Министром образования и науки РФ 12 июля 2021 года был подписан Приказ № 607 «Об утверждении Порядка перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу высшего образования соответствующего уровня». Он вступит в законную силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 2028 года. В документе зафиксированы основные положения, объясняющие, как перевестись из одного вуза в другой.
В документе полностью отрегулирован перевод студента из одного высшего учебного заведения в другое, указан список необходимых документов, а также расписан по пунктам весь алгоритм действий. В Приказе указано, что нужно для перевода, и определен четкий срок, в который должен быть решен вопрос со стороны принимающего вуза. Об особенностях и нововведениях, которые ждут студентов с марта 2022 года, кратко изложено в этом обзоре.
Содержание:
- Особенности перевода в другой вуз
- Пошаговая инструкция
- Какие нужны документы
- Перевод до первой сессии
Особенности перевода в другой вуз
Прежде всего необходимо знать, в каких случаях перевод не возможен. Это относится к учебным заведениям, которые:
- прекратили свою деятельность (были реорганизованы или закрыты);
- не сумели пройти аккредитацию и лишились Лицензии на право предоставлять образовательные услуги;
- не продлили срок свидетельства о государственной аккредитации, и их Лицензия на образовательную деятельность была временно приостановлена.
В этом случае придется заново подавать документы на интересующую специальность, проходить вступительные испытания, собеседования и т.д. Также невозможно перевестись из учреждения, осуществляющего сетевые (дистанционные) образовательные услуги, в обычный институт. Под лимит попадают обучающиеся в специальных образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Решение о принятии обучающегося из вышеперечисленных учебных заведений зависит только от принимающей стороны. Университет сможет зачислить студента переводом из вуза, не прошедшего аккредитацию или прекратившего деятельность, если сочтет это возможным. Все будет зависеть от успеваемости и способностей студента. Одаренными людьми ни один вуз разбрасываться не станет.
Как перевестись с бюджета на бюджет
Для студентов других вузов все переводы осуществляются на основании закона РФ «Об образовании» и Приказа, который будет действовать с 1 марта 2022 г. по 1 марта 2028 года. Нет ограничений по поводу форм обучения и их финансовой составляющей. То есть, можно уйти с платной формы обучения одного университета на бюджет в другой, а также перевестись с бюджета на бюджет.
При последнем варианте учитываются следующие нюансы:
- Наличие свободных бюджетных мест. При их отсутствии можно пока занять вакантное платное место, а после успешно сданной сессии ходатайствовать о переводе на бюджет.
- Получение претендентом первого высшего образования. По закону, второе и последующее обучение в вузах платное для всех, кроме детей-сирот. И то не всегда.
- Если общая продолжительность обучения не будет превышать более чем на один учебный год срока освоения образовательной программы, на которую он переводится. Сроки по каждой специальности установлены Федеральным законом «Об образовании», образовательными стандартами для учебных программ, требованиями, которые учебные заведения разрабатывают самостоятельно.
Другими словами, каждый человек знает, что имеет право перевестись на бюджетное место. Для этого нужно узнать в учебной части/деканате/ректорате, или на сайте вуза о наличии свободных мест, а также почитать правила, принятые высшим учебным заведением. Они публикуются в отдельной рубрике, например, «Официальные документы», «Сведения об образовательной организации», «Об университете» и т. п. Количество мест, оплачиваемых государством, можно узнать из мониторинга, который публикуется в разделе «Абитуриентам».
Причины для перевода
У каждого студента существует индивидуальная причина для перевода в другой вуз. Они носят личный характер, например, плохие отношения с преподавательским составом. Или объективные, которые, кроме лишения лицензии и аккредитации, в основном, учитываются при рассмотрении заявлений. К ним относятся:
- Переезд. Это более чем объективный повод обратиться в другой вуз с просьбой рассмотреть свою кандидатуру на вакантное место. Практически каждый человек желает получать высшее образование поближе к дому. В этом случает не надо тратиться на съемное жилье и проезд. Университету тоже плюс - не надо предоставлять общежитие. Кстати, с этим у многих образовательных учреждений возникают в последнее время реальные проблемы.
- Проблема с будущим трудоустройством заставляет молодых людей мигрировать в другие регионы, где есть реальный рынок труда. Окончить вуз по специальности, которая в силу нескольких причин оказалась не востребованной в регионе, значит напрасно потратить время на ее получение. Такое случается, если предприятия той или иной отрасли уходят с территории или перепрофилируют производство. Большим спросом в этом отношении пользуются московские финансово-юридические университеты. С их дипломом можно найти работу в любом регионе, и не только нашей страны.
- Низкий уровень подготовки. Это субъективная причина, имеющая свои объяснения. Серьезный студент в состоянии проанализировать, насколько его Альма-матер состоятельна на современном образовательном рынке. Анализ строится на данных о научной деятельности вуза, количестве и качестве публикаций в специализированных журналах, наличие международных связей по обмену опытом и от многих других особенностей.
Каждый человек может перевестись и в силу других причин. Например, если выбрал не тот вуз или не может осилить учебную программу. При собеседовании в новом учебном заведении не стоит упоминать о некомпетентности преподавательского состава или плохих отношениях с однокурсниками. Такой монолог сразу поставит на претенденте клеймо кляузника, и к нему долгое время будут относиться настороженно. Наоборот, нужно хорошо говорить о преподавателях, студенческих традициях, и делать упор на объективные (лишение лицензии/аккредитации/права на образовательную деятельность) и субъективные (переезд и проблема с работой) причины.
Пошаговая инструкция
Для того, чтобы не делать лишних движений, существует пошаговая инструкция. Для начала стоит просмотреть сайт университета, чтобы выяснить, какие там имеются специальности и есть ли на сегодняшний день вакантные бюджетные места. Затем действия идут по следующему алгоритму:
- Обращение в приемную комиссию выбранного вуза с заявлением на имя ректора о переводе. При посещении необходимо иметь при себе академическую справку (о ней чуть ниже).
- Получить ответ. Обычно его дают сразу, так как в приемной комиссии точно знают о наличии вакантных мест по той или иной специальности.
- Если места имеются, то необходимо посетить деканат/кафедру выбранной специальности. Это нужно сделать обязательно, так как декан факультета должен посмотреть список пройденных студентом дисциплин, сверить их с собственным учебным планом, вывести разницу и предложить претенденту получить аттестацию по недостающим предметам. Обычно в деканате назначаются сроки, в которые включаются подготовка, консультация с ведущим педагогом и экзамен/зачет.
- Если условия перевода приемлемы, то необходимо вернуться в свой вуз, написать заявление на отчисление на имя ректора, забрать документы и подать их в приемную комиссию нового университета.
Зачисление пройдет после сдачи всех недостающих дисциплин. Чтобы не возникло проблем с отчислением из предыдущего учебного заведения по причине перевода, в новом необходимо взять справку о том, что институт согласен принять претендента в свои ряды.
Какие нужны документы
Процедура перевода делится на 2 части. Каждая из них требует определенного комплекта документов. Сначала решаются проблемы с вузом, из которого уходят. Для этого изначально запрашивается академическая справка. Она дает полную информацию о том, на каком курсе, по какой специальности учится студент, какие дисциплины он уже изучил и как по ним был аттестован. На основании этой справки факультет другого института решает, брать или не брать обучающегося, на какую форму обучения его определить - бюджетную и платную.
Происходит перевод на основании следующих документов:
- заявление об отчислении;
- справка о готовности вуза принять студента;
- академическая справка, подтверждающая уровень образования на данный момент.
В новый вуз предоставляются:
- копия паспорта;
- 6 фотографий размером 3х4 (для студенческого билета, личного дела, зачетной книжки, карточки учета);
- оригинал аттестата о среднем образовании;
- заявление о переводе;
- академическая справка;
- военный билет (для военнообязанных) или приписное свидетельство.
При зачислении издается Приказ по учебному заведению о переводе, копия которого прикрепляется к личному делу. В случае платного обучения заключается договор о предоставлении платных образовательных услуг и чек об оплате семестра.
Перевод до первой сессии
В правилах о переводе из одного вуза в другой говорится о том, что перевод в первом семестре не разрешается, и этому есть логическое объяснение. За первые полгода обучения студент не проходит аттестацию, а значит, не может получить академическую справку. Если человек понял, что неправильно выбрал вуз, то можно забрать документы и поступить на общих основаниях в период работы по приему документов. Некоторые институты продлевают срок зачисления, если не могут набрать нужное количество студентов летом. Но перейти можно только после получения первых оценок, то есть после прохождения первой промежуточной аттестации в исходной организации. Иначе говоря, не раньше, чем во втором семестре.