Содержание исследования рынка товаров предполагает решение трех задач
1. Оценка рыночного окружения: состояние реальной коньюктуры рынков, конкурентная стратегия и коммерческие условия.
2. Выявление структуры спроса и предложения, их сбалансированность
3. Выработка альтернативных решений по обследуемым объектам и их использование в прогнозируемом периоде
Комплексное исследование рынка предполагает проведение работы в следующих направлениях:
- Изучение покупателей и мотивов покупок. Она способствует тому, чтобы нужный товар оказался в нужном месте, в нужное время и по нужной цене. Это информация:
- кто является потенциальным покупателем,
- численность обслуживаемого населения, его половозрастной состав, уровень доходов, покупательская способность, обеспеченность товарами;
- место жительства, национальные традиции, образ жизни, типы покупателей, мотивы покупок.
Для выделения основных сегментов рынка
- Изучение требований рынка к товару, т. е. требований конечных покупателей к потребительским свойствам товара и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. Эта информация помогает повышать конкурентоспособность товара.
Она позволяет узнать, насколько товар удовлетворяет запросы покупателей, нуждается ли товар в рекламе, устраивает ли уровень сервисного обслуживания, упаковка товара и др.
Изучив товар, коммерческая служба максимально точно определит его позицию на рынке, пути продвижения, методы продажи и стимулирования сбыта. Эта информация дает возможность формировать такую номенклатуру выпуска, которая дает возможность получать максимальную прибыль.
- Определение потенциала и емкости рынка. Потенциал рынка определяется емкостью и перспективами развития. Потенциал рынка для конкретного товара включает существующий рынок (используемый) и возможный (не используемый). Емкость рынка может быть потенциальной и реальной. Потенциальная емкость рынка – возможный объем сбыта товаров в течение определенного времени. На показатель емкости товарного рынка оказывают влияние следующие факторы:
- изменение товарных цен, - модернизация продукции, выпуск новой продукции,
- организация послепродажного обслуживания,
- улучшение организации сбыта и качества сбытового аппарата,
- правильный выбор каналов сбыта, - грамотная реклама, - стимулирование сбыта.
Показатель емкости товарного рынка определяется так:
Е = П + О – Э + И,
Где Е – емкость товарного рынка,
П – производство товара за определенный период,
Э,И – соответственно экспорт и импорт за определенный период,
О – остаток товарных запасов на начало периода.
Определение емкости рынка позволит установить, какую долю рынка может завоевать данное предприятие для каждого из выпускаемых товаров.
- Исследование конкурентной среды.
При изучении потенциальных конкурентов целесообразно получить такую информацию:
- позиции конкурентов на рынке, имидж, доля рынка,
- характеристика предлагаемых конкурентом товаров,
- виды и характер оказываемых услуг,
- практика рекламной деятельности,
- система товародвижения,
- коммерческие условия договоров поставки, предлагаемые конкурентами.
- Изучение потенциальных возможностей предприятия. На основе этой информации можно оценить сильные и слабые стороны деятельности фирмы, определить ее реальные цели и задачи, пути совершенствования ее коммерческой деятельности, разработать коммерческую стратегию. Оценка потенциальных возможностей предприятия предполагает изучение следующей информации:
- экономический потенциал фирмы, финансовое положение,
- анализ товарной номенклатуры, рентабельности каждого вида продукции,
- материально-техническая база фирмы,
- научно-технический потенциал и кадровый состав фирмы и др.
- Изучение конъюнктуры рынка, которое включает анализ спроса и предложения на рынке и его сегментах, уровня цен и ценовой эластичности спроса, степени и условий рыночной конкуренции. Эта информация необходима для принятия решений на всех уровнях коммерческой деятельности: стратегическом, тактическом и оперативном.
Результаты дают возможность предприятию продавать производимые товары по более выгодным ценам, а также увеличивать или сокращать выпуск товаров в соответствии с ожидаемыми рыночными условиями.
Конъюнктура товарного рынка – это сложная экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением между спросом, предложением, а также уровнем цен и товарных запасов.
Конъюнктура рынка и факторы, ее образующие.
Слово «конъюнктура» означает условия, влияющие на какие-либо процессы.
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых осуществляет свою деятельность предприятие на определенном отрезке времени и под влиянием спроса, предложения цены и конкуренции (ценовой и неценовой).
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, факторов, под влиянием которых складывается определенное соотношение между спросом и предложением.
Конъюнктура рынка постоянно меняется и требует постоянного изучения. Все факторы, влияющие на конъюнктуру, делят на факторы спроса, предложения, цены, условий рынка и внеэкономические.
Факторы спроса: потребности в товаре, уровень покупательной способности, мотивы покупок, сезонные колебания спроса и др.
Спрос – это потребность в товаре, обеспеченная деньгами. Различают следующие виды спроса:
- сформировавшийся – население желает удовлетворить в данный момент и может оплатить;
- твердосформулированный – население желает приобретать только определенные товары,
- неудовлетворенный – недостаточное товарное предложение, просчеты в продвижении товара,
- альтернативный – товар может быть заменен на аналогичный по назначению,
- импульсный – покупка не планируется и происходит под воздействием рекламы, удачного размещения товара.
Факторы предложения определяются объемом, ассортиментом и качеством производимой продукции, возможностями увеличения объема производства.
Факторы цены: уровень цен на рынке, соотношение цен на различные товары, цены на товары-заменители, издержки производства, налоги и дотации.
Условия работы на рынке: месторасположение рынка, его емкость, степень открытости, степень насыщенности товарами, конкурентная среда, транспортные условия, уровень рекламной работы предприятия и др.
Внеэкономические факторы: стихийные бедствия, засухи, неурожай, внезапные постановления правительства и др.