В социологии личность рассматривается как представитель определенной социальной группы, как социальный тип, обезличенная личность.
В общей психологии рассматривается структура личности, обусловленность личности деятельностью и включением в социальную среду.
Специфика социально-психологического подхода – рассмотрение личности в конкретных реальных социальных группах, во взаимосвязи. Каким образом и в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность.
Каким образом сформировались данные социально-типичные черты, почему и как они проявляются в разных условиях.
Взаимоотношения личности и группы.
Главные проблемы соц психологии:
- взаимоотношение личности с группой
- проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.
- проблема соц. установки
Социализация личности
Двусторонний процесс, включающий
1) усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду в систему социальных связей;
2) процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в среду.
Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его собственные ценности, установки, ориентации. Происходит продвижение опыта на новую ступень.
Содержание процесса социализации.
В трех сферах происходит развитие личности. Эти изменения обусловлены включением личности в социальную среду и совместную деятельность.
- Деятельность на протяжении всего процесса социализации
- расширение каталога освоенных видов деятельности
- выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, выбор ведущей деятельности.
- центрирование вокруг главной деятельности, соподчинение ей всех остальных
- освоение в ходе деятельности новых ролей и осмысление их значимости
- Общение, связанное с деятельностью
- расширение общения – умножение контактов с другими людьми
- углубление – переход от монологичного общения к диалогичному, децентрация, умение ориентироваться на партнера
- Развитие самосознания личности. Это контролируемый процесс, определяемый постепенным приобретением опыта. Только в деятельности осуществляется коррекция представлений о себе и в сравнении с представлениями других.
Стадии социализации
- Дотрудовая:
а) ранняя социализация (дошкольная)
б) стадия обучения (школьный возраст, юность)
- Трудовая: личность не только усваивает, но и воспроизводит трудовой опыт.
- Послетрудовая.
- свертывание социальных функций;
- изменение типа активности личности, это период мудрости;
- увеличение удельного веса пожилого населения
Институты социализации
Общество и группа передают становящейся личности системы норм и ценностей. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к этой системе – институты социализации.
Семья. Первые навыки взаимодействия, первые социальные роли (половые), закрепление норм и ценностей. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у ребенка образа «Я».
Тенденция к снижению роли семьи: увеличение числа разводов, женщина работает, ослабление традиционной роли отца.
Дошкольные учреждения
Школа
- систематическое образование (элемент социализации)
- первичные представления человеку как гражданину, способствующие вхождению в гражданскую жизнь
- возможности для общения (особенно со сверстниками)
Вуз мало исследований
Трудовой коллектив в плане социализации мало исследований. Изучается проблема отрыва от этого института и приход в институты десоциализации (преступные группы, группы пьяниц)
Общественные организации – большая роль в социализации незанятых групп населения – пенсионеров, домохозяек
Т.о. Социализация (от лат. socialis – общественный) — это процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание.
В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.