попыток побороть вас, а, например, похвалой действительных достоинств.
- Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, часто практикуемые женщинами укоры: «Я же тебе говорила…», «Ты сам виноват…» вряд ли дадут желаемый эффект (подтверждение, что она – умнее собеседника) и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желание отомстить, как правило, проистекает из чувства глубокой обиды.
Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических и физических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее любую деятельность. Существуют психологические приемы, которые позволяют приостановить и разрядить отрицательные эмоции. Рассмотрим их:
1) Всегда отделяйте человека от проблемы. Сосредоточьтесь на проблеме, ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие, потому что такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.
2) Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев.
3) Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Найдите деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и т.п.) и посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услышите в ответ: «Какая, к черту, пуговица!». Покажите: «Вот эта».
4) Вы закипели от гнева, готовы кинуть партнеру тяжелые слова, но пересильте себя: спокойно, вы уверены, вы владеете собой, улыбнитесь или представьте, какая смешная у вас улыбка.
Весьма полезны и следующие три метода самоуспокоения. Это рационализация, визуализация и релаксация.
- Метод рационализации гнева.
Этот метод требует, прежде всего, осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдете, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.
- Метод визуализации гнева.
Техника визуализации гнева учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении. Как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев.
Можно использовать следующие варианты визуализации гнева:
- Уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой;
- Постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;
- Представьте гнев, который входит в вас как пучок энергии и уходит через вас в землю;
- Придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).
- Метод релаксации гнева.
Эта техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности:
- Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять свою агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.
- Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она вначале будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, правда, весьма ироничную.
- Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за дыханием, делайте его как можно более глубоким.
- Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.
Итак, в состоянии эмоциональной напряженности не пытайтесь сразу выплескивать свои чувства на партнера, помните о том, что есть приемы, позволяющие успешно управлять своими эмоциями. Надо только стараться ими овладеть.
Воля
Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже остро и эмоционально переживаемых интересов. Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к решению стоящей перед ними задачи, или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлениями их воли.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие – активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином побудительная или стимулирующая.
Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же классу движений относится одёргивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздававшего звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови и приоткрываем рот; радуясь, начинаем улыбаться; в гневе невольно стискиваем зубы, морщим лоб и т.д.
К непроизвольному типу поведения относятся также импульсивные действия, неосознанные, неподчинённые общей цели реакции, например, на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т.д. Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени.
Ещё одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обусловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.
Таким образом, волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.
Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступает: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.
Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является возникновение побуждения и осознание цели. Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иными временем – сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.
Под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижении цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Человеку часто путём волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять проявления непроизвольной активности, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы. Поэтому воля – это ещё и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля – это способность человека управлять собой, сознательно регулировать своё поведение и деятельность.
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего – в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Обобщённой характеристикой волевого действия является и целеустремлённость. Под целеустремлённостью понимают сознательную и активную направленность личности на определённый результат деятельности. Можно сказать, что целеустремлённость является важнейшим мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств.
Рассматривая отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
На этапе побуждения волевого действия нельзя не отметить и такое качество воли, как выдержка. Она позволяет затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного действия в эмоционально напряжённой обстановке. Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения является решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения.
Важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичные люди могут сконцентрировать все свои силы на достижение целей. Настойчивость – умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели.
Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность.