Во времена учебы в школах, колледжах и других учебных заведениях учащиеся сталкиваются с написанием сообщений. Этот вид работы разработан для того, чтобы научить учеников работать самостоятельно, искать информацию, анализировать ее и пересказывать. Но иногда случается так, что после указания домашнего задания преподаватель забывает рассказать, как оформить сообщение правильно. В такой ситуации приходится разбираться самостоятельно.
Содержание:
Структура сообщения
Требования к структуре сообщения у всех преподавателей одинаковые, но в редких случаях возможно включение дополнительных пунктов, таких как приложения. В данной части отображаются диаграммы, рисунки, схемы и т. п.
Стандартная структура сообщения состоит из следующих пунктов:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованной литературы.
Требования к тексту
Требования к форматированию текста установлены ГОСТом 7.32-2001:
Формат листа |
Отступы |
Шрифт |
Оформление заголовков |
Интервал между строками |
Нумерация страниц |
а4 |
верхнее, нижнее поле - 2 см левое поле - 3 см правое поле - 1 см |
times New Roman 12 или 14 кегель |
полужирный шрифт Times New Roman 14 кегель |
1,5 |
сквозная по центру внизу страницы начинается с титульного листа |
Каждая страница сообщения оформляется только с одной стороны. Для написания сообщения могут использоваться такие программы, как WordPad, Word (2007, 2010, 2013 и 2016 годов), а также Writer.
Правила написания
Понятие сообщение предполагает выступление в устной форме, краткий рассказ на определенную тему. Поэтому главной задачей человека, который его готовит, является привлечение внимания аудитории и донесение сути проекта.
Выбор темы
Если учитель не задал определенную тему, а с самостоятельным выбором возникли трудности, можно воспользоваться следующими советами:
- Выбранная тема должна быть интересной тому, кто ее готовит, поэтому хорошим вариантом станет рассказ о собственных увлечениях и хобби.
- Если не удается определиться между несколькими темами, рекомендуется выписать все варианты на лист и оценить их со стороны актуальности и сложности подбора информации.
- Сообщения на темы, к которым можно подобрать иллюстрации, графики и т.п., будут выглядеть более интересными, а значит привлекут внимание аудитории с большей вероятностью.
Оптимальная длительность выступления - 5–7 минут, поэтому материал должен быть максимально информативным и емким.
Введение
В начале текста рекомендуется рассказать о теме и цели сообщения. Поэтому первое предложение может быть таким: «В своей работе я хочу рассказать о такой профессии, как кондитер». Далее упоминается объект и предмет исследования. Значит, продолжить текст можно следующим образом: «Поэтому объектом моей работы стал человек, который занимается кондитерским делом, а предметом – техника и другие инструменты, применяемые в данной сфере». После этого указывается цель работы: «Передо мной стоит задача разобраться в тонкостях работы кондитера, а также в том, что он получает взамен выполненных обязанностей».
Кроме этого, во вступительной части сообщения рассказывается, почему выбрана именно такая тема и насколько она актуальна. Упоминается и об источниках полученной информации (книги, статьи, статистика и прочее).
Основная часть
Главный раздел сообщения - это основная часть, располагаемая между вступлением и заключением. Здесь раскрывается задумка всей работы. Если вернуться к теме о деятельности кондитера, то в этой части текста можно написать о следующих моментах:
- как получить данную профессию;
- как трудоустроиться или открыть собственное дело;
- могут ли полученные навыки пригодиться в быту;
- можно ли заниматься кондитерским делом в домашних условиях;
- какая техника нужна для выполнения качественных работ, ее ценовая категория;
- преимущества и недостатки профессии.
Чтобы привлечь внимание слушателей было проще, рекомендуется основную часть сообщения подтверждать иллюстрациями, графиками и прочими наглядными материалами.
Каждый раздел сообщения (вступление, основная часть, заключение) начинается с новой страницы.
Заключение
При оформлении заключительной части сообщения используется 5–10% информации, которая была изложена в основном разделе. Пишется она для того, чтобы закрепить полученные знания и выделить главное. Важно, чтобы текст не содержал бессмысленных слов и новой информации.
Заключение сообщения состоит из:
- анализа и структурирования материала;
- выделенной главной информации;
- ответов на поставленный вопрос;
- итогов из теоретической и практической части.
Формулирование выводов
Несмотря на то что по ГОСТу, касающемуся системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, писать выводы в сообщении не обязательно, в школьном или студенческом сообщении их наличие улучшает качество работы. При формулировке выводов автор рассказывает собственное мнение о затронутой теме, а не подает все ту же информацию в новом формате. Иными словами, выводы - это систематизация написанного материала с целью формирования собственного мнения о выбранной теме. Итоги всегда логичны и выведены из конкретного материала.
Существует 3 метода формирования выводов:
- Дедуктивный - выведение вывода из общей информации. Предполагает отдельное написание выводов для каждого параграфа.
- Индуктивный - от частных фактов к общей информации. Предполагает использование внешних информационных источников.
- На основе чужих выводов. Составление собственного вывода на основе схожих умозаключений.
Список литературы
Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям все того же ГОСТа 7.32-2001. Это значит, что при указании использованных книг необходимо прописывать их название, фамилию, инициалы авторов, место издания, издательство, год, а также количество страниц. При указании журналов и научных статей пишется фамилия и инициалы автора статьи, названия статьи и самого журнала, год издания, номер выпуска журнала и номер страницы, на которой находится статья.
Правильно оформленный список литературы всегда пронумерован и расположен в алфавитном порядке.
Образец списка использованной литературы:
- Высшее профессиональное образование / Савельев А. Я. // Восьмеричный путь - Германцы [Электронный ресурс]. - 2006. - С. 149-150. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 6). - ISBN 5-85270-335-4.
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 / Под ред. В. Г. Кинелёва. М., 1995;
- Высшее и среднее профессиональное образование в РФ. Статистический справочник. М., 2005.
Оформление
Для написания сообщений используются стандартные листы А4. С остальными требованиями все не так просто, поэтому разбираться будем по порядку.
Титульный лист
На первой странице сообщения располагается титульный лист, поэтому именно при его просмотре у преподавателя формируется первое мнение о работе. Этот раздел оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями. И согласно им, здесь должна отображаться следующая информация:
- наименование учебного заведения без сокращений;
- тип работы, т.е. слово «сообщение»;
- предмет, для которого готовился материал (в начальной школе и в некоторых других случаях не указывается);
- название темы;
- автор работы (класс, группа, фамилия и имя);
- учитель (фамилия и инициалы);
- город и год выполнения работы.
Параметры при оформлении титульного листа в программе Word:
Отступы |
Основной шрифт |
Шрифт при указании учебного заведения |
Шрифт для обозначения типа работы (слово «сообщение») |
Шрифт для указания темы сообщения |
слева - 30 мм справа - 10 мм сверху и снизу - 20 мм |
times New Roman размером 14 кегель |
times New Roman размером 12 кегель |
полужирный Times New Roman размером 28 кегель |
полужирный Times New Roman размером 16 кегель |
Образец титульного листа:
Рисунки и диаграммы
Такие вспомогательные элементы, как рисунки и диаграммы помогают аудитории сформировать четкое представление о теме сообщения. Их количество в работе может быть разным, главное, чтобы они были информативными.
По ГОСТу рисунки и диаграммы располагаются либо в основной части материала, либо в конце сообщения. При этом каждый рисунок должен быть пронумерован с помощью арабских цифр. К примеру, изображение находится во втором разделе работы, а по счету первое, тогда нужно написать «Рисунок 2.1». Подпись должна находиться под рисунком и обязательно по центру. Здесь же указывается название элемента. Пример: «Рисунок 2.1 - Классификация кондитерского оборудования».
Таблицы
Чтобы облегчить восприятие цифровой информации и сравнение некоторых показателей, рекомендуется использовать таблицы. С их помощью материал станет более аккуратным и качественным.
Если преподаватель не дал никаких указаний по поводу оформления таблиц или, напротив, сказал оформлять по ГОСТу, то вся информация, поданная в них, должна быть краткой и понятной. Изначально указывается название таблицы, то есть пишется слово «таблица», порядковый номер главы и самой таблицы. К примеру, если она расположена в первой главе, но по счету уже третья, следует написать «Таблица 1.3». Далее ставится тире и указывается название объекта. Пример: «Таблица 1.3 - Наименование оборудования и его ценовая категория». Ставится такая подпись только над таблицей слева.
Лучше всего размещать таблицу сразу же под текстом, к которому она относится, но если ее габариты не позволяют этого сделать, допускается оформление на следующей странице.
Название строк и столбцов всегда пишутся с заглавной буквы, а подзаголовки со строчной. Исключением являются сложные таблицы, в которых подзаголовки состоят из нескольких предложений. В таком случае слова, расположенные после точки, пишутся с заглавной буквы.
Если таблица не умещается на одной странице, допускается перенос второй части на следующий лист, но и эту часть нужно подписать как «продолжение таблицы».
Защита сообщения
Для защиты сообщения выделяется не более 7 минут, поэтому его автор должен четко понимать, про какие моменты нужно рассказать в первую очередь. Для этого целесообразно выделить основные тезисы и на их основе написать небольшой доклад. Его началом может стать выделение актуальности выбранной темы (до 3 предложений). Далее описывается объект исследования, о котором говорилось во введении. После берутся основные моменты из основной части и обязательно несколько предложений из выводов. Когда речь подготовлена, рекомендуется выучить ее наизусть и отрепетировать у зеркала.
Также важно понимать, что, даже если сообщение оформлено правильно и произвело хорошее впечатление на преподавателя, нужно быть готовым к дополнительным вопросам.
Качественно оформленное сообщение всегда соответствует актуальным темам, обозначает исследуемый объект и предмет, включает в себя основные разделы, а также согласуется с требованиями ГОСТа. И чтобы не испортить впечатление о такой работе, надо хорошо разбираться в выбранной тематике и уметь грамотно высказывать собственное мнение.