Характеристика личности
Слово «личность» широко и часто употребляется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина люди нередко не разграничивают его с понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек», хотя все эти понятия различны.
Человек – это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс целенаправленного, преобразующегося воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития. Человек современного вида – высшая ступень жизни на Земле, единственный представитель семейства людей, принадлежащих к отряду приматов и входящий в класс млекопитающих. Специфическими особенностями человека, отличающими его от животных, являются прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Он обладает членораздельной речью и сознанием, способен создавать орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных свойств и качеств. Появившийся на свет младенец – индивид, но еще не личность. Следовательно, индивид – человек, который еще не состоялся как личность.
Индивидуальность – неповторимое сочетание личностных свойств и качеств человека, присущих только ему и отличающих его от других людей. Своеобразие психических свойств личности определяется неповторимостью его жизненного опыта. Индивидуальность проявляется в уникальном сочетании свойств (направленности, темперамента, характера, способностей) и качеств личности (эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных), в индивидуальном стиле деятельности (игровой, учебной, трудовой), в общении, поведении, привычках ит.д.
Личность – человек как социальное существо, наделенное сознанием, благодаря которому он способен отражать и преобразовывать мир. Личность – продукт развития общества, объект и субъект общественных отношений, совокупность психических свойств и качеств человека.
Личность является носителем психики. Поэтому изучение любых психических явлений (процессов, состояний, свойств) и изучение деятельности не может быть успешным без учета личностных особенностей. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы, психические состояния, уровень, знаний, навыков и умений, жизненный опыт, чувства, воля, во многом зависят от особенностей проявления направленности личности, темперамента, характера и способностей.
Психология изучает закономерности развития личности, а педагогика рассматривает личность как объект обучения, воспитания, развития.
Направленность личности
- это сложившаяся система знаний, взглядов, убеждений, потребностей, мотивов, целей, которая определяется мировоззрением и мотивацией деятельности человека и проявляется в его интересах, склонностях и идеалах.
Она выражается в системе наиболее существенных, жизненно важных целей, составляющих личную целеустремленность, и обуславливается преобладающими потребностями, мотивами поведения и деятельности человека.
- Важнейшим элементом направленности личности человека является мировоззрение – устойчивая система научных знаний, убеждений и взглядов на окружающий мир, на различные явления природы и общества, на объективную реальность (знания – отражение в сознании человека предметов и явлений объективной действительности, законов природы и общества; взгляды – переходная ступень от знания к убеждениям; убеждения – твердая, прочная, эмоциональная, волевая позиция).
- Направленность личности характеризуется также ценностными ориентациями – избирательным (положительным и отрицательным) отношением к материальным и духовным ценностям, и выражается в соответствующем поведении (одобрение или осуждение, критика или согласие) (ценности – предметы, явления и процессы окружающего мира, имеющие «+» или «-» ценностное значение для человека, характеризующиеся познавательными (мнения и суждения), эмоциональными (переживания) и волевыми (готовность человека к управлению своим поведением) элементами.
- Активная сторона направленности личности человека, побуждающая его к проявлению активности и целеустремленности, характеризуется мотивацией деятельности: потребностями (переживание нужды в условиях своего существования как индивида и развитие как личности), мотивами (внутренние побудительные силы, определяющие содержание целей и характер деятельности по их достижению, бывают простые, т.е. материальные, и сложные мотивы, т.е. интересы, склонности, идеалы) и целями (идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности; совокупность целей определяет целеустремленность человека).
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда существует в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.
Чувства и эмоции
Общение – это чрезвычайно эмоционально насыщенная деятельность, и сильные эмоции могут помешать правильно воспринимать собеседника, затруднять понимание истинных мотивов его поведения, а также приводить к конфликтам и недоразумениям.
Эмоция как психическое явление многослойна и многоуровнева. Чем проще эмоция, тем больше в ней удельный вес биологии и физиологии. Чем выше, сложнее, душевнее и духовнее эмоция, тем больше в ней социального бытия человека, а не его физиологии. Став социальным, человек не перестал быть существом также и биологическим. Эмоция – не отношение, как часто пишут в учебниках, а переживание отношения, в том числе и телесного, и душевного, и духовного.
Переживания бывают разного уровня – от эмоционально – вегетативного до нравственно – психологического, то есть душевного и духовного.
Трехуровневый подход, включающий физиологический, собственно психологический и социальный аспекты исследования природы эмоции, органично раскрывает все многообразие эмоциональной жизни человека. В рамках этого многообразия находят свое место такие разные свойства эмоций, как их изначальная амбивалентность, энергетическая и регуляторная функции, опять-таки разного уровня.
Что такое нравственно – психологические свойства личности? Это ее нравственное чувство. Как видим, с простейшего эмоционального состояния плода и младенца психика начинается, а заканчивается высшими чувствами, глубоко человечными переживаниями.
Всё, с чем сталкивается человек в свое жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Определённые отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов – человеку может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Эмоции – возбуждаемые действиями или словами субъективные переживания, которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения проявлениями.
Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь является невыносимой без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремиться утолить, слушая любимую музыку, читая книгу и т.д. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует, прежде всего, отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут некоторую информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмоций, а отражение состояния человека в этот момент – её субъективным компонентом. Чувства тесно связаны с потребностями личности. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в удовлетворении потребностей субъекта чувства можно разделить на 2 фундаментальные группы. Первую из них составляют переживания, окрашивающие сами предметы потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения некоторой потребности и наличия отвечающего ей предмета. Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, что возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. деятельности (внутренней и внешней), и выражают определённое отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим её осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.
Таким образом, чувства имеют двойную обусловленность: с одной стороны, - потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определённые свойства этого объекта. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональное переживание.
Отличительной характеристикой чувств являются их полярность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия, так и в более сложных чувствах: любовь-ненависть, радость-горе, веселье-печаль и т.д. Решающей чертой чувств являются их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определённый тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, чувства сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, что случается даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.
Ещё одной важнейшей особенностью чувств являются их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяются деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции .Человеческие чувства имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция чувств выражается в обобщённой оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Оценочная, или отражательная, функция чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. В связи с тем, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию чувств. Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживаются при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определённой этической норме, что, по сути дела, реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
Коммуникативные функции чувств – это мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.
Управление своими эмоциями и чувствами
В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению:
- Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания вызывает та или иная ситуация у человека. Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва – скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.
- Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию.
- Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет). Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Лучше помогите восстановить позитивное самоотношение другими способами – без попыток побороть вас, а, например, похвалой действительных достоинств.
- Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, часто практикуемые женщинами укоры: «Я же тебе говорила…», «Ты сам виноват…» вряд ли дадут желаемый эффект (подтверждение, что она – умнее собеседника) и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желание отомстить, как правило, проистекает из чувства глубокой обиды.
Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических и физических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее любую деятельность. Существуют психологические приемы, которые позволяют приостановить и разрядить отрицательные эмоции. Рассмотрим их:
1) Всегда отделяйте человека от проблемы. Сосредоточьтесь на проблеме, ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие, потому что такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.
2) Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев.
3) Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Найдите деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и т.п.) и посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услышите в ответ: «Какая, к черту, пуговица!». Покажите: «Вот эта».
4) Вы закипели от гнева, готовы кинуть партнеру тяжелые слова, но пересильте себя: спокойно, вы уверены, вы владеете собой, улыбнитесь или представьте, какая смешная у вас улыбка.
Весьма полезны и следующие три метода самоуспокоения. Это рационализация, визуализация и релаксация.
- Метод рационализации гнева.
Этот метод требует, прежде всего, осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдете, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.
- Метод визуализации гнева.
Техника визуализации гнева учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении. Как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев.
Можно использовать следующие варианты визуализации гнева:
- Уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой;
- Постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;
- Представьте гнев, который входит в вас как пучок энергии и уходит через вас в землю;
- Придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).
- Метод релаксации гнева.
Эта техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности:
- Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять свою агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.
- Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она вначале будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, правда, весьма ироничную.
- Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за дыханием, делайте его как можно более глубоким.
- Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.
Итак, в состоянии эмоциональной напряженности не пытайтесь сразу выплескивать свои чувства на партнера, помните о том, что есть приемы, позволяющие успешно управлять своими эмоциями. Надо только стараться ими овладеть.
Воля
Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже остро и эмоционально переживаемых интересов. Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к решению стоящей перед ними задачи, или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлениями их воли.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие – активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином побудительная или стимулирующая.
Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же классу движений относится одёргивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздававшего звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови и приоткрываем рот; радуясь, начинаем улыбаться; в гневе невольно стискиваем зубы, морщим лоб и т.д.
К непроизвольному типу поведения относятся также импульсивные действия, неосознанные, неподчинённые общей цели реакции, например, на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т.д. Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени.
Ещё одним важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Внутренние, субъективные, препятствия обусловлены поведением человека, субъекта волевого действия и могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, инертностью, просто ленью и т.д.
Таким образом, волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.
Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступает: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.
Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является возникновение побуждения и осознание цели. Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иными временем – сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.
Под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижении цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Человеку часто путём волевых усилий приходится преодолевать, ослаблять и подавлять проявления непроизвольной активности, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сложившиеся стереотипы. Поэтому воля – это ещё и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля – это способность человека управлять собой, сознательно регулировать своё поведение и деятельность.
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего – в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Обобщённой характеристикой волевого действия является и целеустремлённость. Под целеустремлённостью понимают сознательную и активную направленность личности на определённый результат деятельности. Можно сказать, что целеустремлённость является важнейшим мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств.
Рассматривая отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
На этапе побуждения волевого действия нельзя не отметить и такое качество воли, как выдержка. Она позволяет затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного действия в эмоционально напряжённой обстановке. Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения является решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения.
Важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичные люди могут сконцентрировать все свои силы на достижение целей. Настойчивость – умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели.
Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность.
Особенности проявления темперамента
Темперамент – индивидуальное психическое свойство личности, в основе которого лежат динамические особенности психических явлений, оно характеризует человека со стороны особенностей протекания его психических процессов и проявлений других свойств личности:
а) возбуждение – активность нервных клеток и центров головного мозга, на этой основе функционирует мышление, память и все другие психические процессы;
б) торможение – процесс прекращения активности нервных клеток и центров, затухания нервных связей.
Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются:
сила (показатель работоспособности нервных клеток, всей нервной системы, умение преодолевать большие психические нагрузки, сохранять заданный темп и высокое качество работы вопреки помехам);
уравновешенность (выдержанность, умение контролировать свои реакции, ровное поведение);
подвижность (скорость смены процессов возбуждения и торможения).
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 в. до н.э., впервые описал четыре типа темперамента. Он считал, что в организме человека имеются жидкости, или «соки организма»: слизь, кровь, желтая желчь и черная желчь. Темпераменты получили свое название по наименованию преобладающей жидкости:
у сангвиников преобладает кровь («сангве»),
у холериков - желтая желчь («холе»),
у флегматиков – слизь («флегме»),
у меланхоликов - черная желчь («мелайн холе»).
Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда, соответственно, и проявления темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их.
Значительный вклад в научное обоснование темперамента внес И.П.Павлов, открывший свойства нервной деятельности. Он показал, что врожденное сочетание этих свойств характеризует то, что называют темпераментом. В отличие от предшественников он взял для исследования не внешнее строение тела (немецкий психолог Э. Кречмер) и строение сосудов (П.Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг как таковой компонент, который,
во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей;
во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе;
в-третьих, испытывает на себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивает поддержание жизни в органах и тканях;
в-четвертых, является в прямом смысле этого слова органом связи организма с внешним миром.
Методом условного рефлекса И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности в зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения (сила, уравновешенность, подвижность) и выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствует определенный вид темперамента:
- сильному, неуравновешенному, подвижному типу (безудержному) соответствует холерический темперамент.
- сильному, уравновешенному, подвижному (живому) типу соответствует сангвинический темперамент;
- сильному, уравновешенному, малоподвижному (спокойному) типу соответствует флегматический темперамент;
- слабому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент.
Холерик – решительные, энергичные, инициативные, общительные, легко ориентирующиеся в обстановке, быстро схватывающие суть задачи, энергично ее решающие, способные внести «живинку» в дело, люди. В их поведении и деятельности могут проявляться отрицательные стороны: несдержанность, раздражительность, вспыльчивость. Холерик отличается неуравновешенностью, быстрой сменой настроения, с трудом сдерживает себя. В действиях и поступках бывает резок, склонен к грубости, может быть нетерпимым. Нервные процессы у холерика очень сильные, но не уравновешены, преобладает возбуждение. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерика, ярко проявляется и в его деятельности: он с увлечением и страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но запас нервной энергии быстро истощается, наступает резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезает, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпеливость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Сангвиник – подвижные, активные, впечатлительные, жизнерадостные, бодрые, общительные, легко справляющиеся с работой, быстро запоминающие учебный материал, устойчиво контролирующие свое поведение и действия, люди. Отрицательным у сангвиника может быть отсутствие усидчивости, настойчивости, он не доводит начатое дело до конца. Он быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Двойственность темперамента заключается в следующем: если раздражители быстро меняются, все время поддерживаются новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения, и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляются безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение
Флегматик - люди настойчивые, работоспособные, легко переносящие большие психические нагрузки, способные к длительному напряжению: решения принимают не торопясь, доводят до конца, уравновешены, но часто бывают медлительны, пассивны, безразличны к делам коллектива. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причины этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека-флегматика легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но для них важнее развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Меланхолик – люди с высокой чувствительностью органов чувств, восприимчивостью к воспитательным воздействиям, душевностью. Они тонко понимают людей, могут быть преданными и отзывчивыми друзьями, умеют выслушать, посочувствовать, помочь товарищу. Для него характерно отсутствие уверенности в принятых решениях, расслабленная мимика, вялые движения и жесты, низкая работоспособность, он легко раним, уязвим, мнителен, болезненно переносит и обиды и грубость, замкнут, малообщителен. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Чувства и эмоциональные состояния у людей-меланхоликов возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители этого типа склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у них тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке они чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развить и совершенствовать свойственным им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Каждая специальность предъявляет свои требования к будущему профессионалу и от темперамента зависит многое. Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под постоянным контролем. Невыдержанность, резкость в обращении с ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку и встречать противодействие коллектива (преподавателей). У сангвиника имеет смысл периодически пробуждать чувство ответственности за дело (учебу), поступки, проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического контроля, в некоторых случаях повышенной взыскательности. По отношению к меланхолику особенно недопустима резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, т.к. это ранимый темперамент.
Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, могут ускориться или замедлиться их переключением. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
Психологические особенности характера
Характер - это свойство личности, определяющее поведение человека, накладывающее отпечаток на все действия и поступки и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе.
Отношение к окружающему миру основано на системе знаний, взглядов и убеждений, различают принципиальных (убежденные – целеустремленные, последовательные в делах и поступках, ответственные) или беспринципных (не убежденные – непоследовательные в высказываниях, поступках, отсутствие четкой позиции, поступки определяются узколичными целями и мотивами).
По отношению к деятельности, труду характеры бывают деятельные (активные – стремятся овладеть знаниями, навыками и умениями, их цели отвечают общественным интересам, трудолюбивы, настойчивы) и бездеятельные (пассивные – пассивные, безразличные, уклоняющиеся от выполнения заданий, равнодушные к труду).
По отношению к другим людям характер может быть общительным (хорошие взаимоотношения с товарищами, положительно влияющий на сплочение коллектива) и замкнутым (робкий, не доверяющий людям).
По отношению к самому себе характеры делятся на альтруистические (бескорыстные, готовые жертвовать для других своими личными интересами, скромные, правильно оценивающие себя) и эгоистические (чрезмерно себялюбивые, тщеславные, завистливые, возвеличивающие свою персону).
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способностях реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.
В состав характера входят следующие основные черты личности:
во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные качества;
во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также альтернативные им. В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека;
в-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия – интроверсия; спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразие сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяют его отнести к определенному типу.
Характер необходимо оценивать по следующим признакам:
- сила (характер может быть сильным и слабым. Человек с сильным характером отчетливо видит свои цели, настойчиво добивается их осуществления, проявляет сильную волю, принципиально и открыто оценивает свои поступки и поступки коллег, последовательно ведет себя в сложных условиях. Слабовольные, слабохарактерные люди непоследовательны в своем поведении, отступают перед трудностями, легко меняют свои взгляды и убеждения);
- устойчивость (устойчивый – цельный и неустойчивый – противоречивый. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему взгляды, убеждения, отношения, мысли, чувства, привычки, действия, поступки, поведение легко предсказуемо, на него можно положиться. Человек с неустойчивым характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, желаний и поступков, поведение непредсказуемое);
-проявление в нем волевых (решительность, настойчивость, самостоятельность), эмоциональных (впечатлительность, горячность, вспыльчивость, безразличие) и интеллектуальных черт (любознательность, сообразительность, находчивость, дальновидность, расчетливость).
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Приведем некоторые из них.
Карл Юнг (швейцарский психиатр и психолог) предложил классификацию типологий характеров в зависимости от врожденной психической структуры и выделил 4 основных типа характера:
1) экстравертный (не терпит одиночества, любит коллектив)
интровертный (замкнутый);
2) рационалистический: мыслительный (логик) – эмоциональный (чувственный);
иррационалистический: ощущающий (сенсорный) – интуитивный (бессознательный).
Э. Кречмер (немецкий психиатр и психолог) выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела и конституции типа характера:
1) атлетический тип характера (превосходная мускулатура, рост высокий, плотная, высокая голова…жесты и мимика скупые, довольно трудно чем-либо удивить, стремятся доминировать в обществе);
2) астеничный тип характера (высокий рост, узкие плечи, бледная кожа…работоспособен, медлителен, трудно идет на контакты с людьми, их характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников – мужчин. Женщины этого типа, кроме этого, часто и малорослы);
3) пикнический тип характера (средний или маленький рост, склонны к полноте, короткая шея, движения плавные, общительны, оптимистичны, легко приспосабливаются к людям, мягкосердечны, легко утомляются, не в состоянии долго заниматься одним делом. Отличается сильно развитыми внутренними полостями тела – головы, груди, живота, склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.)
Существует тесная взаимосвязь между характером человека и его привычками, которые представляют собой автоматизировано выполняемые действия, ставшие потребностью. Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Итак, характер не является врожденным свойством личности. Он формируется и развивается в процессе активной деятельности под воздействием социальной среды и воспитания.
Общая характеристика способностей
Способности – это свойство личности, заключающееся в той быстроте, с которой необходимые для данной профессии процессы, свойства и образования могут быть развиты, это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.
Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и всё развитие личности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельности не тождественны друг с другом. Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере её освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.
Способности можно разделить на актуальные и потенциальные:
- потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условиях.
- актуальные способности реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.
Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
В психологии принято различать способности:
- общие – это возможность быстрого развития индивидуально-психологических особенностей человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности (способности и игре, общению), эти способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности;
- специальные - это возможность быстрого развития тех психологических особенностей, которые позволяют достичь высоких результатов в выполнении конкретного вида деятельности (художественные, музыкальные способности), они помогают достичь высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной ит.д. Специальные способности органически связаны с общими или умственными, способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь, развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллекта);
- частные - это возможность быстрого развития отдельных психических познавательных процессов, органов чувств (хорошая память, внимание, воображение, гибкость ума, наблюдательность). Такие способности присущи не всем людям, они являются способностями к определенной профессиональной деятельности.
Способности могут развиваться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню или масштабу. Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность». Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большей степени связано с репродуктивной, производительной деятельностью. Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.п.). Высший уровень развития способностей называют гениальностью.
Благоприятное сочетание общих, специальных и частных способностей, позволяющих достигать успехов в деятельности, называется одаренностью. Высокая степень одаренности – талант, позволяет добиться выдающихся результатов в выбранной области деятельности (юридической, экономической и т.д.) Гениальность проявляется в выдающихся достижениях, имеющих исключительное общественное значение, в нескольких видах деятельности.
С помощью способностей происходит быстрое, легкое, глубокое прочное овладение знаниями, умениями, навыками, способности следует отличать от склонностей, т.е. стремления заниматься определенной деятельностью. Следует стремиться к тому, чтобы потенциальные способности (задатки) стали актуальными (реализованными).
Чтение характера: лицо, невербальное поведение, почерк
Давно замечено, что характер – своего рода «скелет личности», выражение его индивидуальности проявляется не только в поступках, устойчивых формах и линиях поведения. Характер отражается и во внешнем облике человека, и в специфических, чаще неосознанных поведенческих реакциях. На протяжении всего развития психологической науки о характерах и особенностях личности (характерологии) прослеживается стремление наметить пути дешифровки черт характера и по внешним признакам диагностировать его носителя. В разное время приобретали большую известность физиогномика лица, графология и другие методы практического распознавания ведущих черт характера. Однако, каждый метод неизменно обнаруживал свою ограниченность, недостаточную результативность, поэтому подвергался жесткой критике. Но неизменным оставалось положение о том, что характер имеет отражение во внешнем проявлении. Более того, в настоящее время он приобретает особую актуальность и новое содержание.
Переход к рыночным отношениям сопровождается резким преобразованием психологических основ управленческой работы, а также деловых и межличностных связей. Феномен психологической проницательности привлекает внимание руководителей, менеджеров разного уровня, государственных служащих, журналистов, работников правоохранительных органов, учителей, которые сталкиваются с проблемой незащищенности, утраты доверия и социального отчуждения. Проницательность рассматривается как ценнейшее личностно-деловое качество. Но процесс приобретения этого качества можно упростить и ускорить, если опираться на накопленные в этом направлении специальные знания.
В последние годы предпринят опыт обобщения старых и новых материалов по данной проблеме и выделения психологии проницательности как отдельной области практической психологии. В.Г. Зазыкин в работе «Психология проницательности» представил методические разработки автора. Основу проницательности составляют наблюдательность и умение анализировать внешние проявления с применением конкретных методов, в частности, для распознавания ведущих черт характера В.Г. Зазыкин привлекает в практическую психологию наиболее информационные методы чтения характера.
Методы физиогномики широко использовались уже в Древнем Китае и Японии для характеристики и предсказания жизненного пути. По выражению и цвету ставились также и медицинские диагнозы. Платон и Аристотель предлагали во внешнем облике человека находить сходство с каким-нибудь животным и по аналогии толковать черты характера. В.Г. Зазыкин обобщил классические и новейшие материалы по физиогномике и составил следующую классификацию:
Форма лица.
- продолговатое лицо с очертаниями прямоугольника – способность управлять другими, организаторские качества, стремление следовать выработанным нормам поведения.
- треугольное лицо – высокий интеллект, стремление к самообновлению, повышенная чувствительность.
- круглое лицо – доброжелательность, приветливость, уступчивость.
- квадратное лицо – решительность, доминированность, целеустремленность, упрямство, склонность к силовым способам решения проблем.
Форма лба.
- высокий и широкий лоб- свидетельство ума, склонности к интеллектуальной деятельности.
- низкий угловатый, скошенный лоб говорит о низком интеллекте.
- узкий лоб при низкой линии волос – посредственность «натуры».
- круглая линия волос при высоком лбе – независимость характера.
Форма подбородка.
- широкий подбородок – выраженные волевые качества, склонность решать проблемы волевым путем.
- закругленный подбородок – чувствительность, разумность.
- острый подбородок – хитрость, хороший потенциал предринимательских качеств.
- выдающийся вперед подбородок – уверенность, волевые качества, заносчивость.
- скошенный вниз подбородок – недостаток волевых качеств, иногда «трудный характер».
- раздвоенный подбородок у мужчин – индикатор страстной натуры.
Форма ушей.
- большие и твердые уши – долгая жизнь.
- красивая форма ушей – хорошие душевные качества.
- сильно развитая верхняя часть уха – незаурядный ум.
- развитая средняя часть уха – индикатор потенциала личностных качеств.
- развитая нижняя часть уха – здоровые и сексуальные потенции.
- верхняя часть уха заострена, «лисы ухо» - хитрость, изворотливость.
Форма носа.
- длинный нос – выраженная неординарность, индивидуальность.
- короткий нос (слегка вздернутый) – оптимистичность, дружелюбие и сексуальность.
- тонкий нос с горбинкой – гордость, упрямство.
- кончик носа наподобие клюва – мстительность.
Глаза.
- блестящие глаза – высокая энергетика, высокий потенциал нравственного саморазвития.
- потухшие глаза – слабость, угасание, печаль, нездоровье.
- большие, «сияющие глаза» - креативность личности.
- маленькие глаза – низкая восприимчивость.
Невербальное поведение:
- неуверенность, нервозность – покашливание, частая зевота, ерзанье на стеле, постукивание ногой о стол, отведение взгляда от собеседника.
- скрываемая психическая напряженность – крепко сжатые руки, пальцы, потирание рук, манипулирование авторучкой, поглаживание шеи, расстегивание воротника, готовность встать и пройти по комнате; у курильщиков – упорное желание часто закуривать и гасить сигареты.
- агрессия – сжатые кулаки, швыряние предметами, «указующий перст» на оппонента, хлопанье дверью и т.п.
- закрытость – скрещенные на груди руки, «поза замка», скрещивание ног, откидывание к спинке стула или посадка «верхом» со скрещенными руками, прикрывание рта руками, наклон корпуса от собеседника, отведение глаз в сторону.
- уверенность – хорошая осанка, соединение рук за спиной, неспешное расхаживание «взад и вперед», соединение пальцев обеих рук «куполом» и поднимание их до уровня глаз, наклон корпуса вперед.
- готовность к диалогу, взаимодействию – посадка на край стула, наклон корпуса вперед к собеседнику, расстегнутый пиджак, жестикуляция у лица, внимательный взгляд, доброжелательная интонация, руки часто протягиваются вперед или немного в сторону, ладони открыты, круговые движения рук.
Виды почерка:
- твердый почерк – энергия, независимость, самоуверенность.
- бледный почерк – слабая воля, неуверенность.
- легкий, бледный, сухой почерк – осторожность, подозрительность, нервозность.
- быстрый и легкий почерк – деятельность, влюбчивость, эгоцентричность.
- медленный, как бы тянущийся – пассивность, леность.
- размашистый почерк – великодушие, расточительность.
- чересчур размашистый – беззаботное отношение к себе, своим делам, обязанностям, другим людям.
- крупный почерк – открытость, эмоциональность, великодушие, доброта.
- сжатый почерк – скупость, подозрительность, упрямство, придирчивость.
- мелкий почерк – замкнутость, скрытость. Если строка поднимается – самолюбие, практичность. Если опускается – скупость, привычка все экономить.
- неразборчивый, сбивчивый мелкий почерк, но строка ровная – дипломатичность, независимость.
- разорванный, дрожащий - болезнетворность, депрессивное состояние, старость.
- простой без завитушек – скромность, простота.
- строгий правильный почерк – аккуратность, ясность, последовательность, формализм.
Наклон букв:
Наклон вправо – чувствительность, дисциплинированность, склонность к откровенности.
Наклон влево – упрямство, недоверие.
Влево, сжатый или размашистый – непостоянство.
Вертикальный почерк – точность, выносливость, неприхотливость, самообладание.
Виды букв:
Буквы в словах слиты – способность, мечтательность.
Раздельное написание букв – рассудительность, но беспокойство
Отрывистые неровные буквы – сообразительность.
Причудливое написание букв - своеобразие характера, возможно, кокетство.
Виды строк:
Строка летит вверх – оптимистичность, целеустремленность, тщеславие.
Строка падает вниз – мечтательность, нерешительность, осторожность.
Ровная строка – выдержанность, последовательность.
Строка параболой – поспешность, склонность к неожиданным решениям.
Строка синусоидная – психические отклонения.
В заключение еще раз следует отметить, что характер – это глубокое, емкое психологическое образование. Стержень его, согласно и традиционным, и новейшим представлениям, составляют врожденные нравственно - духовный побуждения человека. Проявления характера многоплановы, но ведущими, определяющими являются поступки, осознанные линии поведения.
Вопросы для самоконтроля:
- Какие отличительные признаки характеризуют понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»?
- Играют ли роль природные предпосылки в формировании личности?
- Кто является носителем индивидуальности?
- Какие виды чувств и эмоций существуют?
- Что такое «воля», «волевой акт», «волевой процесс»?
- Что такое «способности» и какова их структура?
- Чем отличаются «способности», «задатки», «склонности», «одаренность», «талант», «гений»?
- Что такое «темперамент», типы темперамента?
- Классификация характеров (по Аристотелю, Э. Кречмеру, К.Юнгу, А.Е.Личко и т.д.)
- Как происходит формирование характера?
Литература:
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная психология на Западе/теоретическая направленность. – М.: изд-во Москва, 1987, 271 стр.
- Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.
- Бодалев А.А. Личность и общение. – М.:Педагогика, 1983, 271 стр.
- Васильев И.А., Тихомиров В.К. Эмоции и мышление. – М.: изд-во МГУ, 1980, 192 стр.
- Величковский Б.М. Внимание и сознательный контроль / Современная когнитивная психология. – М., 1982.
- Гиппенрайтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Изард К.Э.Психология эмоций. – М.: Питер, 2003, 464 стр.
- Кадиров Б.Р. Способности и наклонности. – Ташкент. 1990.
- Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1970, 391 стр.
- Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2004, 352 стр.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Т1-Ростов-на-Дону:Феникс,1996, 415 стр. Т2- Ростов-на-Дону:Феникс,1996, 411 стр.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. –М., 1986.
- Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Бах-рах-М, 2002, 640 стр.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности. – М.:Апрель-Пресс; Эксмо-Пресс,2000, 591 стр.
- Теории личности в западно - европейской и американской психологии: Хрестоматия / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бах-Рах ,1996, 479 стр.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности – М., 1989.
- Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер.Личность. – М., 1984.