Вопрос, как начать сочинение, волнует не только школьников. В некоторых вузах России за итоговую творческую работу добавляют баллы к ЕГЭ. По критериям университета оценивают ее соответствие теме, логичность повествования и качество письменной речи.
Скучное вступление отбивает желание читать дальше и вникать в суть. Оно должно быть по максимуму интригующим, побуждать желание прочитать этот текст до конца.
Содержание:
Алгоритм написания сочинения
Соблюдение грамотности - не единственный способ получить отличную оценку. Можно написать грамотный текст, но если части текста между собой логически разорваны и непоследовательны, то они превратят сочинение в сложное для понимания произведение. Низкий балл за сочинение в итоге не заставит себя долго ждать.
Замысловатые фразы затрудняют восприятие информации. Сухое повествование сделает творческую работу похожей на доклад. Как найти золотую середину, и создать увлекательное сочинение, написанное простым и легким языком? Можно воспользоваться следующими рекомендациями, которые станут основой для создания авторского текста:
- Вступительная часть. 3-5 предложений бывает достаточно для завязки повествования. Содержание вступления зависит от поставленной темы. Второй абзац сочинения стоит начать с постановки главного вопроса.
- Озвучивание проблемы. Можно написать, что современная литература не уступает по качеству произведениям классиков. Сочинение в итоге превратится в банальную копирку чужих мыслей. Интереснее привести конкретный пример и высказать собственную точку зрения по поставленному вопросу.
- Мнение экспертов. Эту часть сочинения можно при желании опустить с разрешения преподавателя. Ведь речь не идет об аналитической статье. Цитаты - совершенно другое дело. Их часто используют на протяжении всей работы.
- Озвучивание авторской позиции. Сочинение никогда не приравнивалось к изложению чужого мнения. Не надо бояться обосновывать в основной части собственные мысли. Важно аргументировать их в тексте четко и образно.
- Заключение. Нельзя растягивать его на множество абзацев. 4-х емких предложений достаточно для подведения итогов. В заключении дают ответ на вопрос, который был озвучен при постановке проблемы.
В основной части достаточно придерживаться единой линии со вступлением.
Подготовка
Первая задача ученика - правильно выбрать тему, из предложенного учителем списка, которую он в состоянии раскрыть с максимальной полнотой. Вольная тема - наилучший вариант для написания сочинения.
Сбор материала
Начать творческое повествование нужно с подбора источников информации. Одной авторской позиции бывает недостаточно для глубокого изучения вопроса. Рабочий материал станет основой сочинения, и его нужно систематизировать.
Возможные источники информации:
- Книга. Нельзя подменять прочтение самого произведения изучением его краткого содержания в интернете. Перед написанием сочинения следует выписать выдержки из книги, способные подтвердить точку зрения автора.
- Фильм. Качественный кинематограф позволит сравнить источник с экранизацией. В сочинении на вольную тему также можно провести параллель между двумя видами искусства.
- Картина. В качестве простого примера достаточно взять иллюстрацию «Встреча Олега с кудесником» В. Васнецова. Специалисты утверждают, что картина обладает психологическим воздействием при помощи невербальных (неречевых) средств. Надо поднять и развить интересную тему, чтобы у преподавателя возник интерес к сочинению.
- Мнение экспертов. Рекомендуется рассмотреть разные точки зрения критиков. Сравнение поможет сформировать собственное мнение по выбранной теме сочинения.
- Опыт из жизни. Преподаватели оценят стремление начать сопоставление печатного слова с реальностью. Важно не перейти грань между описанием жизненного опыта и бытовыми историями.
Систематизацией материала станет составление плана сочинения. Его наличие в самой работе иногда не требуется. Достаточно на черновике сделать наброски для соблюдения четкости структуры повествования.
Сложнее написать сочинение в присутствии преподавателя, например, во время контрольной или на экзамене. Выход из создавшегося положения все же существует. При чтении разных произведений, в процессе учебы нужно интересоваться дополнительными источниками. В памяти отложится полезная информация, которая станет универсальной шпаргалкой на подсознательном уровне.
Варианты начала сочинения
Как же начать сочинение так, чтобы с первых строк привлечь внимание преподавателя? Посмотрите сначала варианты неудачного вступления. Они способны оригинальную задумку свести к нулевому результату.
Начало сочинения со следующих фраз станет однозначным провалом:
- «В данное (наше, давнее) время…», «На сегодняшний день…». Начать сочинение шаблонами означает признаться в тяге к заезженным фразам и клише. Нельзя вступительную часть превращать в выступление на митинге или научной конференции.
- «Многие считают…». Опять же сто раз пытались так начать свое сочинение выпускники на ЕГЭ. Не нужно с первых строк показывать повышенный интерес к мнению других при отсутствии собственной позиции.
- «В современном мире (обществе, социуме). Звучит солидно для аналитической статьи, где далее пойдут статистические данные. В сочинениях подсчеты и озвучивание цифр не делают. К тому же речь идет об очередной надоевшей копирке.
- «Не секрет, что…», «Давно известно, что…». Изначально пропадает интерес к сути сочинения. Если нет интриги, то не имеет смысла вчитываться в приводимые аргументы.
- «Автор произведения поднимает проблему (вопрос)…». Преподаватели уже вздрагивают от этой фразы. Их годами истязали однотипным началом сочинения. Предвзятость к создателю текста гарантирована с первых строк чтения.
Были приведены неудачные начальные фразы сочинения. Начать с них изложение собственных мыслей можно. Однако реакция преподавателя на шаблоны бывает разной.
Определение круга проблем
При желании ограничиваются постановкой одного вопроса. На него легче затем ответить при подведении итогов. Начать сочинение с нескольких вопросов - заявка на успех. Преподаватели ценят инициативу и широкое мировоззрение претендентов на высокий балл.
Правильно озвученная проблема - путеводитель всего сочинения. Начать его рекомендуется с направляющих вопросов:
- О чем (о ком) идет речь? Можно писать по учебнику, что поэзия серебряного века - это важное направление XIX - начала XX века, и при этом не стоит рассчитывать на высокий балл. Вступление получится более увлекательным, если начать его с интересных фактов, например, как образовалась эпоха «серебряного века».
- Что делать, если? Метод рассмотрения перспектив всегда срабатывает. Всем интересно узнать, что будет после принятия определенного решения. Здесь важно правильно аргументировать свою позицию, и не строить беспочвенные проекты.
- Почему именно так? Следует назвать причину возникшего вопроса (проблемы). Их может быть несколько, это осложнит написание сочинения по всем законам логики.
- Возможно ли? Начать нужно с того, что множество вопросов решаемо. Коротко описать пути выполнения задачи. Более детально их расписывают в основной части сочинения.
Озвучен минимальный круг определения проблемы. Конечное решение принимают на основе анализа выбранной темы. Первое предложение не помешает начать с фраз-вопросов: «К чему приведет…», «В чем смысл…», «Каким (какой) должен(на) быть…» и т.д.
Цитата
Выдержки из текста писателя продемонстрируют знание содержания произведения. Дополняют их цитатами из других источников, которые подходят по теме сочинения. Важно не допустить фактических ошибок и тщательно проверить достоверное воспроизведение слов другого автора или критика.
Рекомендации по этому поводу:
- Использование афоризмов. Большие фрагменты выдержек лучше не применять. Возрастает вероятность ошибки в каком-либо знаке препинания. Краткость афоризмов - их главная ценность.
- Применение пословиц и поговорок. Запомнить словесное наследие предков не составит труда. Начать писать сочинение в аудитории можно с них, если изречение подходит по смыслу.
- Озвучивание поэтических строк. Четверостишия достаточно для небольшой цитаты. Оно должно в точности соответствовать смыслу последующих предложений.
Выдержки с множеством многоточий для замены устраненных фрагментов нежелательны. Возрастает риск удаления реально важной информации в сочинении. Опять же сокращения в источниках из интернета не дают гарантию правильного варианта. Лучше ограничиться короткими выдержками, которые легко запомнить.
Лирическое размышление
Пейзажные зарисовки не должны становиться второстепенным фоном сочинения. На личные переживания это правило также распространяется. Достаточно взять в качестве примеров темы «Что помогает понять ценности жизни?», ««Вишневый сад» А.П. Чехова глазами современников».
«Пора юности… В ней закладывались мои первые впечатления об окружающем мире. Близкие люди помогали познать грань между добром и злом. Она так хрупка, что при мудрой поддержке взрослых мне удалось не стать жертвой своих амбиций. Разве в них заключаются ценности жизни?
Или все же в них, если «добро должно быть с кулаками». Меня заинтересовало стихотворение С. Куняева с поразительным выводом. Именно над строчками из него не раз приходилось задумываться. Изначально не хочется выбивать свое место под солнцем и уважение близких людей таким способом. Как же быть в итоге?»
«От вишневого сада на страницах пьесы А.П. Чехова изначально веет покоем и одновременно грустью. Шелест ветвей, проблески лучей солнца среди листьев деревьев, ненавязчивый шепот легкого ветерка… Красота, которая застыла в своем великолепии. Нам, детям поколения нанотехнологий, сложно понять слово «умиротворенность».
Писатель еще в начале XX века все заранее просчитал и кинул камень в зеркальную поверхность статичности. Им стал купец Лопахин, который близок к современным успешным предпринимателям. Спящая стихия ожила, и хочется узнать последствия нарушения покоя обывателей. Есть ли среди них те, кто смог бы громко заявить о себе в наши дни?»
В этих отрывках продемонстрирован плавный переход от введения к основной части сочинения. Вступление рекомендовано начать с трех развернутых предложений. Не запрещено заменить их на 4-5 кратких конструкций.
Краткая информация о писателе
Начать сочинение с конкретных фактов могут только знатоки биографии писателя. Сухие сведения не придадут повествованию эффектности. Грубой ошибкой станет попытка озвучивать события, которые не имеют отношения к теме сочинения.
Примером правильного оформления информации о писателе станет тема «Размышления Ф.М. Достоевского о совести в «Преступлении и наказании».
«Достоевский всегда остро реагировал на изменения в собственной жизни и окружающей действительности. Автор строил планы на роман «Преступление и наказание» в 1589 г., когда был морально надломлен каторгой. Банкротство, смерть брата и жены содействовали окончательному решению создать произведение, которое показало всю боль души автора. Он решил открыто заявить о двоякости понятия «совесть».
Аналитическое рассуждение
Обычно оно носит обобщающий характер без стремления заменить рассуждением проблему. Новой информации в аналитическом рассуждении быть не должно. Истина уже была установлена, и в коррекции не нуждается.
Среди множества вариантов подойдет характеристика определенной эпохи. Достаточно обобщить несколько периодов по одному признаку. Можно начать основную часть сочинения с противоречия.
«Что дала смена эпох в литературе? Каждое новое поколение основывалось на традициях. «Серебряный век» стал достойным наследием золотой эпохи Пушкина, Лермонтова. Не во всех случаях модерн соответствовал канонам. Футурист Крученых в своих «дыр бул щыл» старался доказать, что его новаторство превосходит по народности самого Пушкина. Кто же прав в этом случае?»
Выражение позиции автора
Начать сочинение можно с анализа писателем определенной проблемы. Речь идет о его личном мнении - и не более. Саму проблему автор произведения решить не может. Его задача - обозначить назревающий конфликт в социуме.
«Чем так не угодил современникам М.Ю. Лермонтов? Гений со скверным характером сумел вызвать ненависть у самого Николая I. Главной жизненной позицией Лермонтов считал борьбу за справедливость. Ярый противник самодержавия четко обрисовал свои принципы в поэзии. В чем же это выражалось у человека со своеобразным чувством юмора?»
Обоснование позиции
Начать сочинение с определения своей позиции, значит, изначально использовать метод противопоставления. Мнение писателя - одно, собственные выводы - другое. В некоторых вопросах они могут совпадать, что не станет причиной снятия баллов за сочинение.
Сочинение можно начать с высказываний оппонента (например, литературного критика, живущего в эпоху жизни автора). При его спорном видении действительности, выразить свое несогласие с ним и доказать правильность своих взглядов. Можно высказать свое несогласие с позицией автора. Не следует бояться критиковать классиков с точки зрения современного читателя.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» многие видят в Чацком прогрессивного человека. Его не смогло затянуть в трясину мещанское болото. Молчалина однозначно порицают, в чем критики абсолютно правы. Однако где была прозорливость умного Чацкого при влюбленности в Софью? Неужели человек с особой проницательностью станет аналогом пары Ленский-Ольга Ларина?
Начать сочинение можно любым из перечисленных способов. Важно усилить его вспомогательными словами. В их список входят фразы «в этом случае», «иными (другими) словами», «более того», «аналогично». Нельзя злоупотреблять их количеством, и тогда высший балл за сочинение гарантирован.