Статьи | Разное

Классификация психодиагностических методик

Психодиагностика, метод, методика

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важная форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) психодиагностика отличается объектом, предметом и используемыми методами.

Метод - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой2.

Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования)3.

Классификация методов психодиагностики

В классификации методов исследования в психологии, предложенной Б. Г. Ананьевым, психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, связанных с получением научных данных, накоплением данных.

 
Классификация методов психологии Б. Г Ананьева.

Существуют и другие классификации методов психологии, где методы психодиагностики выделяются в отдельную группу, т. е. не относятся к методам исследования (Н. Б. Гриншпун и др.).

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить психологу выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов с "диагностируемыми психическими свойствами и практическими задачами. Но полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью и могут применяться для решения разных задач. В способах овладения этими методиками и процедурах их использования имеются технологические признаки, по которым методики и группируются в операционально-технологические классификации.

Во-первых, одним из оснований такой классификации является ответ на задания методик. По этому основанию различают два вида диагностических методик:

  • методики, основанные на заданиях, которые правильного ответа не имеют; эти методики характеризуются лишь частотой и направленностью ответов (большинство личностных опросников);
  • методики, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей).

Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики:

  • вербальные методики опосредованы речевой активностью обследуемых; задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме;
  • невербальные методики включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение задания опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные).

В-третьих, фундаментом классификации психодиагностических инструментов может служить основной методический принцип.

Классификация методик по методическому принципу.

В данной классификации не рассматриваются психофизиологические аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно зарегистрированных поведенческих показателей.

Еще одно основание классификации методик - мера вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики. Все методы можно расположить на шкале, полюса которой образованы объективными тестами и диалогическими методами.

Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста, его опытности на результаты обследования. Диалогические техники, напротив, характеризуются максимальной вовлеченностью психодиагноста в процесс психодиагностики. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить ее смысл.

Характеристика основных методов психодиагностики

К основным методам психодиагностики относятся тесты, опросники, проективные методы.

Тесты

Тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования.

Различают следующие виды тестов:

  1. вербальные и невербальные (по речевому признаку);
  2. групповые и индивидуальные (по форме процедуры);
  3. интеллектуальные и личностные (по направленности);
  4. тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям).

Характеристика основных тестов

Тесты аппаратурные - тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Используются для оценки психофизиологических свойств. Достоинства этих тестов - высокая точность и объективность результатов, возможность автоматизации сбора данных, высокая валидность; недостатки - высокая стоимость оборудования, ограниченные возможности качественного анализа, отсутствие контакта с испытуемым. Аппаратурные тесты часто используются в школьной и групповой психодиагностике при групповых обследованиях уровня подготовки, достижений, профессиональных навыков, знаний.

Примеры: 
1) приборы для измерения времени реакции (реактометры и рефлексометры);
2) приборы для измерения типологических особенностей высшей нервной деятельности (прибор Хильченко).

Тестовая батарея - совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Примеры: 
1) тест интеллекта Векслера;

2)тест структуры интеллекта Амтхауэра;

3)батарея тестов общих способностей.

Тесты бланковые ("тесты карандаша и бумаги") - тип методик, предусматривающих самостоятельную работу испытуемых. Структура бланковой методики: инструкция, пример решения задачи, рабочие задания, ответный лист. Бланковая процедура используется также в тестах достижений, тестах способностей, тестах интересов. Практически все личностные опросники, диагностические анкеты, большинство групповых тестов являются бланковыми методиками.

Примеры: 
1) корректурная проба;
2)тодика незаконченных предложений;
3)следование самооценки.

Тесты вербальные - тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т. е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности.

Примеры: 
1) тесты интеллекта;
2)тесты специальных способностей;
3)тесты достижений.

Тесты групповые - тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы, испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп. Групповые тесты в основном бланковые. Особенности применения:

  1. жесткая регламентация процедуры;
  2. краткая инструкция, не требующая дополнительного объяснения;
  3. строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого;
  4. количество испытуемых - 20-25 человек.

Достоинства групповых тестов: простота применения; необязательна профессиональная подготовка человека, который проводит обследование. К числу недостатков относятся отсутствие контакта с испытуемым, невозможность качественного анализа информации, низкие надежность и валидность. В связи с этим групповые тесты относятся к разряду вспомогательных средств.

Примеры: 
1) общих способностей батарея тестов;
2) тесты интеллекта;
3) тесты достижений;
4) личностные тесты.

Тесты достижений - тип методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний.

Отличия от тестов интеллекта:

  1. отражают влияние специальных программ обучения, а не уровня общих способностей;
  2. измеряют достижения на момент обследования, а не прогнозируют будущее развитие.

Это самая многочисленная группа тестов, так как достижения могут проявляться в различных видах деятельности, при изучении разных дисциплин и разных программ.

Примеры: 
1) тест понимания научных принципов;
2) тест достижения в математике (или чтениии т. д.);
3) тест восприятия литературы.

Тесты интеллекта. Интеллект - это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект - те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Тесты интеллекта строятся в зависимости от теории интеллекта.

Примеры: 
1) тест Векслера,
2) тест Амтхауэра,
3) тестРавена,
4) школьный тест умственного развития(ШТУР).

Тесты креативности - группа методик для измерения творческих способностей личности.

Примеры: 
1) тест креативности Дж. Гилфорда;
2) тест креативности Е. Торранса;
3) методика "креативного поля" Д. Б. Богоявленской.

Тесты критериалъноориентированные - тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия, в качестве которого рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для решения той или иной задачи. Это отличие от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму).

Тесты личности - группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.

Примеры: 
1) личностные опросники,
2) любые другие методики, направленные на диагностику эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида.

Тесты практические - тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями.

Пример: прогрессивные матрицы Равена.

Тесты результативности (power-tests) - тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер.

Примеры: методики исследования личности.

Тесты скорости (speed-tests) - тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач.

Примеры: 
1) корректурная проба;
2) большинство тестов интеллекта, тестов достижений.

Тесты специальных способностей - группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации.

Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей.

Опросники

Опросники - это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью.

Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты - группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Примеры: 
1) мичиганский скрининг - тест алкоголизма; 
2) биографические опросники - группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека (уровень и характер образования, специальные навыки и другие относительно объективные показатели). Валидны для предсказания результатов деятельности в разнообразных сферах. Позволяют получить информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Разработаны в рамках субъективного диагностического подхода. Недостатки личностных опросников - возможность фальсификации ответов; низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; различия в понимании вопросов.

Данные, полученные с помощью личностных опросников, имеют вероятностно-ориентировочное значение. Поэтому опросники применяются совместно с объективными методами.

Характеристика опросников

Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт.

Пример: 16-факторный опросник Е Кеттелла 16PF.

Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности.

Примеры: 
1) личностные опросники Айзенка;
2) MMPI - Миннесотский многофакторный личностный опросник.

Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно - потребностей сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора "социальной желательности". Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы.

Примеры: 
1) "список личностных предпочтений" А. Эдвардса;
2)опросники А. Мехрабиана;
3)опросник Марлоу - Крауна для измерения мотивации одобрения, адаптированный Ю. Л. Ханиным.

Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач - определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность.

Примеры: 
1) бланк профессиональных интересов Э.Стронга (1938, США); 
2) опросник интересов Стронга - Кемпбелла.

Опросники ценностей близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов. Они характеризуются высокой надежностью и валидностью.

Пример: 
1) опросник ценности специальностей Д. Сьюпера; 
2) опросник Олпорта - Вернона - Линдсея.

Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Недостатком данного типа опросников является наличие влияния собственных установок диагноста на вопросы или утверждения опросника. Используются в основном в социально-психологических и социологических исследованиях.

Пример: опросник "Измерение установок" Л. Терстоуна.

Проективные методики

Их существенный признак - использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Проективная гипотеза: каждое эмоциональное проявление человека, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток его личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации - стимулы, побуждающие ее к активности.

Характеристика проективных методик

Конститутивные методики - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла.

Пример: тест Роршаха.

Конструктивные методики - создание из оформленных деталей осмысленного целого.

Пример: тест мира - 232 модели предметов, из которых составляется уменьшенный вариант материального мира человека.

Интерпретативные методики - истолкование какого-либо события, ситуации.

Пример: тест тематической апперцепции (ТАТ).

Катартические методики (катарсис - состояние наивысшего духовного переживания) - осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама.

Экспрессивные методики (экспрессия - выражение) - рисование на свободную или заданную тему

Пример: "Дом - дерево - человек".

Импрессивные методики (импрессия - впечатление) - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Пример: цветовой тест Люшера.

Аддитивные методики (add - добавлять) - завершение предложения, рассказа, истории.

Пример: методика незаконченных предложений.

Необходимо соотнесение "проективного материала" с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам безотносительно личности обследуемого ведет к ложным диагностическим результатам и к дискредитации методик. Для того чтобы успешно пользоваться проективными методами, необходимо знать теоретическое обоснование той или иной методики.

Резюме

Психодиагностические методики могут классифицироваться по различным основаниям: ответу (предполагающие правильный ответ и не предполагающие такового); речевому признаку (вербальные и невербальные); направленности; форме процедуры; методическому принципу, лежащему в основе методики; степени вовлеченности психодиагноста в диагностическую процедуру

К числу основных методов психодиагностики относятся тесты, опросники и проективные техники. Тест - основной инструмент психодиагностического обследования - это стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. В этом понятии объединяется множество методик, которые также можно классифицировать по ряду признаков. Основная характеристика, объединяющая различные опросники, - отсутствие правильного ответа, здесь играют роль лишь частота и направленность ответа. Существенный признак проективных методик - использование слабоструктурированного материала, с которым работает испытуемый.

Каждая группа методик, имея свои достоинства и недостатки, применяется в определенных условиях и с определенными целями. Для получения объективной психологической информации необходимо знание теоретической основы используемой методики.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское