Статьи | Разное

Конфликтология

Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов — основные причины гибели лю­дей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлени­ям, которыми можно эффективно управлять на основе жизнен­ного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управ­ляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социаль­ный конфликт может быть оказано в том случае, когда мы дос­таточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разре­шения. А для этого нужна помощь науки.

Одно из следствий реформирования российского общества — рост количества и разнообразия социальных конфликтов.

Это как нам кажется, вполне естественно. В недемократическом го­сударстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исклю­чают возможность сколько-нибудь серьезных социальных кон­фликтов как с самой этой группой, так и в подчиненных ей структурах. Быстрый рост количества конфликтов свидетельст­вует о том, что мы в чем-то идем по пути демократизации, так как в обществе появилось множество социальных групп, кото­рые открыто выражают свои интересы и видят возможность от­стоять их, несмотря на то, что эти интересы зачастую входят в противоречие с интересами структур власти.

Демократия — это конфликты. Но истинная демократия за­ключается не столько в том, что каждый имеет возможность от­стаивать свои интересы различными средствами, вплоть до кон­фликта, сколько в том, что возникающие конфликты разреша­ются конструктивно, гуманными, цивилизованными способами. Одна из главных причин усиливающейся социальной напряжен­ности в обществе состоит именно в нашем неумении конструк­тивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие сто­роны не хотят поступаться не только принципами, но и вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоре­чий, а на взаимное противодействие, нанесение противнику максимального ущерба. Становясь самоцелью, борьба не может служить движущей силой прогрессивного развития общества.

Для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек и особенно руководитель должен об­ладать необходимыми знаниями о конфликте как явлении, посто­янно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей. К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учены­ми, занимающимися его исследованиями, еще не позволяла полу­чить знания, которые можно было бы достаточно эффективно ис­пользовать для объяснения и регулирования сложных социальных конфликтов с учетом их современной российской специфики. Нельзя не отметить и то, что органы управления оказались не в состоянии использовать те знания, которыми уже обладали пред­ставители всех наук, изучающих конфликт.

Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и быстрого развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. Основы такой науки — конфликтологии — в Рос­сии уже созданы.

Таким образом, конфликтология при условии ее быстрого раз­вития может сыграть в реформировании российского общества весьма прогрессивную роль; помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения, более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах; сохранить здоро­вье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян, ежегодно несущим огромный ущерб в результате деструктивных последствий

внутриличностных и социальных конфликтов.

Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. 

Конфликт весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпо­сылок, используемых методов. Решение рассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей, ко­торые уже обозначились в связи с определением сущности кон­фликта, объекта и предмета конфликтологии.

Прежде всего необходимо максимально четко определить со­держание, которое мы вкладываем в понятие “конфликт”, обо­значив тем самым границы предметной области конфликтоло­гии. Наиболее распространены два подхода к пониманию кон­фликта.

При одном из них конфликт определяется как столкно­вение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком под­ходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия “конфликт” и “противоречие” фактически становятся сопоста­вимыми по объему.

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъ­ектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдель­ный человек, либо люди и группы людей.

Прогресс науки, особенно на этапе ее становления, зависит от того, насколько удачно определены границы предмета ее изучения.

 Важно, с одной стороны, не упустить ничего, так как при этом теряется системное представление о предмете, с другой стороны — не включить в предмет ничего лишнего, поскольку это приводит к расширению круга изучаемых явлений, увеличе­нию объема исследовательской работы. Кроме того, важно уже в определении предмета по возможности точно раскрыть сущ­ность изучаемого явления. В этой связи целесообразно внести в понимание конфликта два принципиальных уточнения.

1. Прежде всего, необходимо сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты возникают только при социальном взаимодействии. При этом если соци­альное взаимодействие понимать в широком смысле, то в него целесообразно включить и взаимодействие между животными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточно большом количестве работ, посвященных различным аспектам проблемы биосоциальной эволюции. Поэтому в объект кон­фликтологии, по нашему мнению, необходимо включить зооконфликты — конфликты в животном мире. В неживой природе конфликтов нет, там есть противоречия, противодействия, столк­новения и т.п.

2. Второе уточнение касается сути конфликта. Представляется, что сущность конфликта заключается не столько в возникновении про­тиворечия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социаль­ного взаимодействия. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно час­то. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она — в противодействии субъектов конфликта в целом.

Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречии, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают нега­тивные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодейст­вуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Противодействие субъектов конфликта может разворачи­ваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии.

Объектом ее ком­плексного изучения являются конфликты в целом, а предметом общие закономерности их возникновения, развития и завер­шения.

Конфликтологию, по всей видимости, должны интересо­вать три типа конфликтов:

- внутриличностные,

- социальные,

- зооконфликты.

К основным видам социальных конфликтов отно­сятся:

- межличностные конфликты,

- конфликты между малыми,

- средними и большими социальными группами,

- международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.

Основные цели и задачи конфликтологии

Для того чтобы ускорить формирование конфликтологии, необходимо максимально четко определять основные цели и  задачи на каждом этапе развития науки. Основными целями  конфликтологии, которая одновременно носит фундаментальный и прикладной характер, являются:                      

  • исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;
  • создание системы конфликтологического образования в стра­не, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;
  • организация в России системы практической работы кон-фликтологов по прогнозированию, предупреждению и уре­гулированию конфликтов.

Для достижения первой целиразвития методологии, тео­рии, методов конфликтологии — необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

  • преодоление крайней разобщенности частных конфликто­логических наук, ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки;
  • проведение междисциплинарных исследований конфликтов;
  • выделение в ВАКе РФ научной специальности “Конфликтология”, возможно, сначала как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии;
  • регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретиче­ским и методическим проблемам конфликтологии;
  • создание системной базы эмпирических данных, включаю­щей результаты ситуационного анализа реальных конфлик­тов всех видов;
  • организация издания научного журнала “Проблемы кон­фликтологии”, более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвя­щенных конфликтам;
  • расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значитель­ных работ зарубежных авторов в этой области;
  • создание в системе научных институтов Российской акаде­мии наук Института конфликтологии на базе уже работаю­щего с 1992 г. Центра конфлитологических исследований.

Для достижения второй цели:

  • расширение перечня учебных специальностей вузов, для ко­торых курс “Основы конфликтологии” будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, осо­бенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликта­ми, данный курс должны изучать выпускники всех вузов;
  • введение курса “Основы конфликтологии” в средних специ­альных учебных заведениях, ПТУ, общеобразовательной средней школе;
  • введение учебной специализации “Конфликтолог” в рамках психологии, социологии, политологии. В последующем вве­дение самостоятельной учебной специальности;
  • введение учебной дисциплины “Основы конфликтологии” в системе повышения квалификации специалистов во всех от­раслях народного хозяйства, особенно для руководителей;
  • издание учебников и другой учебной литературы по конфлик-тологии наиболее известных зарубежных авторов;
  • публикация научно-популярных работ по конфликтологии, доступных максимально широкой части населения страны;
  • образование в ведущих вузах страны кафедр конфликтоло­гии, комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами, философами, правоведами и др., т. е. на основе междисциплинарного

принципа.

Для достижения третьей цели:

  • разработка методик и технологий оценки опасности возник­новения конфликтов в основных сферах жизни и деятельно­сти общества;
  • создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозировани­ем, предупреждением и урегулированием реальных кон­фликтов;
  • создание Ассоциации российских конфликтологов, основ­ной задачей которой будет разработка прикладных, теорети­ческих и методологических проблем конфликтологии;
  • разработка универсальных междисциплинарных методов ана­лиза реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных, позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское