Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Всякое производство предполагает объединение людей. Но человеческий коллектив не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания. Чтобы убедиться в успехе коммуникации (процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию) необходимо иметь обратную связь: как вас поняли, как относятся к общей проблеме.
Общение – это процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора (человека, доносящего ее), может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной:
- активизация (побуждение к действию в заданном направлении);
- интердикция (побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности;
- дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых независимых форм деятельности).
Констатирующая информация выступает в форме сообщения. Сам характер сообщения может быть различным: от «безразличного» до использования явных элементов убеждения.
Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:
- умением устанавливать психологический контакт;
- учетом особенностей коммуникативного воздействия;
- аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
- эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.
При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный или невербальный контакт.
Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:
- уместностью принятых управленческих рений;
- четким распределением обязанностей среди сотрудников;
- умелым разрешением конфликтов.
Действие – главное содержание общения. При описании событий всегда используются термины действия: «он на меня давил, но я не поддавался», «он нанес мне удар…», «он толкает на совершение…» За одними и теми же словами могут стоять разные действия и одна и та же ситуация может быть «прочтена» партнерами по-разному. Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. Каждый замечал, что в любом разговоре, беседе, публичном выступлении огромное значение имеет то, кто ведущий в данном общении, а кто ведомый.
Выделяют 3 вида взаимодействий: дополнительные, пересекающиеся, скрытые.
- Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером.
Пример: руководитель говорит: «Вы опять все напутали – вам ничего нельзя поручить!», а подчиненный отвечает: «Ну что поделаешь, значит, я неспособный». Здесь действия заключаются не в передаче информации, именно в оценке партнеров по общению.
- Пересекающееся взаимодействие отражает неадекватное понимание позиции и действия другого участника взаимодействия, и ярко проявляют свои собственные намерения и действия.
Пример: приятель спрашивает: «Который час?», а другой отвечает: «Ты что, не можешь посмотреть на свои часы?». В данной ситуации один хотел получить информацию, а другой его не понял или не захотел понять. Если они не найдут взаимопонимания и общение не превратится в дополнительное взаимодействие, то такой разговор потенциально конфликтен.
- Скрытые взаимодействия включают в себя одновременно два уровня: явный (выраженный словесно) и скрытый (подразумеваемый).
Пример: - Не забудь, к 4-м придут заказчики, - говорит один сотрудник.
- Да, пожалуй, придется сейчас уйти, - отвечает ему второй (пример явного взаимодействия)
- Дикая скука. Может быть, сбежим? - предлагает первый.
- Молодец, хорошо придумал!- отвечает ему второй (пример скрытого взаимодействия)
Использование скрытых транзакций предполагает глубокое знание партнера, большую чувствительность к невербальным средствам общение – тону голоса, интонации, мимике, жесту, т.к. именно они передают скрытое содержание.
Однако для более глубокого понимания общения, необходимо знать происхождение различных позиций в общении, разбираться в оценке ситуации, потому что каждому из партнеров присущ свой стиль, модель поведения, накладывающие отпечаток на его действия в любых ситуациях. Характер общения определяется не только индивидуальными особенностями и личностными чертами, так же накладывает свой отпечаток и жизненный опыт, отношение к людям, нормы поведения данного социума, которые и определяют его как личность.
Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.