Томас Кун (1962) представил процесс развития научного знания как последовательность нескольких стадий: донаучная стадия - период нормальной науки - кризис - революция - новая нормальная наука - новый кризис и т. д.
Донаучная стадия развития знания характеризуется разнообразием подходов, отсутствием организации и разногласиями в объяснении результатов исследования. Затем происходит постепенное формирование новой научной дисциплины. Она приобретает вид упорядоченной системы, когда ученые, работающие в данной области знания, становятся приверженцами так называемой парадигмы.
Парадигма - это общепризнанный эталон, включающий закон, теорию, метод, оборудование, правила и стандарты научной деятельности. Она образует каркас для сооружения всего здания науки. Т. Кун под парадигмами подразумевает признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигма существует до очередной научной революции, которая ломает ее и заменяет новой.
Примерами парадигм служат Коперникова астрономия, Ньютонова механика, эволюционная биология, структурная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология и т.д.
Когда в парадигме обнаруживаются аномалии, проблемы и очевидные ошибки, сторонники нормальной науки стремятся справиться с ними, не выходя за пределы парадигмы или пытаются усовершенствовать ее. Если трудности остаются неразрешимыми, развивается кризисная ситуация, завершающаяся возникновением новой парадигмы. Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины.
На содержание современной психологии оказали влияние две парадигмы
– классическая
– постклассическая
Для классической парадигмы характерно мышление в рамках оппозиций, где субъект противопоставлен объекту, исследователь исследуемому, материальное идеальному, дух природе и т.д. Определение Декартом человека как homo sapiens (человека разумного), стало доминирующей истиной в классической науке. Декартом, Коперником и другими основателями классической западноевропейской науки и философии реальность интерпретировалась как пустое пространство, заполненное материей. Человек исключался из природы, противопоставлялся ей, а природа трактовалась, как обездушенная. В области общественного развития акцент стал делаться на техноэкономическом прогрессе.
Во второй половине двадцатого века наметился переход к «неклассической» и «постнеклассической» парадигмам, сопровождающиеся соответствующими изменениями в общественном сознании, культуре и других сферах социальной и политической жизни. Если классическая парадигма основывалась на вере во всевластие человеческого разума, принципах рационализма, существовании «объективной» истины, то к концу ХХ века акцент стал делаться на значимости изучения жизненного мира человека, отказе от мышления в рамках оппозиций, строгости и однозначности понятий. Человек становится не только объектом познания, но ключевым, исходным пунктом исследования. Данный подход, т.о., более гуманистичен. Человек воспринимается как существо биологическое, социальное и духовное (а не только как биологическое или только социальное, или только духовное). В этом и есть сущность интегрального подхода. Сегодня наблюдается отчётливая направленность гуманитариев к междисциплинарному подходу, что прослеживается во многих работах различных авторов. Общее между ними то, что они стремятся привлечь к решению научных проблем различные существующие школы психологии, социологии, педагогики и пр.